План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Африкантова Татьяна Сергеевна

Содержание

1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).

2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дошкольников с книжной культурой на месяц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).

2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дошкольников с книжной культурой на месяц.

План-конспект непрерывной образовательной деятельности

с дошкольниками  (старшая группа)

по ознакомлению с книжной культурой

Тема:   «В гостях у писателя С. Я. Маршака»     

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.
  2. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации.
  3. Воспитывать  умения работать в коллективе.

Развивающие:

  1. Совершенствование умения понимать смысл образных выражений в загадках, отгадывать загадки.
  2. Формировать коммуникативные навыки, активизировать устную речь.
  3. Закреплять знания детей о произведениях Маршака, прочитанных ранее.
  4. Формировать у детей потребность в двигательной активности.
  5. Формировать умение разгадывать ребусы, читать несложные слова.
  6.   Формировать художественно-творческие способности в продуктивной деятельности.

Образовательные:

  1. Обобщить знания детей о писателе, его произведениях.
  2. Совершенствовать умение отгадывать загадки.

Методы и приемы:

Практические:

Словесные: словесная  игра «Я начну, а вы продолжите…»,  отгадывание загадок,  русская народная игра «Колечко» по произведениям Маршака.

Наглядные: 

книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, портрет С. Я. Маршака,  волшебный сундучок, папка-сборник со стихами и загадками.

Материалы и оборудование:

1. Дидактический материал:  «Волшебный сундучок», «Отгадай загадку», схемы и  алгоритмы последовательно выполняемых заданий по созданию книги, ребусы с зашифрованными словами из стихов С.Я. Маршака.

2. Раздаточный материал: лист с текстом, иллюстрации по произведениям Маршака, клей, картон, ножницы.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение (слушание); обсуждение (рассуждение), отгадывание загадок.

Коммуникативная

Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения

Игровая

Дидактические игры: речевые, игры с предметами, игры-загадки.

Конструирование из различных материалов

Конструирование книги из картона.

Логика образовательной деятельности

Название этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-целевой

Создает игровую ситуацию.

Обращает внимание детей на появившийся волшебный сундучок.

Демонстрирует книгу с иллюстрациями произведений  С.Я.Маршака.

                               Предлагает назвать автора данной книги.

Привлечение внимания детей.

Рассматривают сундучок.

 

Рассматривают иллюстрации книги..

                                  Называют автора.

Стимулировано

 и активировано внимание детей. 

      Актуализировано знание об авторе по обложке книги.

Содержательно-деятельностный

Организовывает  игру «Я начну, а вы продолжите…»

-Серый волк в густом лесу…..

(встретил рыжую лису)

Обращает внимание детей, сообщает, что в волшебном сундучке, что-то еще есть.

Читает загадки.

Предлагает посмотреть в посылку, что там еще есть?

                 

Сообщает, что колечко девочки Оли из произведения Маршака.

Предлагает поиграть с колечком в

русскую народную игру «Колечко, колечко выйди на крылечко» по произведениям Маршака.

Предлагает заглянуть в волшебный сундучок и посмотреть, что там еще осталось?

Организует и проводит физминутку

«Мяч» С.Я.Маршака.

Достает из волшебного сундучка ребусы.

Говорит, что на листе бумаги

зашифрованы

 слова из стихов С.Я. Маршака.

         

                     Предлагает стать книгоиздателями.

Задает вопрос, из чего состоит книга?

Уточняет последовательность изготовления книги

Предлагает пройти за столы и приступить к выполнению изготовления страниц для создания книги.

Предлагает сложить странички и собрать  книгу.

Продолжают строчку из  произведений С.Я. Маршака.

Находят папку-сборник со стихами и загадками С.Я.Маршака.

      Отгадывают загадки.

                     Находят колечко.

                                   

Рассматривают колечко.

                       

                                      Играют в словесную игру:

-при получении колечка в руки, называют знакомые произведения Маршака.

                       

                      Достают мяч.

   

                               Встают в круг, выполняют движения в соответствии с текстом (совместно с педагогом).

Разгадывают

зашифрованные слова из стихов С.Я. Маршака.

Отвечают на вопрос:

-из картинок и слов.

Обсуждают и определяют последовательность выполнения работы.

                                 Приступают к выполнению задания.

Вырезают картинки и текст, приклеивают на картон.

Собирают странички в книгу.

Сформированы коммуникативные навыки, активизация устной речи.

                           

Закреплено умение отгадывать загадки.

                       

Закреплено знание

 об изученных произведениях Маршака.

 Сформированность оптимальной двигательной активности.

Закреплено умение разгадывать ребусы, делать выводы, умозаключения, умение высказывать свои предположения.

Закреплены художественно-творческие способности.

Закреплено умение работать коллективно в процессе создания книги.

Оценочно-рефлексивный

Сообщает, что все задания выполнены. Предлагает рассмотреть получившуюся книгу.

Скажите мне пожалуйста, у кого в гостях мы с вами сегодня побывали?

Произведения какого писателя вспомнили?

Что больше всего вам понравилось?

Рассматривают книгу

В гостях у писателя С. Я. Маршака.

С. Я. Маршака.

Ответы детей.

Повышение интереса к художественной литературе, к творчеству Маршака.


Перспективный календарно-тематический план

по ознакомлению дошкольников с книжной культурой

Группа старшая                                       1-2 неделя (месяц)

Непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога и детей  Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (оснащение РППС)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

1 неделя

2 неделя

НОД 1

Тема: Чтение русской народной сказки “Лисичка-сестричка и серый волк»

Задачи:

  1. Развивать представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа.
  2. Упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову.

НОД 2

Тема  «Сказочная страна»

  1. Задачи: Закрепить и систематизировать знания детей о традиционных героях русских народных волшебных сказок.

Систематизировать знания детей о средствах выразительной передачи образов, специфических для  фольклора, литературы, живописи и музыки.

Углубить знания детей о том, что сюжеты и герои русских народных сказок нашли отражение в произведениях писателей, художников и композиторов.

Тема недели:

«В гостях у сказки»

1.Вид детской деятельности-

 в форме- беседы-рассуждения, беседы пятиминутки.

Задачи:

Продолжать закреплять эмоциональное восприятие образного содержания сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.

2 неделя

Тема недели:

«Волшебный мир книг»

1.Вид детской деятельности -

в форме- экскурсия по произведению, беседы –рассуждения, пресс-конференция.

Задачи: Формирование представлений детей о жанрах сказки.

Актуальная среда

1 неделя

Разместить:

  • на мольберте иллюстрации к сказкам,
  • белая бумага, цветные карандаши (для рисования иллюстрации к сказке.

Организовать выставку книг: «Маша и медведь», «Три медведя», «Лисичка сестричка и серый волк».

2 неделя

Разместить

Репродукции

картин В.Васнецова

«Алёнушка»,
«Иван – царевич на сером волке»,

«Царевна Несмеяна»,

альбомы для рисования, краски, игры Воскобовича

«Чудо - соты»,

энциклопедия сказок.

Выставка книг по теме: «Сказочная страна»,

музыкальные композиции,

портреты композиторов:

П.Чайковский,

М.Красев.

  1. Рекомендовать

Предложить родителям совместно с детьми изготовить обложку для сказки.

  1. Предложить родителям:
  • принять участие  в выставке «Любимые сказки в нашей семье»,
  • сочинить сказку на новый лад,
  • создать фонотеку.

3-4 неделя (месяц)

Непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

(оснащение РППС)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

3 неделя

4 неделя

НОД 3

Тема «Книги- такие разные».

  1. Задачи: Познакомить детей с разными видами книг, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги.
  2. Расширять и обогащать знания детей о возможностях художественных материалов и их использовании в книгоиздательстве.
  3. Развивать изобразительные умения в процессе оформления книг.
  4. Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, в библиотеке.

НОД 4

Тема «В гостях у писателя С. Я. Маршака»     

  1. Задачи: Расширять представления детей о жизни и творчестве известного      писателя  и переводчика С.Я.Маршака.
  2. Способствовать развитию художественного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекстов; понимать настроение произведения, воспитывать литературно-художественный вкус.

Тема недели:

Тема дня: «Путешествие в мир книг»

1. Вид детской деятельности-

 в форме- дидактическая игра, словесно-речевая игра, беседа-пятиминутка.

Задачи: Способствовать расширению и углублению читательских интересов детей.

4 неделя

Тема недели:

«С.Я. Маршак – друг детей»

1. Вид детской деятельности-

 в форме- экскурсия по произведениям, литературная-минутка.

Задачи: Вызвать у детей интерес к личности писателя, пробудить восхищение его стихами.

Актуальная среда

3 неделя

Разместить выставку:

-«Виды книг»,

 -«Мамины и

и папины книжки».

Расположить на столах карандаши, краски, листы для рисования.

Разместить на стенде портреты детских писателей, художников – иллюстраторов.

4 неделя

Расположить

портрет

С. Я. Маршака.

Оформить выставку книг и

рисунков по произведениям

С. Я. Маршака.

Разместить

Слайды на мольберте,

иллюстрации художников к произведению

С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Рекомендовать

Предложить и т.п.

Рекомендовать пройти анкетирование на выявление  читают ли родители детям, что предпочитают?

Предложить оформить копилку семейных впечатлений (книга на основе фотографий).

Рекомендовать посетить экскурсию в библиотеку.

Предложить родителям оказать помощь  в

изготовлении

костюмов и

атрибутов к

литературному

празднику.

Рекомендовать просмотр электронного

пособия: «Любимые герои» (по

произведениям   С.Я.Маршака)

Итоговое мероприятие месяца: литературный  праздник «С.Я. Маршак – друг детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой

Тема: «В гостях у сказки»(на основе чтения русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А. Толстого)...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе по ознакомлению с книжной культурой речи

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.Задачи:Воспитательные:1) Во...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Петушок и бобовое зернышко»

План-конспект непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками в средней группепо ознакомлению с книжной культурой Тема: «Петушок и бобовое зернышко»...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению детей с художественной литературой...

План-конспект открытой непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы «Сестрички - капельки»

План-конспект открытой непрерывной образовательной деятельности с дошкольникамивторой младшей группы «Сестрички - капельки» Интеграция образовательных областей «Познавательное развит...