Консультация для педагогов ДОУ: «Проект педагогической технологии по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о русской культуре»
консультация (старшая группа) по теме

Тарануха Алена Валерьевна

в пректе представлены блоки, формы и способы реализации проекта педагогической технологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_dlya_pedag_proekt_po_form_pr_o_rus_kul.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ:

«Проект педагогической технологии по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о русской культуре»

Проект технологии по развитию представлений старших дошкольников о русской культуре

Модуль

Содержание

1

2

Целевой модуль

Цель – формирование представлений о русской культуре у детей старшего дошкольного возраста.     

Задачи:

- развитие представлений о русской культуре в разных видах деятельности;

- расширение представлений детей о русских праздниках, традициях, фольклоре, одежде;

- воспитание интереса к русской культуре

Содержательный модуль

1 блок. Праздники русского народа (Масленица, Рождество, Троица).

2 блок. Литературное творчество народа (потешки, прибаутки, сказки, пословицы).

3 блок. Изобразительное искусство русского народа.

Процессуально-деятельный модуль

Три этапа:

1 этап – репродуктивный – непосредственно – образовательная деятельность.

2 этап – репродуктивно – творческий – совместная работа педагога с детьми

3 этап – творческий – самостоятельная деятельность детей.

Средства: устное народное творчество; игра; народные игрушки, и национальные куклы; музыка; мини – музей.

Используются следующие методы:

- словестно – наглядные: беседы, рассказ воспитателя, рассматривание картинок, фотографий, поделок, чтение и рассказывание сказок, отгадывание загадок, объяснение смысла пословиц и поговорок;

- игровые: дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные игры; игры - драматизации; подвижные народные игры;

- практические: конструирование, лепка, рисование.

Используются следующие формы:

- коллективные,

- групповые,

- индивидуальные,

- непосредственно – образовательная деятельность,

- совместно организованная деятельность детей и взрослых и самостоятельная деятельность детей.

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока, постепенное усложнение материала

Диагностический модуль

Результат: повышение уровня развития представлений старших дошкольников о русской культуре

При разработке проекта педагогической технологии мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к русской культуре происходит, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями детей. Это потребовало особенного построения педагогического процесса. Работу с детьми мы построили в рамках блоков субъект-субъектного взаимодействия педагогов и детей (совместная деятельность) и самостоятельной деятельности детей.

Содержательный модуль проекта педагогической технологии состоит из трех блоков.

1 блок. Праздники русского народа (масленица, рождество, троица). Задачи: расширение представлений о русских народных праздниках (Троице, Масленице, Рождестве).

№ п/п

Тема, цель образовательной деятельности

Краткое содержание образовательной деятельности

1

Тема: знакомство с праздником «Рождество Христово».

  1. Познакомить детей с элементарным представлением о российском празднике «Рождество Христово»
  2. Воспитывать у детей нравственные чувства и этическое сознание.

  1. Что это за праздник Рождества Христово.
  2. Знакомство с «Преданием о первой Рождественкой елке» Е. Ивановской.
  3. Беседа по содержанию предания.
  4. Выполнение коллективной работы «Звезды для Рождественкой ёлки».
  5. Рождественский хоровод вокруг ёлки.

2

Тема: знакомство с праздником «Масленица»

1. Познакомить детей с народным праздником «Масленица».

2. Рассказать детям о традициях празднования на Руси «Масленицы».

3. Объяснить детям смысл выражения «Мир вашему дому».

4.Воспитывать любовь к истории и традициям русской культуры.

  1. Что это за праздник – Масленица.
  2. Слушание песни «Ой блины, блины, блины».
  3. Знакомство с куклой «Масленица».
  4. Изготовление поделки «Блины».
  5. Вопросы детям для повторения.

3

Тема: знакомство с праздником «Троица».

1.Способствовать возрождению традиций празднования русского народного праздника Троицы.

2. Разучивать с детьми русские народные песни, хороводные движения.

3. Повторить названия и вспомнить звучания русских народных музыкальных инструментов.

4. Закреплять умения игры на ложках.

1. Организация детей.

2. Знакомство с праздником «Троицы».

3. Игра "Собери гармонь"

4. Хоровод вокруг березы «Ой березка ты березка».

5. Вопросы для закрепления.

2 блок. Литературное творчество народа. Задачи: расширение представлений детей о русском фольклоре, приобщение к ценностям русской культуры, духовно-нравственному воспитанию детей.

№ п/п

Тема, цель образовательной деятельности

Краткое содержание образовательной деятельности

1

Тема: чтение русских народных сказок.

Расширение представлений детей о русских народных сказках.

  1. Чтение русской народной сказки «Каша из топора». Вопросы детям по сказке.
  2. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
  3. Чтение русской народной сказки «Гуси – Лебеди»
  4. Чтение русской народной сказки «Иван царевич и серый волк».
  5. Чтение русской народной сказки «Золотая рыбка».
  6. Чтение русской народной сказки «Мальчик с пальчик»
  7. Чтение русской народной сказки «Медведь и лиса».
  8. Чтение русской народной сказки «Морозко».
  9. Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок».
  10. Чтение русской народной сказки «Сивка – бурка».

2

Тема: чтение русских народных поговорок.

Расширение представлений детей о русских народных пословицах.

После чтения каждой пословицы с детьми беседа.

  1. Пословицы о труде.
  2. Пословицы о дружбе
  3. Пословицы о доброте.
  4. Пословицы о родине.
  5. Пословицы о семье.

3

Тема: отгадывание русских народных загадок.

Расширение представлений детей о русских народных пословицах.

  1. Отгадывание загадок о предметов быта.
  2. Отгадывание загадок о животных.
  3. Отгадывание загадок о растениях, деревьях, характерных для природы России (например о березе, осине и т. п).
  4. Отгадывание загадок о крупах.

3 блок. Изобразительное искусство русского народа. Задачи: расширение представлений детей о декоративно-прикладном искусстве, народной игрушке; обучение воспроизводить народный орнамент, народную игрушку в художественно-изобразительной деятельности.

№ п/п

Тема, цель образовательной деятельности

Краткое содержание образовательной деятельности

1

Тема: знакомство детей с росписью дымковской игрушки.

  1. Знакомство детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки, 
  2. Познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи, 
  3. Закрепить умение детей создавать простые узоры разными техниками,
  4.  Воспитывать уважительное отношение к народному наследию,
  5.  Активизировать речь детей, обогащать словарный запас,
  6.  Закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать фантазию и воображение.
  1. Знакомство детей с дымковской игрушкой: история создания дымковской игрушки, как делается игрушка, какие цвета используются, как расписывают.
  2. Расписывание дымковской игрушки детьми.
  3. Проведение подвижной игры «Карусель».
  4. Подведение итогов занятия.

2

Тема: знакомство с хохломской росписью

  1. Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
  2. Учить рисовать «завитки».
  3. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.
  4. Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.
  5. Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
  1. Организация детей в ООД, привлечение интереса.
  2. Почему хохломская роспись названа так?
  3. Как правильно наносить хохломскую роспись, какие цвета использовать, какие узоры рисовать?
  4. На какой фон мастера наносят свой узор?
  5. Знакомство детей с элементом хохломской росписи «Завиток».
  6. Разрисованные вазочек (заранее приготовленных) хохломской росписью.
  7. Подведение итога ООД (детям задаются вопросы по пройденному материалу во время данной ООД).

3

Тема: знакомство детей с городской росписью.

  1. Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи.
  2. Формировать представление об элементах городецкого узора.
  3. Воспитать у детей интерес к народным мастерам.
  4. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.
  5. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

  1. Знакомство детей с легендой о городецкой росписи: из кого материала изделия городецких мастеров, какие краски использует мастер для росписи, как создается такой узор,
  2. Физминутка
  3. Самостоятельная работа детей: дети расписывают заранее подготовленные вырезанные из бумаги разделочные доски, элементами городецкой росписи.
  4. Воспитатель задает вопросы детям, о чем они узнали во врем проведения ООД.

Проект педагогической технологии реализуется в три этапа: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий. Каждый из них направлен на решение доминирующей задачи. На первом этапе (репродуктивном) задача сводится к формированию у ребенка в НОД отражения окружающего мира в традиционной русской народной культуре. На втором этапе (репродуктивно-творческом) – ставится задача формирования об особенностях культурных традиций русского народа через приобретённое умения выражать к нему свое отношение в словесных суждениях и результатах собственной деятельности. Эта работа организуется в совместной деятельности детей и взрослых. На третьем творческий – на этом этапе главная задача направлена на развитие представлений детей о русской культуре в условиях самостоятельной деятельности детей – творческого использования комплекса средств народно-декоративного творчества.

Совместная работа с родителями по формированию представлений старших дошкольников о русской культуре осуществляется на основе плана, приведенного ниже. (Таблица 5).

Таблица 5

План работы с родителями воспитанников старшей группы детского сада

№ п/п

Тема

Форма реализации

1

Музей «русская изба» в ДОУ

Экскурсия в этнографический музей ДОУ. Пополнение его экспонатами.

2

Консультация «Ознакомление старших дошкольников с русской культурой в детском саду»

Консультация

3

Самое лучшее национальное блюдо

Конкурс «поваров»

4

Колыбельная песня в жизни ребенка

Консультация

Предметно-развивающая среда группы детского сада должна быть пополнена книгами, альбомами, аудиокассетами с народными сказками, изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства (городская, хохломская, дымковская и т.п.), народными игрушками, атрибутами для народных игр. Также воспитателям можно составить картотеку на тему: «Народные игры», «Потешки, прибаутки, пословицы», «Загадки русского народа», «Колыбельные», «Праздники русского народа.

Таким образом, вся работа, способствует формированию представлений старшего дошкольного возраста с русской культурой, активному участию детей в разных видах деятельности, совершенствованию пресильных знаний педагогов и сотрудничеству с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ "Разработка образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных форм, методов, технологий и мультимедиа оборудования"

В помощь педагогам и воспитателям, которые пока обращаются к мультимедиа технике на "Вы", но очень хотели бы узнать ее поближе, и чаще использовать при подготовке к проведению НОД и различных мероприя...

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о культурных традициях посредством русского народного творчества.

Теоритическая значимость представлены теоретическое обоснование условия формирования о   культурных традициях посредством русского народного творчества детей старшего дошкольного возраста в ...

Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯХ РОССИИ ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ С КУЛЬТУРОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В статье раскрывается алгоритм организации работы по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициях родного края через сравнение с британской культурой. Описываю...

Мастер-класс «Буктрейлер как средство формирования представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о русских традициях»

Буктрейлер - короткий видео ролик, созданный по мотивам художественного произведения. примеры буктрейлера можно посмотреть по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/jeonQDGk5NtGXQ....

Проект"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры."

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать иг...