Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «По следам осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Андрюшина Марина Михайловна

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию детей подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему

«По следам осени» 

      Программное содержание: 

      Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

      Конкретизировать представления детей о диких животных и птицах осенью, и подготовке зверей и птиц к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища, перелёт в тёплые края).

     Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.        

      Продолжать развивать активное внимание и объем памяти, самоконтроль при выполнении заданий.  

      Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

      Создать условия для экспериментирования. Активизировать интерес детей к экспериментам.

      Воспитывать экологическое сознание,  любовь к природе, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

      Способствовать обогащению и активизации словаря детей словами: лиловый, багряный, листопад, перелетные, зимующие,  хлорофилл, подпушье, линька.

      Предшествующая работа:  Беседы о временах года, наблюдения за живой и неживой природой, рассматривание картин и репродукций об осени, чтение художественной литературы, экспериментирование «Строение и питание листьев», заучивание стихов, отгадывание загадок, экскурсии по экологической тропинке детского сада, Проведение дидактических игр «Разложи картинки», «Осенние слова», «Предметы осени», «Приметы осени», настольно – печатная игра «Осенние месяцы».

      Материалы и оборудование: стихотворение И. Бунина, интерактивная доска, компьютер, презентация, мольберт, засушенные листья липы, осенние листья разного размера и цвета,  клеёнки, зеленые листья, белые салфетки, деревянные кубики, пазлы «Перелётные и неперелётные птицы», картинка – путаница «Узнай животное по силуэту», коробка, картинки  диких животных.

       Методические приёмы:

1. Организационный момент;

2. Чтение стихотворения;

3. Вопросы и ответы;

4. Рассказ воспитателя «Как месяцы назывались в старину»;

5. Словесная игра «Какая осень»;

6.  Дидактическая игра «Чей листок?»;

7. Опыт «Почему лист зеленый?»;

8. Эксперимент «Как листья опадают»;

9. Дидактическая игра «Перелётные и неперелётные птицы»;

10. Игра «Узнай животное по силуэту»;

11. Анализ

Ход:

      Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами про осень и про то, какие изменения происходят в жизни растений и животных и птиц с наступлением осени. Но сначала я вам прочитаю стихотворение Ивана Алексеевича Бунина, а вы внимательно послушайте.

Лес, точно терем расписной    

Лиловый, золотой, багряный      

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной         

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

И.Бунин  

- О каком времени года стихотворение? А ещё о чём? Какими словами поэт описывает осеннюю природу? С чем сравнивает лес? Почему поэт называет поляну сонной? О каких деревьях говорится в стихотворении? А какие еще приметы осени вы знаете?  Сколько месяцев длится осень? Назовите осенние месяцы. (Ответы детей).

- А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Сентябрь в старину назывался рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

- С приходом осени меняется цвет листьев на деревьях. Я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева лист?». На экране будут появляться листья разных деревьев, а вам нужно будет ответить, с какого дерева упал лист, и назвать, какой это лист. (Ответы детей).

Молодцы, все листья правильно назвали.

     «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

- А почему же листья желтеют осенью? На протяжении всего лета листья на деревьях зелёные благодаря особому веществу, которое придает им зелёный цвет. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

      Опыт «Почему лист зеленый?»

- Что нам понадобиться для этого эксперимента - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на салфетке появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. 

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

А почему листья желтеют и опадают? (Потому что стало холодно. Потому что деревьям не хватает питания).

И с наступлением холодной погоды движение сока  (сокодвижение) замедляется, прекращается. Питания листьям не хватает, и они желтеют, погибают.  Веточкам тяжело их держать, вот дерево и сбрасывает листья.

    - А как называется явление природы, когда листья с дерева опадают?

      Эксперимент «Как листья опадают».

     На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листочком вверх и выпустите его из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

      Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.      

      Ребята, поднимите листочки и по очереди кладите их в корзину, называя по одному красивому слову об осени. Какая она бывает? (Ответы детей:
золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая). Если дети затрудняются, воспитатель задаёт вопросы (Если осенью идет дождь, то она – дождливая. Если дует ветер – ветреная. Если осенью тепло – теплая.  Если сентябрь – ранняя. Если сыро – сырая. Если ноябрь – поздняя. Если холодно – холодная.

Если пасмурно – пасмурная. Молодцы. Теперь мы знаем, что с растениями происходит осенью и как деревья готовятся к зиме.

     А теперь я хочу поговорить с вами о том, как готовятся к зиме дикие звери?

     Игра «Узнай животное по силуэту» .

- Подойдите к мольберту, внимательно посмотрите и назовите всех животных, силуэты которых вы видите на картинке. (Во время ответов детей воспитатель выставляет картинки угаданных животных, а дети рассказывают об изменениях в их жизни с наступлением осени).

     Дидактическая игра «Перелётные-зимующие» А теперь я предлагаю собрать пазлы птиц. (Воспитатель делит детей на подгруппы по три человека. Каждой подгруппе предлагает коробку с пазлами).

- Назовите птиц на вашей картинке. Какие изменения в жизни птиц происходят с наступлением осени? Скажите, птицы, изображённые на ваших картинках зимующие или перелётные? Каких еще перелётных птиц вы знаете? Как люди помогают птицам зимовать? Почему эти птицы не улетают? Где живут сорока и дятел? Чем питаются? Какие городские птицы остаются зимовать в наших краях? А какой красногрудый красавец прилетает к нам зимой?

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Ребята, подойдите ко мне. Скажите, чем мы с вами сегодня занимались? Что вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? На этом наше занятие заканчивается. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)в подготовительной к школе группе.Тема: «Ориентировка во времен...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Как очистить воду?»

Приоритетная область: познавательное развитие, в интеграции с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие. ЦельОзнакомление детей с разными способами очистки водыЗадачиОбраз...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Составитель Кокова Наталья СергеевнаКонспект организованной образовательной деятельности по познавательной деятельности «Окружающий мир» в подготовительной к школе группе.Тема: «Запу...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В поисках золотой лилии»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В поисках золотой лилии»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Луговое сообщество».

Цель: Формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.Задачи:1.Познакомить детей с многообразием растений и животных луга - закрепить знания детей о насекомых, и...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цель: Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни птиц.Задачи:1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.2. Развивать логическое...