перспективный план по экспериментальной деятельности в ДОУ средняя группа
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Черняева Елена Васильевна

Перспективное планирование по Экспериментальной деятельности для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_vosstanovlen.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

     неделя

Сентябрь

Лаборатория. Правила поведения. Знакомство с лабораторной посудой

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл. Как достать скрепку из воды

Октябрь

Вода прозрачная, может менять цвет

Свойства воды (запах, вкус, форма)

Значение воды для животных

Игра «Водяной» у нас в гостях

Ноябрь

Тонет, не тонет

Растворяет, не растворяет

Значение воды в жизни растений

Создание огорода на подоконнике

Декабрь

Вода, лёд, снег

Льдинка и снежинка

Заморозка льдинок

Украшение участка

Январь

Экспериментирование по желанию детей

Февраль

Песок, глина.

Почва, песок, глина, камни

Путешествие в мир стеклянных вещей

Игра «Разноцветные стеклышки»

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Ветер, ветер, ветерок

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Нужно ли солнце растениям?

Игра «Солнечные зайчики»

Май

Мир бумаги. (Из чего делают бумагу)

Мир бумаги (виды бумаги)

Изготовление бумаги в группе

Использование «самодельной» бумаги в прикладном искусстве


№ п/п          

Месяц

Тема

Цель

Обеспечение интеграции образования (образовательной области)

Сентябрь

№1

ЛабораторияПравила поведения. Знакомство с лабораторной посудой

Знают значение лаборатории, как о месте проведения экспериментов. Имеют представление о лабораторной посуде. Соблюдают правила поведения в лаборатории, бережно относятся к приборам и объектам исследования.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей

№2

Волшебная рукавичка

Знают о способности магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

№3

Предметы из металла

Узнают предметы из метала, называет характерные признаки соответствующие металлу

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

№4

Действие магнита на предмет

Самостоятельно обследуют предметы, называют свойства материалов.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Октябрь

№1

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определяют такое свойство воды, как цвет. Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

№2

Свойства воды (запах, вкус, форма)

Определяют такие свойства воды, как запах, вкус, форма. Умеют делать выводы, почему вода принимает любую форму, вкус воды зависит от растворенных в ней веществ.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования. Уметь синтезировать и анализировать полученный материал

№3

Значение воды для животных

Имеют представления о значении воды для животных

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе изложения своих мыслей, обогащать словарь детей (жажда, засуха, водопой)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов.

Познание: подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

 

 

Ноябрь

№1

Плавающие и тонущие предметы

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

Познание: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам .

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

№2

Растворяются, не растворяются

Умеют классифицировать предметы по признакам: Растворяются, не растворяются.

Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

 Познание: развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

№3

Значение воды в жизни растений

Имеют представления о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

№4

Создание огорода на подоконнике

Используют полученные знания о посеве растений на практике

Коммуникация: развивать речевую активность детей, побуждать детей делиться впечатлением, развивать умение сопровождать действие рассказом;

Познание путем практического исследования побуждать детей делать выводы; чтение алгоритмов.

 

 

 

 

 

 

Декабрь

№1

Вода, лед, снег.

Называют свойства воды, льда, снега, сравнивают их, выявляют особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе изложения своих мыслей.

№2

«Льдинка и снежинка»

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

№3

Заморозка льдинок

Используют свойства воды для изготовления зимних украшений

Художественно-эстетическое формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация: побуждать детей делиться впечатлениями, развивать связную речь.

Познание: использовать опытно-экспериментальную деятельность на практике, развитие воображения и творческой активности.

№4

Украшение участка льдинками

Используют льдинки, полученные опытным путем для украшения участка

Художественно-эстетическое формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация: побуждать детей делиться впечатлениями, развивать связную речь.

Познание: использовать опытно-экспериментальную деятельность на практике, развитие воображения и творческой активности.

Январь

 

Самостоятельное экспериментирование

Используют полученные навыки в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности

Коммуникация: делятся своими впечатлениями, рассказывают о своем опыте и результате.

Познание: развитие воображения, памяти, мышления; умения ставить вопросы и находить ответы опытным путем самостоятельно

Февраль

 

 

№1

Песок. глина.

Умеют выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявляют прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины.

Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

№2

Почва ( песок, глина камни)

Имеют представления детей о свойствах почвы. Знают элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Умеют называть свойства стеклянных предметов.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

№4

Игра «Цветные стеклышки»

Используют свойства цветных стеклышек в игре

Коммуникация: делятся впечатлением от увиденного.

Познание: развитие воображение, формировать представление о изменении цвета вещей

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Умеют устанавливать элементарные   причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.

Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда.

Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

№3

Теплая капелька

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными аккуратность при работе с водой

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное).

Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.

№4

Ветер, ветер ветерок.

Знают о таком природном явлении, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Апрель

№1

Чудеса растений

Знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

№2

Нужен ли корешкам воздух?

Знают причину потребности растения в рыхлении.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

№3

Нужно ли солнце растениям?

Имеют представления о значимости солнца для растения

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Познание: рассмотреть опытным путем значимость солнца для растения; развивать умение устанавливать причинно-следственную связь

№4

«Солнечные зайчики»

Имеют представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Май

№1

Мир бумаги. (Из чего делают бумагу)

Знают процесс изготовления бумаги

Коммуникация: формирование позитивных установок к труду изготовления бумаги. Формировать бережное отношение при использовании бумаги.

Познание: познакомить с процессом изготовления бумаги, развитие любознательности и познавательной мотивации

№2

Мир бумаги (виды бумаги)

Различают разные виды бумаги их свойства и использование

Коммуникация: развитие эмоционального интеллекта, формирование готовности работать в парах, группах со сверстниками.

Познание: рассмотреть свойства и виды бумаги. Развитие осязания.

№3

Изготовление бумаги

Используют на практике технологию изготовления бумаги в группе

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

№4

Использование «самодельной» бумаги в прикладном искусстве

Используют бумагу собственного изготовления в практической деятельности

Художественно-эстетическое: развитие эстетического отношения к творчеству, развитие воображения.

Коммуникационное: развивать умение рассказывать о своей работе.

Познание: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать навыки использования результатов экспериментирования в художественно-эстетической деятельности.

 

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-синтез, 2016г.
  2. Вострухина Т.Н., Кондыринская Л.А. знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет. 2-е изд. Испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016г.
  3. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.
  4. Рыжкова Л.В. Методика детского экспериментирования.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014г.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.-СПб.: детство-пресс, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в средней группе в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в средней  группе в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под реда...

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе

перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе 2018-2019 гг...

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе (2-3) на 2022/2023гг

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе (2-3) на 2022/2023гг...