Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе
статья по окружающему миру на тему

Тангалычева Светлана Игоревна

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка.  Начинается  он  с  чувственного  восприятия.  Однако некоторые явления  природы  невозможно  воспринимать  непосредственно. Часто  на  основе  чувственного  познания  требуется  «построить» обобщенное  представление  об  объекте  или  явлении природы.    Для  решения  этой  проблемы, на помощь  приходят «модели».

Метод моделирования даёт возможность в искусственно созданных  условиях   показать  детям  разные  стороны  реально  существующих  объектов и явлений. Моделирование – синтетический метод, с  помощью  которого осуществляется отображение и преображение структуры и  функции  объекта  в  соответствующие  ему  модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_model_ekologicheskogo_soderzhaniya.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе.

Великий учёный И.М. Cеченов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания – практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И.М. Сеченова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка.  Начинается  он  с  чувственного  восприятия.  Однако некоторые явления  природы  невозможно  воспринимать  непосредственно. Часто  на  основе  чувственного  познания  требуется  «построить» обобщенное  представление  об  объекте  или  явлении природы.    Для  решения  этой  проблемы, на помощь  приходят «модели».

Метод моделирования даёт возможность в искусственно созданных  условиях   показать  детям  разные  стороны  реально  существующих  объектов и явлений. Моделирование – синтетический метод, с  помощью  которого осуществляется отображение и преображение структуры и  функции  объекта  в  соответствующие  ему  модели.

В последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Последовательность действий воспитателя при обучении моделированию дошкольников:

  1. предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
  2. организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
  3. постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
  4. обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
  5. руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы", "птицы", "звери", "домашние животные", "дикие животные", "растения", "живое", "неживое" и т.д.

Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работами психологов А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.

В  дошкольном  возрасте   используются    разные  виды  моделей:

  1. Иконические  модели.  Это  такие  модели,  которые  имеют  большое сходство  с  натурой.

Об использовании иконических предметных моделей, как более доступных для восприятия и понимания детьми, говорила  С.Н. Николаева. Она обращала внимание на то, что иконические модели могут быть конкретными и абстрактными. Они позволяют демонстрировать дошкольникам функционирование живых объектов.

  1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей, модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски.
  2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:

  • модель покровительственной окраски (С.Н. Николаева);
  • модель "длинных и коротких ног" (С.Н. Николаева);
  • модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И.А. Хайдурова);
  • модели Н.И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.
  1. Графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.)

Графическое моделирование неоднократно использовалось в психологических исследованиях, проводимых под руководством Л.А. Венгера, с целью формирования у дошкольников модельных представлений о пространственном расположении предметов.

Графическое моделирование  также способствует сенсорному развитию детей.  С.Н. Николаевой разработан пространственно-временной тип графического моделирования. Ею было выдвинуто предположение, что серия графических изображений может стать универсальным средством для развития продуктивной и интеллектуальной деятельности дошкольников. С.Н. Николаева разработала различные типы графических моделей для фиксации состояний меняющихся природных объектов: календари наблюдений за ростом растений; календарь наблюдений за сезонными явлениями; календари наблюдений за птицами в зимнее время.

Модели  можно  классифицировать  по  разным   принципам:

  • по  характеру   моделирования - модели  объектов,  процессов  и  биоценозов;
  • по  внешнему  виду  -  плоскостные  и  объёмные;
  • по  месту  расположения  -  настенные,  настольные  и  напольные;
  • по способу  использования -  статические  и  динамические.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
  • быть простой и доступной для создания и действия с ней;
  • ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
  • облегчать познание.

Демонстрация  моделей  может  быть  использована  только    после  ознакомления  детей  с  реальным  объектом  или  явлением   при  помощи  других  методов.      Введение  моделей  требует  определённой  последовательности:

  1. начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;
  2. целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
  3. обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Этапы овладения детьми моделями:

  1. Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают ее с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
  2. На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
  3. Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Кондратьева Н.Н., автор программы экологического образования дошкольников «Мы», считает,  что  необходимо  изготавливать  модели  вместе  с  детьми, обсуждать  с  ними замысел  по  ее созданию,  чтобы  модель  была понятна детям.

Структура  наглядных  моделей  зависит  от  уровня  развития  воображения   детей.

По  мнению  психологов,  воображение  представляет  особую  форму  отражения,  которая  заключается  в  создании  новых  образов   и  идей,  путём  переработки  имеющихся  представлений.  Воображение  включает   несколько  видов.  Различают  активное  и  пассивное  воображение.  Пассивным  называют  воображение,  которое  возникает  «само  по  себе»,   без  постановки  специальной  цели. Активное  воображение  или  познавательное,   направлено  на  решение  поставленных  задач.  

Но  яркость,  живость, отчётливость  образов  представления  зависят  от  индивидуальных  особенностей ребёнка.  

Изучая   воображение,  Венгер  Л.А.  выделяет,  что  начальные  формы  воображения  впервые  появляются  в   конце  раннего  детства,   в  связи   с  зарождением   сюжетно-ролевой  игры  и  развитием   знаково-символической  функции  сознания.

Суть  развития  воображения  определил  Выготский Л.С. По его мнению, она  состоит  в  овладении  средствами,  которые  перестраивают,  структурируют  не   окружающую  действительность,  а  сами  психические  функции,  и  основным  таким  средством  является  знак.

Основываясь  на  исследованиях  Выготского Л.С.,  Венгера Л.А.   можно сказать, что модели могут выступать в качестве методов развития  воображения ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.

При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить  познание окр...

«Лэпбук как средство обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о промыслах родного края».

В данном проекте рассматривается применение лэпбука как средства в дошкольных образовательных учреждениях. В качестве тем для их создания были определены промыслы родного края, так как формирование да...

Экспериментирование как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод формировании закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспе...

Мастер-класс «Буктрейлер как средство формирования представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о русских традициях»

Буктрейлер - короткий видео ролик, созданный по мотивам художественного произведения. примеры буктрейлера можно посмотреть по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/jeonQDGk5NtGXQ....

Презентация на тему: Народные сказки как средство формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о традициях и культуры Русского народа

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способ...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....