Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Близнова Светлана Борисовна

 Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащения словаря, учить работать самостоятельно и в команде. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения - групповых дискуссий, мозгового штурма. Стимулировать физическую активность детей путем выполнения физических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nepreryvnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx86.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок» с. Хватовка

Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Страницы книжной истории»

 с детьми подготовительной подгруппы

старшей группы «Подсолнушки»

Провела:

воспитатель первой квалификационной категории

Близнова Светлана Борисовна.

2017 год.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок» с. Хватовка

Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Программное содержание :познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащения словаря, учить работать самостоятельно и в команде. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения - групповых дискуссий, мозгового штурма. Стимулировать физическую активность детей путем выполнения физических упражнений.

Цели: дать знания об основных моментах истории создания книги, познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой. Затронуть историю книгопечатанья: рукописные, печатные книги. Вспомнить современные технические средства сохранения данных. Развивать умения анализировать, мыслить, сравнивать, находить причинно- следственные связи. Развивать познавательную инициативу ребенка, развивать творческие навыки путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса. Погрузить детей в колорит стран Египта, Китая, Древней Руси посредством музыки видеоматериалов и оформления помещений. Поддерживать физическую активность детей во время образовательной деятельности.

Ход.

Ребята! К нам приехало много гостей, давайте с ними поздороваемся.

  - Здравствуйте. Мы рады всех видеть!.

Посмотрите, ребята, что у меня в руках?

 - Флешка, она умеет хранить много, много информации, а комната куда вы попали называется центром хранения информации. Здесь хранятся данные обо всем. Сегодня я приглашаю вас в путешествие в прошлое книги.

- Вы любите книги читать?

- А какие книги у вас самые любимые?

( Ответы детей.)

- Вот видите, как много вы читаете книг! Тогда вам понравится мое путешествие, ведь в нем вы узнаете, как ваши чудесные книжки появились.

- Как же нам попасть в прошлое?

(Ответы детей.)

- Правильно, на машине времени. Открою вам секрет она перед вами.

- Запускаем «Машину времени». Ребята давайте займем свои места, встанем по кругу. Но только смотрите, здесь идут потоки информации старайтесь  не наступайте на них, чтобы не повредить.

- Прошлое книги началось со страны которая называлась Египет. Вот туда мы и переместимся. Возьмите «палочку –перемещалочку»,  передаем  её по кругу и начинаем  отсчет от единицы.

 -Какие молодцы! Посмотрите, ребята. Мы свами попали в Древний Египет. Это очень красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы и реки. Этой страной правили  фараоны а помогали им жрецы. Они были образованными людьми, умели читать и писать . Давайте мы с вами сядем за столики. У вас на столах лежат какие то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг. На чем-то их надо же было писать. Правда ребята! Что же перед вами лежит?

(ответы детей.)

- Молодцы! Вы угадали все материалы. А теперь давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки и напишите что-то на песке.

-  Скажите, ваше изображение видно?

 - Да, видно.

 -А теперь положите деревянные палочки. Представьте, что вы понесли вашу надпись кому ни будь почитать. Вы несли и трясли по дороге. Потрясите тарелочку.

- Что стало  с вашей надписью?

- Она исчезла!? А почему такое произошло?

- (Она рассыпалась) потому что песок сыпучий.

- Итак песок нам не подошел для хранения информации. Давайте попробуем написать на воде. Опускайте свою палочку в воду и напишите что нибудь.

 - Что получилось?

 -Ответ детей.

 - Как же так, а почему?

- Вода какая? (Прозрачная, невидимая, жидкая,.)

- Вода не имеет формы, поэтому то что вы рисуете не видно!

Давайте ваш подносик отодвинем в сторонку и возьмем глину. Попробуем написать на ней.

- У всех получилось? Молодцы! А теперь поставим десять точек. Молодцы! положите палочки. Теперь проверим, можно ли эту информацию сохранить. Возьмите дощечку и потрясите.

- Что стало с информацией? Она осталась? А теперь подуйте на неё. Что с ней стало?

- Значит глина подходит для хранения информации? (да)

 - Вот к этому же выводу пришли древние жрецы. Давайте посмотрим как они это делали. Для записей они использовали почти такие же глиняные дощечки на которых они писали с использованием деревянных палочек которые назывались клинки. Палочкой надавливали как вы сейчас на глину. Получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в Древнем Египте.

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше. Нас ждет другая страна и другое время.

                          (Дети занимают места в машине времени)

- Сейчас мы окажемся в древнем Китае. Китай родина многих открытий. А еще это великая китайская стена, это дворец Императора, это храм неба. В Китае выращивали все время чай, рис. А это китайский Новый год, он считается главным праздником в Китае. Вы знаете, что китайцы уделяли много времени своему здоровью и следили за своим телом. Поэтому я предлагаю сейчас сделать вместе с вами китайскую гимнастику. Давайте встанем на ковре так, чтобы друг другу не мешать и повернемся ко мне.

Ручки опустите вниз, ножки поставьте прямо.

- Для начала поприветствуем солнце .    

Медленно ручки поднимаем в верх.

И медленно опускаем.- 2раза.

 - В Китае очень любят зонтики Превратимся в зонтики

Ручки вдоль туловища, ладошки горизонтально.

 Повороты туловища вправо, влево, с приседанием.  -4раза.

- А теперь мы превращаемся в стройные деревья

Руки медленно вверх и соединяем ладошки, стопу ставим на колено,

спинка прямая. Опустили ручки и ногу._2 раза)    

А еще в Китае очень любят чай. Превращаемся в чайнички.

Одна рука в сторону, другая на пояс. Наклон в сторону вытянутой руки. (2 раза) с переменой рук.    

Чай горячий, подуем чтоб остыл.

Дуют на ладошки сложенные лодочкой.

А теперь немного отдохнем.                                  

 Наклон туловища вниз, медленный подъем и резки наклон с криком «ХА» на выдохе.    

А еще превратимся в красивых птиц

Одна рука вверх, кисть руки смотрит вниз, вторая рука немного отведена назад, нога согнута в колене. Замереть.    


Предлагаю вам сесть на ковер. Первые книги в Китае были очень интересные, страницы книг были шелковые. Это очень тонкий материал, ткань нарезали на маленькие кусочки, а потом эти странички сшивали и получали вот такие шелковые книги.

 - Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковых книг и попробовать написать на ваших кусочках шелковых страниц. Но что мы будем писать? Дело в том, что в Китае для написания информации использовали специальные символы, которые назывались иероглифами. Ну ка повторите за мной  - Вот на этой стене нарисованы иероглифы. Вот этот обозначает горы, http://cs9830.vk.me/u1246979/130854848/m_ff4b9a38.jpg  этот река http://www.clasesjapones.com/images/rio%20kawa, рисовое поле http://banana.by/uploads/posts/1212926036_bezymjannyjj_2.jpg, солнце http://ai-cdr.ucoz.ru/kartinki_5/japanieroglifsun.gif,

трава http://www.epochtimes.ru/images/stories/04/china/yao_9.jpg, человек http://www.epochtimes.ru/images/stories/04/china/ren_jian5.jpg .

 - Я предлагаю вам выбрать понравившийся иероглиф и написать на ваших шелковых страницах. Возьмите кисточки

(Работа детей . Педагог интересуется что выбрали и изображают дети, поощряет, восхищается, хвалит детей.)

 - Положите кисточки на подставку , вытрите ручки влажной салфеткой.

 - Я открою вам секрет, что китайцы очень изобретательный народ и следующим что они изобрели – это была бумага, но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени. Договорились? Пойдемте в нашу машину времени.

- Мы с вами переместились в Древнюю Русь. Русь всегда славилась красивыми деревянными городами, могучими и сильными богатырями, ремеслами и рукоделием и конечно веселыми праздниками.

 - Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто ни будь из вас знает?

 - Да береста - это кора березы. Писали на ней с помощью специальной палочки заостренной – выцарапывали надписи. А потом появилась бумага и на ней стали писать летописцы. Их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались, когда изобрели другой способ оставлять надписи –печатание. А как же это произошло? Оказывается  буквы вырезали из дерева. На них наносили краску а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печать. Предлагаю вам стать книгопечатниками и тоже сделать  печатные  страницы.

- Проходите к столам. Это наша типография, в ней рождаются современные книги. Здесь ребята есть почти такие же оттиски как в настоящей типографии. Вы скоро пойдете в школу и многие из вас  уже знают буквы и умеют составлять слова и свои имена, а кто не умеет может взять образец написания своего имени и напечатать его на своей книжной страничке. Встретит вас в школе ваш первый учитель, давайте на странице напечатаем красивый букет для него, и подпишем страничку своими именами.

(Работа детей)

 - теперь вытираем ручки салфетками, и нас уже ждет машина времени

 - мы с вами перенеслись в современный мир. Россия . а какой город, узнали? Саратов. Он и Саратовская область отмечал в прошлом году 80 летний юбилей.

 - Ребята , я хочу вам задать очень важный вопрос! Мы узнали как родилась книга, которая хранит много информации. А как еще в современном мире люди научились хранить информацию?

- (на флешке, компьютере, планшете, телефоне, интернете, в книгах, письмах и д.д.)

Давайте отошлем видеописьмо учителю первого класса Салеевой Л.В.

Рефлексия:

Видеописьмо

- Здравствуйте ребята,  меня зовут  Салеева Людмила Владимировна. Я -  учитель начальных классов. В данный момент времени я нахожусь на уроке . а вы где?

- Расскажите, что сегодня было интересного у вас в детском саду?

 - У вас очень интересно. Вы все любознательные и умные ребята. Но мне пора продолжать урок. Поэтому до свиданья и до скорой встречи!

-  Молодцы ребята! Мне сегодня было очень интересно путешествовать с вами. Вы настоящие друзья.  В этом году вы станете первоклассниками и  теперь я думаю вы всегда сможете найти интересующую вас информацию на любом носителе. Спасибо вам . а теперь давайте пройдем в группу и поделимся впечатлениями со своими друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествие в историю телефона"

Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи....

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»

Содержание1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дош...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой

Тема: «В гостях у сказки»(на основе чтения русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А. Толстого)...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по теме «По страницам истории книги» в старшем дошкольном возрасте

Непрерывно образовательная деятельность «По страницам книжной истории» поможет детям в старшем дошкольном возрасте познакомиться как возникла сама книга, из чего делали странички кни...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе по ознакомлению с книжной культурой речи

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.Задачи:Воспитательные:1) Во...