НОД "Государственные символы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Паршина Светлана Анатольевна

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является. Это ее земля, природа, богатства. Это народ, населяющий страну и создающий ее богатства, это образ жизни общества.

В дошкольном возрасте закладываются простейшие представления детей об окружающем, интерес и положительные отношения, к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, гражданская позиция, а также формируются определенные черты личности — активность, самостоятельность, инициативности.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина своей страны необходимо сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающим, что невозможно без воспитания любви к близким, своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gos_simvoly_rossii.docx65.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2129

ДП «Солнышко»

Конспект НОД

 «Государственные символы России»

по патриотическому воспитанию

для детей старшего возраста

http://kzschool.ru/uploads/posts/2013-02/1361123671_simvol1.jpg

                                                 

                                                           Подготовила: 

                                                      воспитатель 1 кв. категории

                                                    Паршина Светлана Анатольевна

г. Москва

Задачи: 

- развивать интерес к истории и культуре родной страны;

 - развивать познавательный интерес, расширять кругозор в

   области государственной символики;

 - развивать мелкую моторику;

- воспитывать любовь к Родине,  чувства патриотизма, уважительного отношения к символам (флаг, герб, гимн). 

Методические приёмы:

- рассматривание иллюстраций, картинок;

- разгадывание кроссворда, прослушивание магнитофонных

  записей;

- игра «Соберись у стяга»;

- изготовление декоративной пластины «Российский флаг»;

- чтение стихов.

Оборудование и материалы: документы с гербовой печатью, изображения современного флага, герба, аудиозапись гимна России, изображения флагов разных стран, карта России,  запись инструментальной музыки, муз.центр.

Словарь: символы, герб, флаг, гимн, стяг, Родина, столица.

Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание герба, флага России, беседы о государственных символах.

Ход занятия.

Дети входят в зал (группу) под песню В. Шаинского «Улыбка».

- Дети, сегодня нам предстоит серьёзная работа.

- А что для вас значит слово «работать»? (заниматься, узнавать что-то новое, интересное).

 - Сегодня вы узнаете много интересного. А чтобы ничего не пропустить, не забыть, нужно внимательно слушать, смотреть и всё запоминать, чтобы потом рассказать обо всём своим мамам и папам.

- Все готовы? Тогда вперёд, за новыми знаниями!

Загадки:

1. Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река) 2. Про какое дерево говорят: мёрзнет, дрожит на ветру.  

                                                                              (Осина) 

3. Вежливое слово, выражает благодарность. (Спасибо)

4. Белое покрывало всю землю одело. (Снег)

5. Падают с ветки золотые монетки. (Листья) 

6. Живёт в лесу работник, лесной носатый плотник. (Дятел)

Стихотворение « На карте» (рассказывают дети) 

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной,

Ты не найдёшь на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом. (В.Степанов).

 - Дети, посмотрите на карту России. 

Это Россия – страна, где мы родились и живём.

- Как можно сказать про нашу страну, какая она?

(Любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, весёлая, грустная и т. д.)

- В мире очень много разных стран. У каждой есть свой флаг, определённого цвета (рассматривают флаги разных стран). 

- Сегодня мы познакомимся с историей флага нашей страны – России.

 - Много веков тому назад вместо флага использовали шест (палку), привязывая к его верхушке пучки травы, ветки или конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. 

Главным назначением было - собрать, объединить всех воинов для защиты своей земли, села или города, если вдруг нападали враги. Происходит от слова «стянуть к себе» стяг.

- Давайте повторим, как же назывались древние флаги?

                                                                               (стяги)

- Из чего их делали?    (из травы, веток, палок, перьев)

- Для чего они были нужны? (объединять людей)

 - Шло время, стяги стали делать из ткани. Ткань прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие. Чаще всего стяги были красного цвета. Они развевались на ветру и придавали воинам уверенность.

   Флаг является отличительным знаком страны, означает единство государства.

- Давайте рассмотрим флаг России. Сколько цветов он имеет? (Дети рассматривают изображение флага и называют его цвета).

Стихотворение «Флаг России» (рассказывают дети)

Белый цвет - берёзка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска - Солнечный рассвет. (В.Степанов)

 - Каждый цвет несёт определённый смысл.

Белый цвет - мир и чистота. Он говорит о том, что наша страна любит мир и никогда ни на кого не нападает.

Синий цвет - цвет неба, обозначает верность и правду. То есть народ любит свою страну и в любой момент защитит её от врагов.

Красный цвет - огонь и отвага (смелость), цвет силы.

Игра «Соберись у стяга».

 - Где можно увидеть флаги или флажки? (на зданиях, например, на Доме правительства. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов. Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время

Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину).

 - Кроме флага отличительным знаком страны является герб. 

   Давайте рассмотрим герб России.

- Что вы видите в центре? (орла)

- Расскажите о нём, какой он?  (с двумя головами,

                                                            с поднятыми крыльями)

 - Как вы думаете, почему изображён орёл?  (орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое)

 - Но почему у орла две головы?  (Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое).

    В России живут люди разных национальностей – русские, тувинцы, якуты и др.

Официальное название нашей страны — Российская Федерация (сокращённо — РФ). Что значит «федерация»? Это добровольное объединение равноправных территорий и народов. Двадцать одна республика входит в состав России. Вот их названия в алфавитном порядке:

Адыгея

Алтай

Башкирия (Башкортостан)

Бурятия

Дагестан

Ингушетия

Кабардино-Балкария

Калмыкия

Карачаево-Черкесия

Карелия

Коми

Марий Эл

Мордовия

Северная Осетия — Алания

Татарстан

Тува (Тыва)

Удмуртия

Хакасия

Чечня

Чувашия

Саха (Якутия)

Россия — многонациональная и многоязычная страна, но так исторически сложилось, что общим и государственным языком для всех её жителей стал русский.

В центре большого герба находится ещё один, это герб главного города нашей страны – Москвы. Потому что Москва – столица России.

   - Где можно увидеть герб? (его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию).

   -Дети, давайте подойдём к столу и рассмотрим монеты.

- Что вы увидели на монетах? (герб).

- Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают).

Стихотворение «Герб России». 

У России величавой на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.      (В.Степанов)

 - Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн.

Гимн – это тоже символ, это торжественная песня.

Гимн исполняют во время самых торжественных случаев.

Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. (Дети прослушивают в записи отрывок из «Государственного гимна России»). 

Гимн — славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов.

Гимн исполняется в особо важных и памятных случаях. Вероятно, тебе приходилось слышать гимн России, когда наши спортсмены побеждали на олимпиаде или других международных соревнованиях? И наверняка, слыша торжественную музыку и видя, как поднимается на флагштоке бело-сине-красное полотнище, ты испытывал чувство гордости за нашу страну!

Мы любим Родину, потому что в России всё для нас своё, родное, всё нам близко и дорого. И это чувство любви к Отчизне, гордости за её державную мощь прекрасно передали авторы гимна — написавший музыку композитор Александр Васильевич Александров и сочинивший слова поэт Сергей Владимирович Михалков.

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля,

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

- 4 ноября в нашей стране объявлен  Днём народного единства. Он является выходным днём.

Предлагаю вам решить, какой бы вы хотели изобразить символ России в честь праздника и подарить своим близким, поздравляя с праздником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....

Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...