ООД "По страницам книжной истории"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ломакина Людмила Николаевна

В процессе ООД дети знакомятся с историей создания книги в разных странах мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл По страницам книжной истории.34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема«Страницы книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Задачи:

- стимулирование познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;

- активизация диалогической речи, обогащение активного словаря;

- использование различных форм работы детей;

- развитие у детей творческого воображения путем использования активных форм обучения.

Ход НОД:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

-  Я знаю, что вы  очень дружные, любите узнавать что-нибудь  новое и интересное.

Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав её, вы поймёте, о чем у нас сегодня пойдёт речь.

Я всё знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

Читать нужно научиться  (Книга)

Дети: Книга

-  Вы любите читать книги?

- Какие книги вы читали? (Ответы детей)

- Вот как много разных книг вы читаете!.

Никто не знает точно, когда родилась Книга   Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не прервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые уже когда-то были сделаны.

-Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

-Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ.

- Скажите, а вы знаете, как появилась книга?

-Хотите это узнать?

-Тогда нам нужно отправиться в прошлое.

- Но как нам туда попасть? (варианты)

- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами.

- Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал. Воспитатель берет «волшебную палочку»).

-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?

(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).

-Встаем в круг. (музыку выключают).

-Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся. Передаем друг другу нашу волшебную палочку-перемещалочку. (передают палочку по кругу)

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)

- Какие молодцы, посмотрите (воспитатель подходит к проектору и поворачивает экран к детям) мы с вами попали в древний Египет

 (звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта).

-Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).

- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. (ответы детей: песок, глина, вода).

-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)

- Скажите, ваши изображения видны? (да)

-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

- Что стало с вашей надписью? (ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок какой? (сыпучий)

- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).

- Что получается, ребята? (ничего)

- Как же так, а почему (дети отвечают)

-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!

-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.

- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?

-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)

- Она осталась? (да)

- Подуйте на нее (дуют)

- Что с ней стало? (сохранилась)

- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)

- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).

- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

(перемещаются в машине времени под музыку)

-Сейчас мы окажемся в древнем Китае. (передают палочку по кругу).

- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»

- Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд, он считается самым главным праздником в Китае.

- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью. Следили за своим телом, выполняя гимнастику.

- Я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику. Хотите попробовать?

- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

- Молодцы.

- Готовы?

Динамическая пауза. ЗВУЧИТ МУЗЫКА

1.Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

2. Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.

3.Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики (повороты вправо, влево с полуприседанием)

-Молодцы! Какие красивые зонтики!

4.А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. -Молодцы.

5.А еще в Китае любят чай. Наливаем чай, изобразим чайник (наклоны вправо, наливаем чай в чашку, затем влево - в другую чашку).

6.Чай горячий ( ладошки соединили, подули).

7.Подаем чай (руки вперед)

8.Птицы ( одна рука вверх-вперед, другая вниз-назад(хвост)

-Молодцы, вы очень красивые птицы!

9.Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)

- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)

История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.(слайд)

Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц и написать на них

-Дело в том, что в Китае для написания книг используют   специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф!

- Вот это — горы,

- Это река

-Этот иероглиф означает — человека,

- Это — рисовое поле.

- Это – солнце

- А это трава

Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.

-Берите кисточки и начинаем работать!

Дети пишут

Воспитатель следит за работой и коментирует (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали

втайне от других народов. И только через века все узнали, как делать это чудо. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?

-Пойдемте в нашу машину времени!

(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под музыку)

--Молодцы, ребята, успели! Мы чуть не остались между мирами!

Ребята , мы с вами оказались в Древней Руси!

             

             Звучит русская народная музыка.

Презентация «Древняя Русь»

--Русь всегда славилась своими деревянными городами.

-Богатырями Русскими.

--Своим рукоделием

--И конечно же праздниками

Слайд «Березовая роща»

--Ребята, а вы знаете, что на Руси сначала писали на бересте

--А кто-нибудь знает, что такое береста?

                                (слайд береста)

--Посмотрите на что это похоже? (На кору)

--Береста-это кора березы. Писали на ней с помощью специальной острой палочки- выцарапывали. А потом появилась бумага. И на ней стали писать летописцы. Их труд был очень тяжелый.

                                (слайд летописцы)

--Поэтому они очень обрадовались, когда книги стали печатать и появилась настоящая печатная книга.

А как же это произошло?

--Смотрите.

                       (слайд деревянные буквы)

Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник.

- Каким же образом он это делал? Изготовил буквы из дерева, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Делали оттиски. Это было намного быстрее, чем писать вручную. - Чтобы книга привлекала внимание, ее красиво оформляли: рисовали картинки, страницы украшали иллюстрациями.

- Вот такая была первая печать.

- А давайте мы сейчас это и проверим.

-Предлагаю вам стать книгопечатниками и сделать такую печатную страницу.

-- Хотите? (Да)

--У меня лист бумаги, на котором я напечатала текст, а вы с помощью печатных оттисков сделаете иллюстрацию к тексту, который здесь написан.

--Сейчас я прочитаю, что здесь написано.

 Кленовый лист.

Кленовый лист манит красой,
Весь с окантовкою резной,
Раскрашен мастерски природой,
Чарует в разную погоду….

Красиво   пел берёзке песни,
Всегда казалось будут вместе.
 Вдруг появился ветер злой,
Нарушил радость и покой.

Нагрянула красотка -осень,
Лист дерзко ею  с веток сброшен,
Всё закружило листопадом…..
С берёзкой не остался рядом.

Унылый миг и расставанье,
Куда девались все признанья?
Берёзка шаль тоски одела,
Но осень их не пожалела…                  

--Ребята, о чем это стихотворение? (О каком времени года? О листе какого цвета?)

---Нам нужно создать изображение к тексту .Для этого мы возьмем листья. Это будут наши печати ( оттиски).

---Раскрашенные листья кладите на нашу книжную страничку, краской вниз.

Дети работают .Воспитатель следит за выполнением работы. Раскрашенные листы кладут на лист, воспитатель накрывает таким же листом, вместе с детьми разглаживают, убирают листики.

---Посмотрите ребята, какую мы с вами создали книжную страницу.

--Молодцы.

-Вытирайте руки салфетками. Нас ждет машина времени.

Садимся в машину времени. Передаем палочку-перемещалочку.

- Мы с вами перенеслись в современный мир.

-- Флаг какого государства вы видите на экране?

Слайд (Российский флаг).

Дети. Это Россия.

Слайд (Москва, Кремль).

--А город узнали?

Дети (Москва).

--Молодцы, вы узнали столицу нашего государства.

--Ребята, я хочу задать вам  вопрос.

--Мы с вами узнали какие книги были раньше. Да?

--А как же сейчас, в современном мире сохраняют информацию?

(При затруднении воспитатель обращает внимание на атрибуты)

-А где еще можно? (на дисках, в компьютере, в письмах)

Дети. (На бумаге).

--Да. Есть печатные современные книги, их печатают в типографиях.

--А еще? Какие нибудь технические средства вы знаете?

Дети (На флэшке, в компьюторе, в планшете, на диске, в письмах)

--Молодцы, ребята, вы так много знаете. А вы знаете, что друг другу можно посылать видеописьма.

Сегодня как раз на адрес нашего детского сада пришло видео письмо.

(Дети подходят к экрану. Рефлексия.)

(Видео )

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Денис. Я живу в с. Воронцовка и учусь в 3 классе. В данный момент я нахожусь у себя дома.

- А вы сейчас где? (ответы детей)

- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

Дети. Мы путешествовали на машине времени. Побывали в Египте, рисовали на песке, воде, глине..

-Ребята какие книги были в Египте? ( Из глины).

Дети. Были в Китае. Рисовали на шелке.

- Какие книги в Китае ? ( Шелковые).

Дети. Были в Древней Руси. Там книги у нас были печатные.

Видеописьмо. -У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, но извините, мне пора учить уроки, так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей!

- До скорой встречи! 

Воспитатель:

-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ? (ответы детей)

Спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страницы книжной истории

Знакомство  детей с историей создания книги...

конспект НОД в старшей группе "По страницам книжной истории"

конспект открытого занятия в старшей группе . В приоритете- познавательно-исследовательская деятельность...

Познавательное развитие.Непосредственная Образовательная Деятельность для детей 6-7 лет. Тема «Страницы книжной истории».

Расширение знаний детей об основных моментах создания книги, путем расширения представлений об окружающем мире....

Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»

Данное занятие знакомит   детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....

Конспект занятия "По страницам книжной истории"

Познавательно-исследовательское развитие...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»

Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свой...

Страницы книжной истории

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года" с фото...