Проект «Хлеб – всему голова» Ознакомление детей старшего возраста с трудом взрослых в различных видах деятельности
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель проекта:

• сформировать у детей представление о ценности хлеба;

• продолжать знакомить детей с фольклором, посвящённым хлебу;

• познакомить и учить детей работать с тестом;

• воспитывать уважение к труду взрослых и сверстников.

 Задачи проекта:

·        Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.                 

·        Обогатить познавательный опыт детей;

·        сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;

·        совершенствовать трудовые навыки детей.

·        Сформировать чувство уважения к людям труда: хлебороба, комбайнёра, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба) и к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon heb_vsemu_golova_proekt.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект

«Хлеб – всему голова»

Ознакомление детей старшего возраста с трудом взрослых

в различных видах деятельности

Подготовила:

 Воспитатель первой квалификационной категории

Макарова Любовь Дмитриевна

ГБОУ Школа № 867 ДШП №1

Город Москва

 Район Братеево

Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе.

Знакомить детей с трудом взрослых можно в ходе непосредственно образовательной деятельности, через рассказы, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. При этом необходимо понимать, что знания могут оказаться формальностью, если их усвоение не будет сочетаться с непосредственной трудовой деятельностью.

Дети должны почувствовать, что такое усталость, успех или неудача, только тогда можно будет сформировать у них ответственное отношение к труду.

                                                                         Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем,

Притом, забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного черствый,

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.

     

Представить себе жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. На Руси год раньше начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная сытая жизнь. Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне пекли хлеб сами, практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

В городах строили пекарни, которые называли хлебными избами.  С     века пекарни на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по- своему помнит, воспринимает и ценит его. Наш народ хлебосолен.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе

«Хлеб – всему голова!» -

В поле, в доме, в державе!

В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.

Вместе с детьми старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь от зернышка до нашего стола, познакомиться с разными профессиями и поучаствовать в изготовлении различных поделок из соленого и пресного теста.

 Проект будет реализован через вовлечение детей и родителей в систему различной непосредственно образовательной деятельности и мероприятий.

В результате реализации проекта педагогом будет обоснована эффективность работы, как с соленым, так и пресным тестом в различных видах деятельности.

Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.

Продолжительность: (с 09.11 по 06.13).

Участники: дети старшей группы (с 09.11-08.12);

                    дети подготовительной группы (с 09.12-06.13),

                    музыкальный руководитель, психолог, родители воспитанников.

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд»

Цель проекта: 

• сформировать у детей представление о ценности хлеба;

• продолжать знакомить детей с фольклором, посвящённым хлебу;

• познакомить и учить детей работать с тестом;

• воспитывать уважение к труду взрослых и сверстников.

 

      Задачи проекта: 

  • Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.                  
  • Обогатить познавательный опыт детей;
  • сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;
  • совершенствовать трудовые навыки детей.
  • Сформировать чувство уважения к людям труда: хлебороба, комбайнёра, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба) и к хлебу.
  • Познакомить детей с «тестопластикой» как технологией развития мелкой моторики руки – основу успешного письма, памяти, мышления, формирования речи.                                                                                                                          Создать условия для работы с тестом, обеспечение сотрудничества с родителями в интересах индивидуализации развития личности ребёнка и формирования его креативности; анализ проделанной работы.  

 Оборудование:

  1. Литература о тестопластике.
  2. Методическая литература по теме проекта.
  3. Демонстрационное оснащение группы.
  4. Фотоаппарат.
  5. Компьютер

Предполагаемый результат: понимание детьми ценности хлеба; знание детей о производстве хлеба; понимание детьми важности труда хлебороба; расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки; высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в деятельности; получение возможности фантазировать, изобретать; творческое самовыражение воспитанников; повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формировании его креативности.

Этапы проекта:

Проект включает три основных этапа:

  • 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
  • 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
  • 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний. Вывод

Планирование и организация деятельности

(09.11 – 06.12)

Мероприятие

Цели. Задачи.

Ответственные

Сроки

1 этап - подготовительный

1.

Подбор методической литературы.

Пополнение методического материала.

Анализ методической литературы, приобретенной для создания проекта.

Подбор художественной литературы для детей старшей группы по теме проекта.

Подбор репродукций по теме.

воспитатель

старший воспитатель

постоянно

2.

Оформление и оснащение уголка

«Русская изба»

Пополнение дидактического материала;

оснащение предметно-развивающей среды:

(старшая группа);

- Хлебосольство. Гостеприимство.

- Русская печка

- Русская кухня. Пироги.

- Масленица

- Обычаи и занятия наших предков

воспитатель

старший воспитатель

август 2011г.

3.

Оформление книжного уголка

- образцы зерен и колосков различных зерновых культур;

- иллюстрации о профессиональных действиях механизаторов, агронома, комбайнера, водителя грузовика, селекционера, пекаря, рабочего мукомольного завода;

- фотоиллюстрации с изображением различных

хлебобулочных, кондитерских (выпечка) изделий;

воспитатель

родители

август 2011 г.

4.

Составление перспективного плана по теме проекта

на 2011-12 учебный год (старшая группа)

I. конспекты непосредственно образовательной деятельности  (старшая группа):

II. Труд в природе

III. Экскурсии, прогулки

IV. Ситуативные разговоры

V. Беседы

VI. Рассматривание картин

VII. Чтение

VIII. Заучивание стихотворений

IХ. Конструирование

Х. Театрализованная деятельность

ХI. Досуги

ХII. Дидактические игры и упражнения

ХIII. Сюжетно-ролевые игры

воспитатель

ст.воспитатель

муз.руководитель

август 2011г.

5

Составление картотеки

- игры с тестом, направленные на развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;

- художественная литература для детей по теме «Хлеб»;

- иллюстрации на тему «Хлеб – всему голова»

- пословицы, поговорки, загадки, заклички о хлебе;

- оснащение изоуголка пособиями по тестопластике.

воспитатель

постоянно

6

сотрудничество с семьей

Информированность родителей.

Определение цели проекта, его мотивация.

Систематизация знаний детей о природе, расширение кругозора, воспитание у детей интереса и уважения к труду взрослых и сверстников.

- Оформление уголка для родителей

«Дары хлебного поля»;

- Индивидуальные консультации по запросам родителей.

- Участие родителей в подборе наглядного материала и литературы о хлебе и тружениках сельского хозяйства для создания выставки.

- Беседа с родителями на тему «Бережное отношение к хлебу»

- Организация выставки поделок на тему «Хлеб - всему голова»

- Подготовка поля для посева злаков

- Выпуск буклета: «Вторая жизнь черствого хлеба»

Воспитатель

воспитатель

родители

в течение года

апрель 2012

7

Взаимосвязь со специалистами

Музыкальный руководитель:

Педагог – психолог:

Воспитатель по ФИЗО:

Разучивание хоровода «Березка», песня «Осень», «Осень – гостья дорогая», песня-игра «Гуляли мы по рощице», слушание музыки «Времена года», песня «Ёлочка», музыкальные движения: новогодний хоровод, слушание музыки «Весенняя», музыкальное движение «Солнечные зайчики», песня «На зеленом лугу», творческое движении: «Бабочки и цветы».

Проведение психологических досугов «Осенний калейдоскоп», «Зима в лесу»

Консультации для родителей

Досуг «На лесных тропинках»

Консультации для родителей

2 этап - основной

I

Непосредственно образовательная деятельность

1.

- Конспект «Путь хлеба к нашему столу». (ознакомление с окружающим);

Цель:

Совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью.

Дать знания о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить.

Развивающие:

Развивать речь, мышление и любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и бережное отношение к хлебу.

воспитатель

сентябрь 2011г.

2.

- Конспект «Хлебороб» (ознакомление с окружающим);

Цель:

Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, продолжать знакомить с профессией хлебороба.

Задачи:

Обучающие:

Расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, подвести к пониманию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин.

Обратить внимание детей на результаты труда хлеборобов, его значение для всех граждан нашей страны.

Развивающие:

Развивать речь, мышление и любознательность.

Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к людям труда.

октябрь 2011г.

3.

Конспект

 «Откуда к нам хлеб пришел»

(познавательное развитие)

с применением информационно-личностной и игровой технологий

Цель:

Дать детям знания: откуда берется хлеб.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с профессиями: хлебороб, мельник, пекарь.

Дать знания о выращивании хлеба.

Дать знания о компонентах для теста и выпекании хлеба.

Развивающие:

Развивать мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Обогащать словарь детей.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

воспитатель

08 ноября 2011г.

4.

- Конспект

«Хлебные колосья»

(художественное творчество)

Цели и задачи:

Познакомить и определить строения колоса ржи и пшеницы. Развивать умение выстраивать логическую последовательность, опираясь на наглядность, развивать связную речь. Закреплять названия профессий, связанную с выращиванием злаков.

Воспитывать бережное, уважительное отношение к хлебу и хлебному полю;

Развивать чувство композиции, мелкую моторику рук, творческие способности и умение реализовать собственный художественный замысел, умение правильно оценивать свою работу и работу других.

декабрь 2011г.

5.

Конспект: лепка коллективная «Чудо-дерево» (солёное тесто)

 

Цели: вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических материалов лепки – раскатывать пласт солёного теста и вырезать с помощью формочек рельефные фигурки для размещения на чудо-дереве. Создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте). Развивать способности к формообразованию, чувство юмора. Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать любознательность, самостоятельность, доброжелательность.

6.

- Конспект

«В пекарне» (рассматривание картины, ознакомление с профессией «пекарь);

Цель:

Углубить представления детей о профессии пекаря.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представления о труде людей в  пекарне, о необходимости и важности их труда. Расширить и уточнить словарь по теме. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на ней.

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, пальчиковую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

январь 2012г.

7.

 Конспект

«Карандашница для папы» (лепка из соленого теста)

Цель:

Учить детей лепить красивые и в то же время полезные предметы в подарок близким людям. Познакомить с новым способом лепки – из пластин. Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Февраль 2012

8.

- Конспект

«Весенний ковёр» лепка декоративная из цветного солёного теста.

Цель: продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учит лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналогии между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.

Март 2012г.

9.

Конспект «Аквариум»

(лепка из соленого теста)

 с применением личностно-ориентированной технологии 

Цель: учить детей работать с соленым тестом.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить умение раскатывать соленое тесто.

Закрепить умение пользоваться шаблоном.

Развивающие:

Учить доводить начатое дело до конца

Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность.

Воспитывать уважение к труду взрослых и детей.

воспитатель

10 апреля 2012г.

10.

Конспект

«Путь хлеба к нашему столу» (итоговое занятие)

Цель:

Совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.

Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.

Учить образовывать прилагательные от существительных.

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

воспитатель

Май 2012г.

 II

Труд в природе:

- посев семян овса в уголке природы;

Интеграция познавательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация».

Цели: Познакомить детей со злаковыми растениями.

Задачи:

Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовольствие от совместного труда;

Вызвать чувство ответственности, желание оправдать доверие;

Воспитывать аккуратность, инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие.

февраль 2012г.

- посев семян пшеницы

(участок поля);

Цель:

Продолжать знакомить детей со злаковыми культурами.

Учить детей подготавливать место для посадки пшеницы, отбирать, проверять и подготавливать семена.

Вызывать чувство ответственности за порученное дело.

Воспитывать активность, дружелюбие и умение работать в коллективе.

апрель 2012

- наблюдения за всходами;

Цель:

Учить детей наблюдать за результатами своего труда (кустиками с зелёными узкими листьями).

Оказывать посильную помощь (прополка, полив)

май 2012

- наблюдение за ростом и созреванием

Цель:

Продолжать знакомить детей со злаковыми растениями.

Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям: пшеница – колос кудрявый, тугой, с короткими волосинками, а овёс – колос метёлкой, зёрнышки и колоски длинные, напоминают серёжки.

Учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, использовать выражения из загадок.

июнь-август 2012

III

Экскурсии:

На кухню

(наблюдение за работой повара: изготовление плюшек);

Цель:

Познакомить детей с трудом повара;

Понаблюдать с детьми за процессом изготовления плюшек;

Воспитывать уважение к труду взрослых

воспитатель

декабрь 2011г.

IV

Целевые прогулки

к участку со злаками.

Цель:

Помочь детям увидеть происшедшие изменения: показать, как выросло растение, сравнить его сростом ребёнка, обратить внимание на длинные тонкие стебельки – соломины, выросшие из кустиков, на узкие листья и колосья, подчеркнуть, что колос растёт прямо вверх.

Закрепить знания детей , выкопать для засушивания кустик пшеницы, рассмотреть корень растения, уходя, издали посмотреть на поле: какого оно цвета, как колышется пшеница от ветра.

V

Ситуативный разговор

«Из чего делают хлеб»

воспитатель

в соответствии с планом

VI

Беседы:

По картине Ильи Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Тема: «Культура поведения за столом»

Вспомнить не только основные правила поведения за столом, сервировку стола, назначение приборов, но и обратить особое внимание на культуру обращения с хлебом, бережное к нему отношение, почтение и уважение к хлебу.

воспитатель

в соответствии с планом

VII

Рассматривание картины:

А.Г. Венецианов На пашне. Весна»

А.Г. Венецианов «На жатве. Лето»

И.П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Ю.Н.Богачев «Русская печь»

по плану

VIII

Чтение:

М Глинская «Прости меня, хлеб»

М. Глинская «Хлеб»

Я. Дяугите «Руки человека»

Я. Дяугите «Рожь поет»

Ю. Крутогоров «Дождь из семян».

С. Михалков «Булка»

Сказка «Колосок»

Отрывок из рассказа И. Виноградова «Как самолет в поле работает»

Стихотворение  Ф. Шкулева «Молотьба»

Р.н.с. «Крылатый, мохнатый да масляный»

воспитатель

по плану

Заучивание стихотворений:

Я. Аким «Хлеб ржаной, батоны, булки…»

«Пословицы и поговорки о хлебе»

Ю. Ждановская «Нива»

Н. Забила «На колхозном поле»

Познакомить со стихами русских поэтов ХIХ века Ф. Шкулева и Ю. Ждановской; воспитывать на стихотворном материале любовь к Родине, уважение к труду хлеборобов; развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при  чтении стихотворения

Работа в книжном уголке

В книжном уголке представлены образцы зерен и колосков различных зерновых культур, чтобы дети могли их внимательно рассмотреть и сравнить.

Также рассматриваем с детьми иллюстрации и беседуем о профессиональных действиях механизаторов, агронома, комбайнера, водителя грузовика, селекционера, пекаря, рабочего мукомольного завода.

Х

Конструирование    из конструктора «Лего» по теме: «Сельскохозяйственные машины»

Учить собирать поделку по образцу, находить новые конструктивные решения;

Учить анализировать форму образца для создания своей конструкции;

Учить делать различные соединения деталей конструкторов.

воспитатель

ХI

Театрализованная деятельность

- по сказке «Колосок»

- Хороводная игра «Ленок»

- «Три колоска»

Русская народная игра «Ай, качи,  качи,  качи, глянь баранки, куличи!»

Игра с пением «Каравай» обр. Т. Попатенко

Пение песни «Урожайная» сл. А.Антипенко

ХII

Дидактические игры и упражнения:

«Узнай на вкус»

«Что делают из муки»

«Угадай, кем я работаю?»

«Найди лишнее»

«Что сначала, что потом»

 «Какие машины помогают выращивать хлеб»

«Кукла Маша ждет гостей на чай»

воспитатель

ХIII

Сюжетно-ролевые игры

 «Магазин»,

«Семья. Угостим друзей»,

«Семья. Подготовка к празднику»,

«День рождения куклы»

Хоровод «Трудовой наш каравай»

сл. Баранова, муз. Е. Тиличеевой

Хороводная игра «Колобок» обр. Е Тиличеевой

Песня-хоровод «Песня про каравай» сл. В. Приходько. Муз. Г. Левкодимова

Песня-хоровод «О чем мечтают зерна» сл. В. Нестеренко, муз. И. Фирсенковой

Игра с пением «Пахари и жнецы» в обр. М. Иорданского

Песня «Шумят хлеба»

муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова

«Танец с колосьями»

на музыку «Песня о хлебе» муз. О. Фельцман, сл. В. Дюков

«Урожайная» А. Филлипенко

«Земля хлебами славится» Ю. Чичков на слова П. Синявского

«Колосок» сл. В. Орлова

Р.н.п. «Блинки»

Заключительный этап I года проекта

Представление результатов работы –

презентация выставок,

наблюдений за работой детей по изготовлению поделок из соленого теста,

беседы на тему «Играем с тестом»

Планирование и организация деятельности

(09.12 – 06.13)

Мероприятие

Цели. Задачи.

Ответственные

Сроки

1 этап - подготовительный

1.

Подбор методической литературы.

Пополнение методического материала.

Анализ методической литературы, приобретенной для создания проекта.

Подбор художественной литературы для детей подготовительной группы по теме проекта;

Подбор репродукций по теме.

воспитатель

постоянно

2.

Оформление и оснащение уголка

«Русская изба»

оснащение предметно-развивающей среды: подготовительная группа;

- Хлебосольство. Гостеприимство.

- Русская печка

- Русская кухня. Пироги.

- Масленица

- Обычаи и занятия наших предков

воспитатель

август 2012 г.

Оформление книжного уголка

- образцы зерен и колосков различных зерновых культур;

- иллюстрации о профессиональных действиях механизаторов, агронома, комбайнера, водителя грузовика, селекционера, пекаря, рабочего мукомольного завода;

- фотоиллюстрации с изображением различных хлебо-булочных, кондитерских (выпечка) изделий;

воспитатель

родители

август 2012 г.

Составление перспективного плана по теме проекта на 2012-13 уч.г.

I. Конспекты непосредственно образовательной деятельности  (подготовительная к школе группа):

II. Труд в природе

III. Экскурсии, прогулки

IV. Ситуативные разговоры

V. Беседы

VI. Рассматривание картин

VII. Чтение

VIII. Заучивание стихотворений

IХ. Конструирование

Х. Театрализованная деятельность

ХI. Досуги

ХII. Дидактические игры и упражнения

ХIII. Сюжетно-ролевые игры

2 этап - основной

I.

Конспекты непосредственно образовательной деятельности

- «Хлеб – богатство России» (развитие речи)

Цель:

Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.

Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

сентябрь 2012г.

- «Золотая рожь» (рассматривание картины)

Цель: сформировать представления о труде хлеборобов, о необходимости и важности их труда. Расширить и уточнить словарь по теме. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на ней.

Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую моторику, и координацию речи с движением.

Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи «Хлеб»

С применением информационно-личностной и игровой технологий

Цель:

Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий;

Расширить и уточнить знания детей о сельскохозяйственной технике, подвести к пониманию. Что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин;

Совершенствовать навыки связного высказывания.

Развивающие:

Развитие у детей познавательных интересов. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора детей.

Обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

9 октября 2012

- «Хлеб. Хлебобулочные изделия» (солёное тесто)

Задачи:

Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.

Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

- «Портрет папы» (солёное тесто)

Задачи: вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи.

Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

- «Сердечко для  любимой мамы» (мастер-класс для педагогов)

Задачи:

Учить детей лепить украшения для мамочки из солёного теста;

Показать разнообразие украшения сердечек;

Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок;

Развивать чувство формы, пропорции, согласовывать в работе обеих рук.

февраль 2013г.

IV

Ситуативный разговоры:

«Что можно сделать из черствого хлеба»;

«Культура поведения за столом»

«Вкусные истории»

В течение года

V.

Беседы:

Тема: «Хлеб -  всему голова»

Почему так говорят?

 «Откуда хлеб пришел на стол»

«О тех, кто хлеб растит»

«Как мы дома пекли пирог»

«Что такое хлебозавод»

«Хлебушек – отец родной»

«Старинный русский обычай – гостеприимство»

• Расскажи, как ты понимаешь фразу «Хлеб – всему голова? Почему так говорят?

• Вспомни, пожалуйста, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Люди каких профессий выращивают хлеб?

• Люди каких профессий сохраняют хлеб? Как называются строения, где хранится зерно?

• А чем занимаются селекционеры? Расскажите об их работе.

• Люди каких профессий занимаются изготовлением хлеба и различных изделий из муки?

• А какие еще изделия можно сделать из муки, кроме хлеба?

• Вспомни, какие поговорки, пословицы ты знаешь о хлебе.

Особое внимание при проведении беседы с детьми надо обратить на то, как они понимают значение пословиц и поговорок. Заключенную в них народную мудрость.

Побуждать детей применять в своих ответах образные выражения, синонимы.

• как ты понимаешь слово «гостеприимство», что оно означает?

• Какие пословицы о гостеприимстве ты знаешь? Попробуй объяснить их смысл.

• Какими были правила поведения за столом у наших предков?

• Почему нельзя было садиться за стол с нечистыми, немытыми руками? Что думали по этому поводу наши предки?

• А у вас гостеприимная семья?

• Когда к вам приходят гости, как встречают их папа с мамой? Как вы ведете себя с гостями, вежливы ли вы?

• А когда вы приходите к кому-то в гости, как вы должны себя вести? Каковы правила поведения в гостях?

VI.

Рассматривание картины:

Шишкин «Рожь»

И. Машков «Снедь московская. Хлебы»

Г. Мясоедов «Жатва», «Страдная пора (Косцы)»

М. Клодт «На пашне»

Задачи:

Систематизировать знание детей  о профессии хлеборобов. Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, полезных свойствах злаков; познакомить с процессом выращивания хлеба.

Развивать зрительное внимание детей, учить их находить на картине главные предметы, устанавливать связи между ними. Учить детей  давать полные ответы на вопросы воспитателя, подговавливая их к составлению рассказа по картине. Развивать связную речь детей, пополнять и активизировать их словарный запас, формировать навыки речевого общения. Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, фантазию,логическое и образное мышление, находчивость.

Воспитывать любовь к родной земле.

Вызвать у детей уважение к труду хлеборобов, чувство благодарности к ним.

VII

Чтение:

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека»

С. Шуртаков «Зерно упало в землю»

Бел.нар.сказка «Легкий хлеб»

Стихи С. Погореловского «Вот он хлебушко душистый»

И. Лопухиной «В булочной у нас баранки»

М. Глинская «Хлеб»

Л. Кон «Пшеница. Рожь («Из книги о растениях)

В. Серова «Золотая рожь»

Я. Дягутите «Руки человека». «Лето»

А. Ремизов «Хлебный голос»

К. Паустовский «Теплый хлеб»

Ю Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную»

А. Букалова «Как машины хлеб берегут»

VIII

Заучивание стихотворений:

 «Каравай»

«Пословицы и поговорки о хлебе»

Ю. Ждановская «Нива»

Д. Кугультинов «Кусок хлеба»

Х. Мянд «Хлеб»

К. Кубилинскас «Снопы»

Э. Шим «Хлеб растет»

Конструирование:

из конструктора «Лего» по теме:

«Сельскохозяйственные машины»

Строительные игры:

«Комбайн»

Учить собирать поделку по образцу, находить новые конструктивные решения;

Учить анализировать форму образца для создания своей конструкции; Учить делать различные соединения деталей конструкторов.

Цель: развитие навыков работы с конструктором, нового расположения деталей, поиск новых конструктивных решений.

Дети строят комбайн похожим на тот, что они  видели на картинках.

Хороводные игры, игры с пением

Хоровод «А мы просо сеяли»

«Песня о хлебе» муз. В. Виткиной, сл. П. Когановой

Досуги, развлечения:

Тематический досуг «Чайные посиделки» с элементами фольклора с применением информационно-коммуникационной и личностно-ориентированной технологий

Цель:

Углублять и систематизировать знания о чае, традициях чаепития.

Приобщать детей к совместной деятельности с родителями, к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Развивающие:

Приобщение детей к традициям русского народа.

Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения за столом.

Воспитывать уважение к труду взрослых и детей.

воспитатель

18 декабря 2012

Музыкально-тематический досуг «К нам гости пришли»

С элементами фольклора, с применением информационно-личностной и игровой технологий

Цель: знакомить детей с фольклором по теме «Хлеб».

Задачи:

Развивающие:

• Приобщение детей к традициям русского народа.

• Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

• Обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству.

23 апреля 2013

Дидактические игры и упражнения:

«Мы – хлеборобы»

«Что делают из муки»,

«Что в поле растет»,

«Откуда хлеб пришел?»

«Угадай сказку»,

«Отгадай-ка»

 «Сложи правильно»

 «От зернышка до булочки»

«К нам пришли гости». «Мы идем в гости».

Цель: закрепить профессиональные действия людей, работающих в сельском хозяйстве, вспомнить названия их профессий.

Цель: закрепить названия профессий людей, работающих в пищевой промышленности по производству хлеба; вспомнить, какие изделия делают из муки, вспомнить названия зерновых культур и типов муки, которую из них делают.

Сюжетно-ролевая игра

 «Магазин» (хлебобулочные изделия)

Работа с родителями

- Участие родителей в подготовке к досугу «Чайные посиделки» (подготовка выпечки совместно с детьми дома)

- Выпуск буклета для родителей: «Как организовать занятие с детьми по тестопластике»

- Экскурсия родителей с детьми на хлебозавод

Декабрь 2012г.

3 этап – заключительный

итог

На протяжении всего проекта осуществлялось повседневное тематическое общение с детьми, как на специальных занятиях, так и по подгруппам, в процессе игры, чтении художественной литературы, изо деятельности, рассматривании картин. Так же дети узнали много о русском фольклоре, в котором переплетается связь старины и современности. Целенаправленно наблюдая за посевом и ростом злаковых, подводила  понимание детей к тому, как выращивают хлеб; используя дидактические и сюжетно-развивающие игры, также способствовала закреплению знаний о хлебе и кто его растит, какую технику используют, люди каких профессий принимают участие в возделывании, выращивании и изготовлении хлеба.

  В проекте присутствовали самостоятельные опыты с солёным тестом, что способствовало развитию фантазии, совершенствованию экспериментальной работе детей.

  Была проведена большая работа с родителями, в которой они совместно с детьми в домашних условиях изготавливали хлебобулочные изделия для чаепития и поделки из солёного теста. Родители совместно с детьми посетили Коломенский хлебозавод.

  Всё это позволило подвести детей к пониманию ценности хлеба; знание детей о производстве хлеба; понимание детьми важности труда хлебороба; расширить детский кругозор, развить мышление, память, мелкую моторику руки; высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в деятельности; получение возможности фантазировать, изобретать, творчески самовыражаться; сформировать у детей, как эстетические, так и нравственные качества.

Воспитатель, дети, родители.

Июнь

2013г.

Используемая  методическая и художественная

литература

Методическая литература:

  1. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая группа) Н.В. Алёшина – М.,2004
  2. Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алёшина – М.,2004
  3. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (подготовительная группа) Н.В. Алёшина – М.,2008
  4. Родной край. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова
  5. Наблюдение и труд в природе А.Ф. Мазурина, Т.Н. Розина, А.А. Сакевич, Н.И. Соминская, О.Н. Тихомирова – М.,1976
  6. Дети, взрослые и мир вокруг. Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова – М.,1993
  7.  «Лето» О.А. Скоролупова – М.,2003
  8. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника. Л.В. Куцакова – М.,2005
  9. Уголок природы в детском саду. М.М. Марковская – М.,1984
  10. Труд и наблюдения в природе. А.Ф. Мазурина – М.,1984
  11. Изобразительная деятельность в детском саду (старшая группа) И.А. Лыкова – М.,2006
  12. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная группа) И.А. Лыкова – М.,2006
  13. «Солёное тесто». Надежда Васина – М.,2010
  14. «Солёное тесто». Г.Н. Чаянова – М.; Дрофа-Плюс, 2009.
  15. «Солёное тесто». И.Н. Хананова – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.

Художественная литература:

1.М. Глинская «Прости меня хлеб»

2.М. Глинская «Хлеб»

3.Я. Дяугите «Руки человека»

4. Я. Дяугите «Рожь поёт»

5.Ю. Крутогоров «Дождь из семян»

6.С.Михалков «Булка»

7.Сказка «Колосок»

8.Отрывок из рассказа И. Виноградова  «Как самолёт в поле работает»

9.Стиховорение Ф. Шкулева «Молотьба»

10.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

11.Стихотворение Я. Аким «Хлеб ржаной, батоны, булки…»

12.Стихотворение Ю. Ждановская «Нива»

13.Н. Забила «На колхозном поле»

14.М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

15.Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека»

16.С. Шуртаков «Зерно упало в землю»

17.Белорусская народная сказка «Лёгкий хлеб»

18.Стихи С. Погореловского «Вот он хлебушко душистый»

19.И. Лопухиной «В булочной у нас баранки»

20.Л. Кон «Пшеница. Рожь» (Из книги о растениях)

21.В.Серова «Золотая рожь»

22.Я. Дягутите «Руки человека». «Лето»

23.А.Ремезов «Хлебный голос»

24.К. Паустовский «Тёплый хлеб»

25.Ю.Крутогоров «Про булку белую и кашу пшённую»

26.А.Булакова «Как машины хлеб берегут», «Каравай»

27.Д.Кугультинов «Кусок хлеба»

28.Х.Мянд «Хлеб»

29.К.Кубилинскас «Снопы»

30.Э.Шим «Хлеб растёт»

31.Пословицы и поговорки о хлебе.

Используемые интернет-ресурсы

  1. http://ped-kopilka.ru/ 
  2. http://rodnaya-tropinka.ru/ 
  3. http://moi-mummi.ru/publ/doshkolnoe_obrazovanie/
  4. http://nsportal.ru/detskii-sad/
  5. http://festival.1september.ru/
  6. http://urokilepki.ru/
  7. http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/
  8. http://www.livemaster.ru/masterclasses/lepka/
  9. http://testoplastica.ru/solenoe-testo-v-doshkolnyx-kruzhkax
  10. http://allforchildren.ru/
  11. http://lad-lad.ru/
  12. http://stranamasterov.ru/
  13. http://www.book-illustration.ru/
  14. http://znayka.net/
  15. http://ollforkids.ru/
  16. http://audioskazki.net/
  17. http://www.litmir.net/
  18. http://www.bookol.ru/
  19. http://www.litres.ru/
  20. http://svoy.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности

Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению  дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...

Статья на тему «Развитие моторики рук детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через различные виды деятельности»

Актуальность выбранной темы Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и...

Презентация проекта:« Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в различные виды математической деятельности.»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Проект "Приобщение к труду взрослых посредством разнообразных видов деятельности, как важное направление ранней профориентации детей дошкольного возраста"

Цель проекта: сформировать у детей предпосылки ранней профориентации посредством обобщения знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «по...

Проект "Хлеб-всему голова" для детей старшего возраста.

Проект "Хлеб-всему голова" включает план мероприятий, направленных на  его реализацию....