ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Приобщение детей к народной культуре — одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Эта работа предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.

Жизнеспособность каждого человека, так же, как жизнеспособность целого общества, всецело зависит от той системы духовно-нравственных ценностей, которой он руководствуется. Именно поэтому так настоятельно заявляет о себе потребность во введении духовно-нравственной составляющей в содержание современного образования.
 

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: 
Павлова А.М. ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: sibac.info/archive/humanities/8.pdf (дата обращения: 14.05.2017)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             ПРОЕКТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

           «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ»

                                  АВТОР: СЕРИНА НАТАЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей  чувства безграничной любви к Родине

                                                                                                                   В.А. Сухомлинский

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству

                                                                                                                        Д.С. Лихачёв

Актуальность проекта: 

 С раннего возраста  начинается познание ребенком многих нравственных ценностей, основанных на любви к родным местам. Взрослые должны помнить, что если они искренне любят свой родной край и демонстрируют эту любовь своим детям, тогда их дети тоже будут сильно любить Родину, а патриотизм не будет для них пустым понятием. Необходимо постоянно прививать детям любовь к родным местам. Вот тогда можно полностью быть уверенным в том, что их дети станут самыми достойными гражданами своей Родины, ощутят гордость за свою страну и ее традиции.

Концепция проекта: 

Знакомство  детей с народными промыслами, изучение быта  и уклада жизни людей в старину способствует развитию интереса дошкольников к русской национальной культуре.

Цель проекта: 

Формирование у детей интереса к истории и культуре своей страны, своего края

через знакомство с народными промыслами и  организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Развивать познавательный интерес к истории и культуре своей страны, своего родного края.

Знакомить с особенностями народных промыслов на территории  нашей страны, Ивановской области.

Расширять представления детей об истории ярмарки, женском русском народном костюме.

Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями.

Приобщать детей к русской национальной культуре.

Воспитывать уважение к «малой родине».

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать активный словарь, повышать интонационную

выразительность речи.

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Развивать умения и навыки детей художественно-эстетической направленности.

Ожидаемые результаты:

В сюжетно-ролевых играх дети используют знания об истории, культуре, традициях своего народа.

Ценность представлений о гордости за свою  страну  и «малую родину» возрастает.

У детей улучшилась речь, они используют больше слов в своем активном словаре.

Методы реализации проекта:

Реализация проекта  через интеграцию  пяти образовательных областей:

Познавательное  развитие,  Речевое развитие,  Художественно-эстетическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Этапы и сроки реализации проекта:  долгосрочный (2016-2017 учебный год)

1 этап – подготовительный (Август - сентябрь 2016 г.)

2 этап – основной (Октябрь – март 2017 г.)

3 этап – итоговый  (Апрель-май 2017 г.)

                             План мероприятий  по реализации проекта:

              Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

                                                              Подготовительный  этап

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, иллюстрации, плакаты с элементами росписи, предметы из музея «русской избы»)

Август-сентябрь 2016 г.

Воспитатель

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами, историей ярмарки, русскому национальному костюму, ремеслами

Август-сентябрь 2016 г.

Воспитатель

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр

Август-сентябрь 2016 г.

Воспитатель

Подбор произведений фольклора, русских народных песен, стихов на тему народных промыслов

Август-сентябрь 2016 г.

Воспитатель

Подготовка материалов для организации художественно-эстетической, творческой деятельности детей

Август-сентябрь 2016 г.

Воспитатель

                                                                     Основной этап

Тематические беседы:

«Матрешка семеновская, Полхов –майданская матрешка» ,«Филимоновские игрушки » ,

« Мастера дымковской игрушки», «Голубое чудо Гжели», «Золотая хохлома », «Жостовская роспись», «Городецкие узоры», «Тульский самовар», «Палехская  и  Холуйская миниатюра»,

«Вологодское кружево», «Резная береста», «История павлопосадского платка».

В течение срока реализации проекта

Воспитатель

Просмотр презентаций: «Искусство  Гжели», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка», «Народные промыслы родного края», «Русский народный костюм», «История ярмарки», «Ремесла»

В течение срока реализации проекта

Воспитатель

Поход в Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина, и его отдел - Музей ивановского ситца; посещение музейных  выставок и просмотр экспозиций  «Рубаха, сарафан, панева», музейных занятий «Как рубашка в поле выросла»

Декабрь 2016 г. –Февраль 2017 г.

Воспитатель,

Ст.воспитатель

Чтение произведений фольклора по теме

 « Народные промыслы» (сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, рассказы, былины)

В течение срока реализации проекта

Воспитатель

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»,

«Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Ноябрь  2016 г.

Воспитатель

Заучивание наизусть текстов русских народных песен «Ах, вы сени, мои сени», «Во саду ли, в огороде», «Дуня-тонкопряха», «Во поле береза стояла», «Валенки», « Во кузнице»

Январь 2017 г.

Воспитатель

Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала

В течение срока реализации проекта

Воспитатель

Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»

Октябрь 2016 г.

Воспитатель

Лепка из глины и роспись  «Дымковская барышня»

Ноябрь 2016 г.

Воспитатель

Рисование  «Матрешки»

Декабрь 2016 г.

Воспитатель

Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»

Январь 2017 г.

Воспитатель

Рисование «Роспись посуды. Гжель»

Февраль 2017 г.

Воспитатель

Рисование «Гжельские петушки»

Март 2017 г.

Воспитатель

Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись»

Апрель  2017 г.

Воспитатель

Подвижные народные игры «Горелки», «Гори ясно», «Золотые ворота»

В течение срока реализации проекта

Воспитатель

Хороводные народные игры  «Каравай», «Карусель», «Мы матрешки», «Подковка», «Родничок»

В течение срока реализации проекта

Воспитатель

Сюжетно – ролевые  игры «Ярмарка», «В гостях у кузнеца»; «Мы ткачихи  и пряхи», «Гончар»

В течение срока реализации проекта

Воспитатель

Разучивание танцев «Кадриль», Танец «Приглашение» укр.  нар. мелодия, «Танец с ложками», «Танец с платками» «Околица» группа “Золотое кольцо”», «Матрешки», «Танец цыганок и медведя», хоровод-танец «Карусель»;

В течение срока реализации проекта

Воспитатель

Проведение досуга «Ненила-льняница»

Ноябрь 2016 г.

Воспитатель

Проведение фольклорного праздника «Веселые посиделки»

Декабрь 2016 г.

Музык. руководитель,

Воспитатель

Проведение НОД « Крещение»

Январь 2017 г.

Воспитатель

Проведение развлечения «Масленица»

Февраль 2017 г.

Музык.

руководитель

Воспитатель

Проведение НОД «Жаворонки»

Март 2017 г.

Воспитатель

Проведение весеннего девичьего праздника Ляльника

Апрель  2017 г

Музык.

Руководитель,

Воспитатель

                                                                           Итоговый этап

Создание мини- музея из предметов народных промыслов

В течение срока реализации проекта

Воспитатель

Создание папки «узоры мастеров»

Апрель-май 2017 г.

Воспитатель

Создание выставки детских работ по теме «Народные ремесла»

Апрель-май 2017 г.

Воспитатель

Проведение итоговой НОД «Ярмарка» по теме «Ремесла родного края»

Чаепитие

Апрель-май 2017 г.

Воспитатель

Участники проекта:

Дети группы

Воспитатели  группы

Музыкальный руководитель

Старший воспитатель

Работа с родителями:

1.Родителями организована помощь по сбору предметов народных промыслов для мини-музея.

2. Родители активно проявляют интерес к участию ребенка  в проекте.
3. Помощь родителей  детям  в разучивание  стихотворений.

4. Помощь родителей в изготовлении костюмов.
5. Участие родителей в праздниках,  досугах, развлечениях.

Литература:

 Е.А.Алябьева «Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2016.

С.Л.Сон, Е.В.Чинаева, А.М.Чистых «Азбука юного ивановца, или с алфавитом по родному краю», М.: Планета, 2012.

Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.

Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы родного края. Подмосковье.

Цель занятий - познакомить детей с прикладным искусством Подмосковья в детском саду.Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчест...

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

«Как знакомить дошкольников с ремеслами родного края»

Знакомство  дошкольников с ремёслами Старооскольского края....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с народным искусством родного края и изобразительной деятельности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ МАСТЕРОВ»

laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. Калинин...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....

Проект "Народные умельцы родного края"

Знакомство детей с народными промыслами Подмосковья...