педагогический проект "Мы - юные учёные"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Сычёва Татьяна Владимировна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_poznavatelno.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Педагогический проект 

по познавательному развитию 

с детьми младшего дошкольного возраста

«Мы – юные учёные»

        Подготовила:

Сычёва Т.В.,

воспитатель:

Сухиничи, 2017

Содержание

1. Введение________________________________________________________ 3

2.Технологическая карта педагогического проекта______________________   4

3. Актуальность проекта_____________________________________________  6

4. Цель, задачи, ожидаемые результаты  и  продукты  проекта______________ 7

5. Этапы реализации проекта_________________________________________  8

6. План мероприятий в рамках работы  над проектом_____________________  9

7. Ресурсное обеспечение проекта______________________________________10

8. Выводы__________________________________________________________ 10

9. Литература_______________________________________________________  11

 

 

Введение

        С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для ребёнка всё впервые, солнце и дождь, страх и радость.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

        Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, переживаний, наблюдений. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких открытий.

        Дети непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Поэтому нужно активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Технологическая карта педагогического проекта

Творческое название проекта

«Мы – юные учёные»

Тип проекта

Исследовательско-творческий

Возраст детей

Младший дошкольный возраст

Исполнители

Дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Продолжительность

Краткосрочный (2 недели)

Тематическое поле

Познавательно-исследовательская деятельность (опыты и эксперименты с водой, воздухом и бумагой)

Актуальность

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать что-то новое – важные черты детского поведения. Исследовательская деятельность дает детям возможность думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Проблема

Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

Цель

Создание условий для экспериментальной деятельности детей, для формирования и развития познавательного интереса.

Задачи

1.Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

2.Познакомить с некоторыми свойствами воды, воздуха и бумаги.

3.Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений.  

4.Формировать навыки мыслительных действий, анализа, классификации, способствующих развитию речи.

5.Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6.Учить объяснять наблюдаемое.

Этапы реализации

1 этап. Подготовительный (определение темы проекта; формулировка цели и постановка задач; составление плана основного этапа проекта).

2 этап.  Практический (проведение совместной с детьми деятельности: ООД, беседы, просмотр презентаций; исследовательская деятельность детей;  пополнение и обогащение  центра экспериментирования необходимыми материалами и  приборами; изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ; составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы).

3 этап. Заключительный (составление портфолио проекта, создание презентации о проекте «Познавательно – исследовательская деятельность младших дошкольников»).  

Результат

1.Созданы условия для развития познавательного интереса детей.

2.Сформированы навыки мыслительных действий.

3.Расширились и углубились знания и представления ребенка об окружающем мире.

4. Сформировались познавательные умения через экспериментальную деятельность.

5. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

Презентация проекта

Презентация центра экспериментирования

«Хочу всё знать»

Актуальность проекта

        Ребёнок по своей сути – пытливый исследователь. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для ребёнка приобретает познавательная деятельность, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или в процессе сотрудничества, сотворчества со взрослыми. Однако часто приходится сталкиваться с интеллектуальной пассивностью детей. Причина – ограниченность интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в силах справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую плоскость или игру. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, умеющими ориентироваться в окружающем предметно – природном мире, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.         Важнейшим условием формирования знаний об окружающем мире является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты – эксперименты.  Мы подобрали эксперименты, доступные детям младшего  дошкольного возраста, не требующие сложного оборудования и совершенно безопасные. А затем  разработали проект « Мы – юные учёные», который позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.   В группе был организован центр экспериментирования «Хочу всё знать», который оснастили материалами и специальным оборудованием необходимым для познавательного развития детей. Проектная деятельность развивает не только творческие способности детей, но и помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Работа над проектом органично вписалась в педагогический процесс и проводилась в несколько этапов. Ребёнок жаждет познания, стремиться к открытиям. И наша задача удовлетворить эти потребности детей, что в свою очередь приведёт к сохранению их здоровья и не только интеллектуального, но и в свою очередь эмоционального, физического и духовного.

        Цель проекта:   создание условий для экспериментальной деятельности детей, для формирования и развития познавательного интереса.

        Задачи проекта:

1.Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

2. Познакомить с некоторыми свойствами воды, воздуха и бумаги.

3.Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений.  

4. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, классификации, способствующих развитию речи.

5.Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6.Учить объяснять наблюдаемое.

        Предполагаемый результат:

Для детей:  

* созданы условия для развития познавательного интереса;

*сформированы навыки мыслительных действий;

* расширились и углубились знания и представления ребенка об окружающем мире;

* сформировались познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Для педагогов:  

*обобщение педагогического опыта;

*внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию;

 *повышение   профессионального уровня педагога через овладение метода проектов  в работе с детьми.

Для родителей:  

 *повысится уровень участия родителей в формировании у детей исследовательского поведения.  

        Продукт проектной деятельности:   картотека опытов и экспериментов с водой и воздухом; пособие «Такая разная бумага»; создание центра экспериментирования «Хочу всё знать»; консультации  и буклеты для родителей.

 

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный: 

*определение темы проекта;

*формулировка цели и постановка задач;

*составление плана основного этапа проекта.

2 этап.  Практический: 

 *проведение совместной с детьми деятельности: ООД, беседы, просмотр презентаций;

*организация развивающей предметно - пространственной  среды;

*1 неделя - проведение опытов и экспериментов в группе и на прогулке   с водой;

*2 неделя - проведение опытов и экспериментов в группе и на прогулке с воздухом и бумагой;

 *самостоятельная исследовательская деятельность детей;  

*пополнение и обогащение  центра экспериментирования необходимыми материалами и  приборами;

* изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ;

*составление и создание опытов и  экспериментов с  водой, воздухом и бумагой.

 3 этап. Заключительный: 

* составление портфолио проекта;

* создание презентации о проекте «Познавательно – исследовательская деятельность младших дошкольников»;

* презентация центра экспериментирования «Хочу всё знать» в группе;

* трансляция реализации проекта в фотовыставке для родителей.  

План мероприятий в рамках работы  над проектом

Формы работы с детьми

Название темы

Беседы

«Какие свойства воды ты знаешь?»

«Зачем человеку нужна вода?»

«Что такое ветер»

Игра -  эксперимент

«Тонет, не тонет»

Дыхательная гимнастика

«Надуем шарик»

«Легкий ветерок»

ООД (рисование)

«Весёлые облака»

Чтение художественной литературы

Сказка «Как Костя не умывался»

Опыты с воздушным шариком

Прогулка

«Наблюдение за ветром»

ООД (познавательное развитие)

«Разноцветные чудеса»

Самостоятельные игры детей на закрепление пройденного материала  (дид/игры, игры-эксперименты)

Опыты и эксперименты

«Послушный ветерок»

«Какая бывает вода»

«Какого цвета водичка»

«Какие предметы держатся на воде»

ООД (аппликация)

«Непослушные капельки»

ООД (познавательное развитие)

«Ознакомление со свойствами бумаги»

ООД (речевое развитие)

«Кому нужна вода?»

Формы работы с родителями

Название

Анкетирование

«Ваше отношение к поисково- исследовательской деятельности в детском саду»

Консультация

«Маленькие экспериментаторы»

Буклеты

« Детское экспериментирование в семье»

Ресурсное обеспечение проекта:

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

6. “Организация экспериментальной деятельности дошкольников”, методическое пособие, издательство АРТИКА, Москва, 2008г.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов ООД  и игр - экспериментов;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

- оформление  центра экспериментирования  в группе.

Выводы

        Организация использования метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Особую педагогическую значимость проектного метода мы  видим в том, что:

 - он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

        Данный опыт работы можно использовать   педагогам ДОУ.  Я очень надеюсь, что проделанная работа в ходе реализации данного проекта помогла моим воспитанникам в становлении целостной картины мира, наполнила их умы интересным содержанием и знаниями.

Литература

1.  Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. – М., 2001.

3. Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.

4. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.

5. Интернет - ресурсы

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·...

Проект "Юный учёный"

Может ли маленький ребёнок быть полезным для своей страны....

Сценарий развлечения «Юные учёные» в старшей группе

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.Задачи:Образовательные:ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; безвкусная и т.д.уточнит...

Лаборатория юных учёных «Необычное в обычном»

Материал подобран согласно  потребностям и интерасам детей  подготовительной группы. С ребятами были проведены Захватывающие эксперименты с водой и бумагой. В процессе опытов , дети узнали н...

Образовательная деятельность «Школа юного учёного»

Квест в рамках Дня открытых дверей  МБОУ ШИ для слепых и слабовидящих детей (дошкольное отделение)28.02.2023 год       Квесты для детей способны задейство...

Академия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Юный учёный".

В данной методической разработке представлена программа работы академии по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкрольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные учёные»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности«Юные учёные»...