Главные вкладки

    Экспериментирование как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе.
    статья

    Лутина Любовь Леонидовна

    В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод формировании закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Эксперимент – это «1. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; вообще опыт, попытка осуществить что – либо». 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Экспериментирование как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе.

    В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод формировании закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Эксперимент – это «1. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; вообще опыт, попытка осуществить что – либо». В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку. Итак, как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.                                                                                                                                         Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетании «детское экспериментирование». Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Подъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.                                                     1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.          2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).                                                 3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.       4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.                                                                                                                                                    5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.                                                                            Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.                                                                                                                  Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно –действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.                                                                                                                       При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.  Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Подъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся доказательства.                                                                                                                                  1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задано взрослым ребенку, а строится самими детьми.                                                                                                     2. В экпериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.                                                                                                                       3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.                                                                                                                                           4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.                                      Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей и т. д.

                             Литература

    1.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.ТЦ Сфера, 2004. - 144с.

    2.Королева А. Земля – наш дом // Дошкольное воспитание. – 2004. - №10. – С. 34 – 36.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.

    При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить  познание окр...

    ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

    Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....

    Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе

    Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка.  Начинается  он  с  чувственного  восприятия.  Однако некоторые явления  природы  невозможно  воспри...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности Тема: «Дорожная азбука»...

    «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о театральном искусстве»

    Актуальностью работы является формирование представлений детей о театральном искусстве, которые выражаются в соответствующих поступках, чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка.Реализация п...

    Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о культурных традициях посредством русского народного творчества.

    Теоритическая значимость представлены теоретическое обоснование условия формирования о   культурных традициях посредством русского народного творчества детей старшего дошкольного возраста в ...