Школа для родителей "О природе для дошкольника"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ермолаева Юлия Анатольевна

План работы школы для родителей «О природе для дошкольника»

тема

цель

сроки

ответственный

Соц. партнеры

1.        

анкета «Мой ребенок».

Выявить знания о своем ребенке у родителей

сентябрь

Ермолаева  Ю.А.,Полякова Л.А.

психолог

2.        

Презентация “наша группа”

Познакомить с особенностями детей нашего сада

октябрь

 

Полякова Л.А.

Мед . персонал

3.        

консультация «Влияние природы на здоровье человека»

Дать знания от влиянии экологии на здоровье

ноябрь

Полякова Л.А.

Физ. руководитель

4.        

консультация «Игры о природе и здоровье ,их влияние на развитие ребенка »

 

Дать представление об играх с детьми и их значении

декабрь

Ермолаева Ю.А.

Физ.рук.

5.        

просмотр презентации «здоровый образ жизни».

Уточнить представления о значении здорового образа жизни

январь

Ермолаева Ю.А.

Мед. персонал

6.        

консультация «воспитание добрых чувств к живому, общение со сверстниками»

Дать знания о влиянии природы на воспитание доброты в детях

февраль

Ермолаева Ю.А.

психолог

7.        

просмотр презентации «развитие детей через экологические игры»

Дать знания об играх о природе

март

Полякова Л.А.

Муз. работник

8.        

открытое занятие для родителей . Родительское  собрание

 

Показать родителям результат работы с детьми к концу года

апрель

Ермолаева  Ю.А.,Полякова Л.А.

Психолог

Физ. руководитель

9.        

Анкета «Ребенок, природа и здоровье».

 

Выявить знания родителей о влиянии о влиянии школы на знания родителей

май

Ермолаева  Ю.А.,Полякова Л.А.

психолог

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета  «Ребенок, природа и здоровье».

1 Что вам понравилось в школе для родителей?

___________________________________________________________________________________

2 Что нового вы узнали?

___________________________________________________________________________________

3 Что нового узнал ваш ребенок?

___________________________________________________________________________________

4 Изменилось ли отношение ребенка к живой природе?

___________________________________________________________________________________

5 Как изменились отношения ребенка со сверстниками ?

___________________________________________________________________________________

6 Изменилось ли общение ребенка со взрослыми ?

___________________________________________________________________________________

7Проявляет ли ребенок сочувствие к другим людям ?

___________________________________________________________________________________

8 Можно ли назвать ребенка самостоятельным?

___________________________________________________________________________________

9 Активен ли ребенок в играх ?

___________________________________________________________________________________

10 Проявляет ли ребенок интерес к здоровью?

__________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Анкета «Мой ребенок».

1. Знакомы ли вы с содержанием работы ДОУ по  развитию интереса к природе ,здоровью человека у детей?

_______________________________________________________________________________

2. Что является главным в воспитании ребенка

(а –здоровье ,

б- развитие умственных способностей

 в- нравственное воспитание ,г-обеспечение материальных потребностей)?

 3. Над чем вы бы посоветовали работать углубленно

( а- умственное развитие,

б- привитие навыков общения, поведения,

в –культурно-гигиенические  навыки)?

 4. Чем вы любите заниматься совместно с ребенком?

_______________________________________________________________________________

 5. В  воспитание  каких  черт характера ребенка   вы отводите себе главную роль?

______________________________________________________________________________

 6. Какие ваш ребенок любит игрушки, игры книги , телепередачи?

______________________________________________________________________________

 7. Есть ли дома животные ,растения?

_____________________________________________________________________________

 8.Какие факторы влияют на здоровье детей(

а- наследственность,

б- образ жизни ,

 в- экология)?

 9 Соблюдаете вы дома рекомендации педагогов ,медиков ,психолога по приобщению детей к здоровому образу жизни ( да ,нет ,стараюсь)?

______________________________________________________________________________

10 Считаете ли   вы  себя положительным образцом для подражания вашему ребенку(да, нет, стараюсь)?

________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Игры о природе и здоровье , их влияние на развитие ребенка.

В настоящее время очень важной является проблема развития дошкольника.  Это, с одной стороны, развитие всех психических процессов ребёнка. В дошкольном возрасте это очень важно, а с помощью эколого - валеологических игр это будет интересно для ребёнка. Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе. Не заметно для себя, они усваивают основной принцип валеологии - гармония с собой, с природой, с окружающим миром - основа здоровья человека. Природа оказывает сильное развивающее воздействие на ребёнка. Она развивает мышление, умственные способности ребёнка. Он усваивает систему знаний о природе, о человеке, как части природы. Развивает любознательность, познавательное отношение, наблюдательность. Ребёнок приобретает знания о том, как укрепить своё здоровье в согласии с законами природы, не нанося вреда другим. Дети учатся видеть зависимость своего здоровья от разумности и правильности поведения их в природе, в общении с другими людьми, то есть от того, на сколько их образ жизни является здоровым. Очень важно развивать у детей умения, навыки, которые позволят успешно взаимодействовать с природой, другими людьми. Дети учатся понимать безопасность среды (природы, питания, общения с людьми…) для их здоровья и жизни.

   С другой стороны, очень важно эмоциональное развитие ребёнка, умение чувствовать состояние других существ (человека, растения, животного), видеть проявления различных эмоций, устанавливать причины, вызывающие их. Это способствует воспитанию гуманного отношения к живым существам. Чтобы правильно вести себя, ненасильственно относиться к живым существам, надо знать, что значит ,,правильное поведение” в природе, в общении с людьми. А это не будет до конца осознанно, если у ребёнка нет знаний о значимости каждого в экосистеме, взаимосвязи всего в природе, признаках живого, причинах гибели живого, влиянии человека на природу, природы на человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться. А общение обогащает эмоциональную сферу. По этому очень важно развитие эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Не осознавая, что они делают, они причиняют боль друг другу, растению, животному. Но одних знаний мало. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если ребенок сможет объяснить, что он чувствует, что с ним случилось, тогда он сможет лучше понять , что он делает не так. Но знания должны быть связаны с деятельностью, поэтому детей надо привлекать к уходу за живыми объектами. Таким образом идет воспитание экологической культуры.

    Дети, с которыми я работала, с удовольствием ухаживали за рыбками, хомячками, растениями. У детей развивали навыки личной гигиены, представление о пользе физических упражнений через беседы, личный пример. Но так как основная деятельность детей игровая, я решила использовать систему эколого - валеологических игр.

   В игре дети объединяются, общаются, что способствует эмоционально- личностному развитию детей. Воспитательная и развивающая задачи выполняются незаметно для детей в привлекательной для них форме. Игра более всего захватывает детей, заставляет по- настоящему пережить чувства персонажей игры: симпатию, покровительство, нежность. Это естественный вид деятельности детей, формирующий их характер.

   Эколого- валеологические игры используются на занятиях, вечерах досуга, в совместной деятельности взрослого и детей, далее вносились атрибуты для игр в свободной, самостоятельной деятельности детей.

   В работе с детьми используются следующие виды игр:

  1. театрализованные игры (на занятии, в совместной деятельности детей) по авторским сказкам (Баумволь, Бианки, Чуковский…), народным сказкам, рассказам о природе, здоровье, сказкам придуманными детьми (введение нового персонажа, обстановке). С детьми ввелся альбом сказок. В играх использовался театр игрушек, фланелеграф, игрушки- заместители. Кроме игр- драматизацией проводились игры- фантазии, сперва с образными игрушками, затем с плоскостными изображениями, заместителями. Эти игры использовались для развития эмоциональной сферы, остроты переживаний, ощущений живых существ, воображения. Но они решали и многие другие задачи: уточняли знания о связях в природе, о влиянии человека на природу, природы на здоровье человека.
  2. игры- имитации различных объектов природы (живой и не живой): ,,Позы”, ,,Изобрази” на развитие воображения, выразительности мимики, жестов. Эти игры имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной, артикуляционной гимнастики, психогимнастики.
  3.  игры с движениями, направленные на развитие психических процессов, выразительности движений уточнения знаний о закономерностях в природе, о связи живых существ, человека и природы. Эти игры способствуют развитию физической активности детей, снимают напряжение.
  4. сюжетно- дидактические игры и сюжетно- ролевые (магазин, зоопарк, Айболит, путешествие). В основном решают задачи эмоционального развития детей.
  5. дидактические игры. Они способствуют развитию всех психических процессов: внимание (его свойства), операции мышления, логика, воображение, память.
  1. игры на формирования представлений о поведении в природе, дома, в городе. (экологический светофор, исправь, хорошо- плохо.) это игры по темам: человек и природа, безопасность ребёнка дома, на улицы.
  2. игры на развитие эмоциональной сферы (маски зверям на карнавал, найди хозяйку, что подумал Лесовичок, подбери модель, добрый- злой.) это игры по темам: ребёнок и другие люди, ребёнок и природа, здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
  3. игры на уточнение знаний об экосистемах (лес, луг, водоём), на установление связей и зависимости в экосистемах, на сравнение, группировку, обобщение и другие операции мышления, внимание, память.
  4. на формирования представлений об организме человека, пользе движений, продуктов питания, витаминов, чистого воздуха для здоровья человека.

      Развитию ребёнка способствует и участия в изо деятельности. Для этого дети изготовляли коллективные работы с использованием разных способов изображения (лепка, использование штампов из листьев, рисование кистью, мелками…). Тема работ были связаны с играми: поезд птиц, лес осенью, домик- дерево, праздничная ель. Использовались задания на развития воображения: дорисуй (лес, морское дно, дети на спорт площадки…).

Задачи работы:

  1. учить проявлять сочувствие, сопереживание при неосторожном общении с объектами природы, допущенном кем- то. Учить радоваться при общении с природой, быть доброжелательным, стремиться не наносить вреда. Дать представления о положительном поведении в природе, о добрых делах в природе.
  2. Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать объекты природы.
  3. Учить определять и называть эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) по выражению лица. Учить пользоваться моделями настроения при определении потребностей живых существ, их состояния, активизировать мимическую, жестикуляционную деятельность детей.
  4. Развивать умение передавать имитацией образы животных, птиц, растений, придумывать игры- фантазии с использовании театра на темы природы, соблюдения культурно- гигиенических навыков, культуры общения.
  5. Формировать представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.
  6. Воспитание стремления быть аккуратным, опрятным, чистоплотным, не болеть.
  7. Прививать культуру общения, вежливость, доброту, отзывчивость, используя примеры из произведений.
  8. Учить отражать свои впечатления в изо деятельности, помогать взрослым в уходе за растениями.

Экологические и валеологические игры разных видов (дидактические, сюжетные, театрализованные, подвижные, имитации) способствуют:

1.развитию эмоциональной отзывчивости,  выразительности мимики, речи, жестов, игровых умений.

2.воспитанию чувства сопереживания другому организму, стремления не навредить, правильно вести себя в природе (в лесу, у водоёма, в поле), в общении с другими людьми (на улицах города, в играх). Проиграв сказку, сюжетную игру, имитацию ребёнок лучше понимает состояние растений, животных, других людей.

3.экологические, валеологические игры способствуют развитию свойств внимания (сосредоточенность, переключение, устойчивость), опирации мышления (анализ, установление связей, сравнения, обобщение классификации). Способствуют развитию слуховой и зрительной памяти, воображения. В результате дети показали хороший результат развития психических процессов.

4.экологические игры данных видов систематизируют знания об экосистемах. Валеологические игры по разделам (ребёнок и другие люди, дома, здоровье, на улицах города, и природа) систематизируют знания о безопасном поведении в городе, в лесу, на озере… . Это способствует развитию уверенности детей, самостоятельности, ответственности. В старшем возрасте ребёнок подходит к пониманию влияния природы, города на здоровье человека, безопасность его жизни, здоровья. Ребёнок осознаёт влияние человека на природу, здоровье людей. В результате можно сказать, что экологические и валеологические игры (по теме безопасность) способствуют эмоционально – личностному развитию дошкольников.

5.эколого-валеологические игры обобщают представление о трудовых умениях в природе.

Таким образом эколого-валеологические игры развивают экологическую ку-

льтуру дошкольников, так как систематизируют знания о природе, умения, воспитывают экологически правильное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-деятельность детей подготовительной к школе группы "Друзья природы" (Экология, развитие речи)

Мини-деятельность детей подготовительной к школе группы "Друзья природы"...

Конспект занятия по плаванию в подготовительной к школе группе. "Берегите природу"

Цель:-Совершенствовать навыки в плавании разными стилями.-Закреплять умение плавать стилем «брас»-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, создавать положительный эмоциональный настрой.Зада...

Экологическая викторина для детей подготовительной к школе группе "Знатоки природы"

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы  в форме экологической  викторины....

Конспект викторины по экологическому образованию в подготовительной к школе группе: «Знатоки природы»

Обобщение и закрепление знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины...

Проект для детей подготовительной к школе группы "Мир природы родного края"

Проект для детей подготовительной к школе группы "Мир природы родного края"...

Экологический рассказ о природе для дошкольников "Берегите, дети природу!"

Рассказ преднозначен для детей дошкольного возраста, который учит малышей беречь природую...