Проект Моя игрушка
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

Проект Моя игрушка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_igrushka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема исследовательского проекта: Моя любимая кукла

Автор: Лошкарева Ирина Анатольевна

Научная статья

                                                            Фея знала своё дело, и, летая в небесах,

                                                                  Днём и ночью, то и дело, совершая чудеса,

                                                                                   Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,

                                                                                   Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.

                                                                                   И в её руках послушно обретали куклы души.

                                                                                   Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

                                                                                   А потом свои трофеи раздавала людям фея.

                                                                                   Потому что это средство, чтобы вечно помнить      

                                                                                   детство.

                                                                                                                                       Лариса Рубальская

         В куклы дети играли раньше, играют  сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать, шить ей одежду и т.д. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Каждая девочка с раннего возраста мечтает о кукле и мечта её обязательно сбывается. Я очень люблю играть. У меня есть много разных игрушек. Но моя самая лучшая подруга в игре – кукла Ксюша. Мы, играя с куклой,  не задумываемся о том, как она появилась, когда, кто ее создавал, из чего она сделана. В какие куклы играли наши прабабушки. Как долго играют девочки в куклы и как можно играть с ними.

Поэтому цель нашего проекта: узнать, отличаются ли куклы прошлого от кукол наших дней?

Мы решили изучить эту тему и выяснить, что значит слово кукла, когда она появилась, для чего она нужна; какие куклы существуют у разных народов, какие традиционные куклы были у русского народа. Было интересно узнать, до какого возраста девочки играют в куклы, и какие куклы они предпочитают сегодня.

Поэтому предметом нашего исследования стали современные игрушки. А объектом – куклы.

         Мы поставили перед собой задачи:

  1. познакомиться с историей возникновения кукол;
  2. собрать информацию о современных куклах;
  3. выяснить какие куклы безопасно покупать.

Мы предположили, что если дети и взрослые выбирают кукол, значит, она является любимой игрушкой.

Работая над проектом, мы обратились к словарю и узнали, что

КУ́КЛА - сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. (Словарь В.И. Даля)

КУ́КЛА –Детская игрушка в виде фигурки человека (Словарь С.И.Ожегова)

Мы выяснили, что кукла появилась давно. Первобытный человек находился в растерянности и всего пугался. Дождь, гроза, молния. Человек думал, что это все делает бог.  И люди стали делать кукол идолов. Они выполняли и магическую функцию. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она была связана с областью мертвых и богов (см.приложение фото 1). Даже в сказке «Василиса Прекрасная», девочка делилась своими бедами и горестями своей куколке, как ей плохо живется, и та ее успокаивала. У наших предков славян, был ужасный обычай, они приносили в жертву людей, но однажды человека заменила кукла. Березовое полено нарядили в платочек и сарафан, получилась женщина с белым лицом. Потом появились и другие куклы-чучела, которых приносили в жертву разным богам. Наряженных кукол (из соломы) носили на руках, и потом сжигали и просили хорошего урожая.  Так кукла спасла человека от страшного обряда (см.приложение фото 2). Сейчас на празднике Масленицы тоже сжигают чучело, у нас в детском саду был такой праздник, только мы не сжигали куклу, а пели ей песни и встречали весну и провожали зиму, ели блины (см.приложение фото 3)

Затем кукла стала оберегать дома своих хозяев, и появились куклы-обереги. Оберег – от слова беречь, т.е. оберегать человека от болезни, несчастья. Изготавливали женщины из соломы и тряпок и говорили заклинания от всяких бед и верили, что кукла их оберегает. В наше время тоже продают куклы-обереги для защиты дома, на удачу, на деньги …(см.приложение фото 4)

Существует легенда о том, когда появилась первая кукла. Её слепила из глины богиня Нюйва , когда прогуливалась по берегу реки.

Легенда

Случилось это очень давно, совсем молодая Земля только что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей ещё не существовало, и потому, мир был просторен и тих. По этой прекрасной Земле блуждала богиня Нюйва. Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть жёлтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала. Нюйва улыбнулась и дала ей имя Жэнь, что по-китайски значит «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их очень много. Эти голые создания окружили Нюйву стали танцевать и радостно кричать, а после разбежались в разные стороны. Богиня сначала удивилась, но потом успокоилась и решила продолжать свою работу. Она увлеклась и всё лепила и лепила фигурки. Человечки звонко смеялись, и Нюйва уже не чувствовала себя такой одинокой, ведь мир вокруг неё был теперь заселён...  (см.приложение фото 5)

 Но со временем кукла всё больше воспринималась как игрушка. Её изготавливали из различных материалов. В различные годы появлялись восковые, фарфоровые, механические, деревянные и тряпичные куклы. Мы узнали, что в 19 веке в московскую мастерскую привезли из Японии национальную куклу Дарума, внутри которой находилось ещё несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера (см.приложение фото 6). Василий Звёздочкин вырезал похожую игрушку, а художник Сергей Малютин расписал её. Так появилась русская матрёшка. Кукла стала доброй утешительницей и воспитателем детей. Единственный в России Музей уникальных кукол находится в Москве. Здесь собраны куклы Франции, Англии, Германии,  Африки, Японии Египта, а также России (см.приложение фото 7). У нас в г.Ишиме тоже есть такой до, где собраны куклы — это Дом ремесел (см. приложение фото 8). В нашем краеведческом музее тоже есть куклы — статуэтки (см.приложение фото 9).

А от бабушки Лены я узнала, какими куклами играли девочки 50 лет назад. Бабушка рассказала, что они были сделаны из ткани, и у них не было красивых платьев. Бабушка так рассказывала о своей кукле, которая не сохранилась, к сожалению, поэтому мы решили вместе с ней ее нарисовать. Мне захотелось узнать, из чего же еще можно сделать куклу своими руками. У нас в детском саду на выставке я узнала, что куклы могут быть сделаны из разных материалов, например из соломы, ниток, тряпок, связанные, ваты, бутылок  и т.д. (см.приложение фото 10). Мы с мамой тоже сделали свою куклу из старых вещей. Получилось здорово!(см.приложение фото 11).

Мы с ребятами группы ходили на экскурсию в библиотеку, нам рассказали, что есть куклы не для детской игры, а которые играют в кукольном театре. Этих кукол надевают на руку, и они  напоминают людей. Кукольный театр показывают для детей и взрослых.

А в музее я спросила, какие раньше куклы были в домах у наших бабушек. Нам рассказали, что это фарфоровые были статуэтки. У кукол были игрушечные комнаты, обставленные мебелью из настоящего дерева. Эти куклы были красиво причесаны и одеты, у них были даже зонтики. Экскурсовод рассказала, что есть очень редкие куклы, которых очень мало. Они называются коллекционными, потому, что выполняются вручную, и они дорогие (см.приложение фото 12)

У нас в детском саду есть тоже коллекционер кукол – это Валентина Васильевна Маркович. Она показала мне их и рассказала о них. Сказала, что коллекционирует их недавно, и у нее есть разные куклы в разных костюмах, и разных эпох, и когда накопит их много, то подарит всю коллекцию своим внучкам. А еще у нее есть люстра в форме куклы, которая оберегает ее дом (см.приложение фото 13). Мне ее куклы понравились, и когда я вырасту, я тоже буду коллекционировать кукол.

А когда мы с мамой были в гостях, то я видела много кукол, которые бабушка обвязала для своих внучек. Я думаю, что бабушка очень любит своих внучек (см.приложение фото14).

Еще я узнала, что есть куклы-статуэтки для украшения дома, они бывают деревянные, фарфоровые. Сколько много на свете разных кукол. У нас в детском саду тоже много кукол, все они разные, есть и красивая кукла, которой не играют, а приносят ребятам на занятие, потому, что она хрупкая и может сломаться (см.приложение фото 15).

Сегодня в магазинах современному покупателю предлагаются разнообразные виды кукол. Они изготовлены из разнообразных материалов (преимущественно синтетических), поставляются из различных стран мира. Одни пользуются большей популярностью, другие – меньшей по разным причинам. Кого-то из покупателей интересует цена, других – качество товара.

Наше исследование

 Какие куклы мы покупаем?

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах села Сладково и выяснили следующее: на прилавках наших магазинов много игрушек из Китая. Есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Мы решили выяснить у продавцов, какие игрушки больше покупают. В некоторых магазинах «Престиж» большим спросом пользуются китайские игрушки. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена. А вот в магазине «Березка» покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон. Девочки выбирают кукол, которые красиво одеты, с красивой прической. Мальчикам нравятся заводные роботы, машины, солдатики. Для малышей взрослые покупают мягкие игрушки (см.приложение фото 16).

Какой должна быть идеальная игрушка?

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, по утверждению учёных, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили учёные, равна нулю. Значит можно сделать вывод, что натуральные материалы безопасны для здоровья.

  Как мы играем в куклы?

Вместе с Татьяной Ильиничной мы провели опрос среди детей старшего и подготовительного возраста, о том какая у них любимая игрушка, в какие куклы они предпочитают играть. Было опрошено 27 девочек. Из них большинство любят играть с куклой . они любят петь песни кукле, наряжать в красивое платье, играть с ней. 76% опрошенных девочек выбирают для игры куклу «Барби», 24% выбрали обычную куклу (см.приложение фото 17).

Так большинство девочек предпочитают куклу Барби. Мне стало интересно узнать, когда она появилась. Кукла Барби родилась  в 1959 году. Рост ее был 29 см, вес 135 г. На голове красовался хвост, глаза были подведены, а ногти покрыты лаком (см.приложение фото 18).  В 1964 году у Барби стали сгибаться колени, в 1967 – руки, а затем туловище в талии. Также изменилось и лицо. Сегодняшняя Барби сильно отличается от первой.

         В куклы играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоём или втроём. Главное – придумать занимательный сюжет. Играя в куклы, мы становимся добрее, учимся договариваться между собой, находить общие решения. Играть в куклы – значит хранить кусочек детства у себя в душе!

У меня тоже есть любимая кукла, зовут ее «Ксюша». Я могу разговаривать с ней обо всем, она меня всегда слушает. Я ее называю дочкой, одеваю, кормлю, купаю, пою ей колыбельные песни. Вместе с куклой мы ходим гулять, в магазин, и вместе ложимся спать. Я наряжаю свою куклу, делать новые прически. Я очень люблю свою куклу и когда вырасту, расскажу о своей любимой игрушке своим детям (см.приложение фото 19)

 Заключение

Я сделала вывод, что во все времена люди играли в куклы, но у каждого поколения она своя. В наши дни для кукол делают игрушечные дома, в которых предусмотрено все от кресел до зеркала в ванной. Для кукол шьют платья на все случаи жизни. Также куклы бывают разные: коллекционные, статуэтки, для игры и т.д. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или часто используются в рекламе.  А девочки и я просто не представляем своей игры без кукол, значит, она является любимой игрушкой. Таким образом, наше предположение доказано.

         Результатом проекта стала презентация «Моя любимая кукла» и кукла, выполненная своими руками вместе с мамой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Наши игрушки" по произведениям А.Барто из цикла"Игрушки"

Большинство первых детских книжек - стихи. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие лаконичные образы помогают малышам концентрировать внимание, лучше представлять, о чем говориться в стихах. Благодаря...

Проект " Народная игрушка.Наши любимые игрушки, игры и занятия. "

Прект краткосрочный. Участники: педагог, родители, дети. (младшая группа) Данный проект обогатит знания детей младшего дошкольного возраста о народных игрушках и их предназначении, способствует активи...

Конспект авторского проекта "Новогодняя игрушка" (Детско-взрослый проект в подготовительной группе)

Описание последовательной работы с воспитанниками и их родителями в проектной деятельности....

Проект "Народная игрушка.Дымковская игрушка"

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект "Ожившие игрушки (богородская резная игрушка)"

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, что особенно актуально ...

Проект «Мы игрушками играем, мы игрушки называем» (вторая группа раннего возраста)

Главная  задача  взрослых  состоит в том, чтобы  научить  ребенка  действовать с игрушками....