Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Путешествие в мир природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кармишина Светлана Николаевна

Конспект НОД по познавательному развитию на тему " Путешествие в мир природы" для детей подготовительной кгруппы. Целью которого является обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и насекомых Саратовского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Путешествие в мир природы» для детей подготовительной группы.

       

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и насекомых Саратовского края.

Задачи

Обучающие:

1.Расширять представления детей о живой и неживой природе родного края. Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.

 2.Расширять и активизировать словарь детей словами: Кумысная поляна, «фауна», «дикие», «пернатые».

Развивающие:

1.Развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику.

2.Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков.

Воспитывающие:

1.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережного отношения к природе. Формировать у детей чувство гордости, что люди нашей родной земли берегут и охраняют заповедные уголки природы.

Оборудование: поезд, картинки с изображением живой и неживой природы, картинки с изображением насекомых, птиц, лекарственных  и ядовитых растений, картинка с изображением дома, леса, игрушки диких и домашних животных, два обруча, мяч, глобус.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир», «Птицы Саратовской области». Прослушивание CD с записью голосов птиц. Знакомство с  песней из мультфильма «Паровозик из Ромашкова», просмотр презентаций   «Природа саратовского края»

Ход занятия.

- Ребята, на какой планете мы с вами живём?  (На планете Земля).

- Посмотрите на макет нашей планеты. Как он называется?  (Глобус).

- Что мы видим? (Леса, моря, реки, горы, океаны).

- Планета Земля наш общий дом, где все вместе существуют и животные, и растения, объекты неживой природы. И я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы Саратовской области.  А поможет нам в этом волшебный паровозик из Ромашкова, который будет нас перемещать от станции к станции. На каждой остановке нас ждут задания и вопросы. Справимся?

Звучит песенка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»

Поле большое, зеленый лесок.
Сколько весною путей и дорог.
    Хорошо на свете, солнышко, свети.
   Пожелай нам, ветер, доброго пути.

 (Дети выстраиваются в поезд и передвигаются к первой станции).

- А вот и первая остановка. На ней мы поговорим о временах года. Назовите их.

- А какое сейчас время года?

- Назовите признаки весны.

- Назовите приметы лета, осени, зимы.

- Справились с заданием, отправляемся дальше.

Звучит песенка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»

- На этой станции мы поиграем в игру «Живая и неживая природа». Вам нужно выбрать картинку и подойти  к левому столику тем, у кого изображена живая природа, а к правому  - неживая. Объясните, почему вы так поступили.

 - Что же, отправимся дальше. Занимайте свои места в вагонах.  (Дети садятся на стульчики).

- Третья станция «Сказочная».

- Послушайте сказку: «В Саратовском царстве, в Соколовогорском государстве жил был Иван Царевич.  Баба Яга хитростью заманила его в ловушку. Но он сумел выбраться. Дошёл до большой широкой реки…Волги, а моста нет. Махнул Иван царевич три раза платком, и повисла над рекой дивная радуга, по ней он и добрался на другой берег. Бросилась баба Яга за Иваном Царевичем вдогонку по этому мосту, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые от следов Ивана Царевича. Другие – злые, где Баба Яга ступала».

- Как вы думаете, какие цветы добрые? (Лекарственные растения).

-  Какие растения мы можем назвать злыми? (Ядовитые).

- Назовите их.

-  А теперь вспомним, как развивается растение. (Выкладывается схема).

- Отправляемся дальше.

- На четвёртой станции мы поиграем в игру «Деревья и кустарники». (Дети становятся в круг).

- Я буду бросать мяч, а вы называть мне то, что я скажу.

- Молодцы, много назвали деревьев и кустарников, целый лес получится.

-  А какие виды леса вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный).

-  Следующая станция загадок, чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки.

Села на цветок.
В цветок – хоботок!
Нектару взяла.
Сзади игла. (Пчела).

Наблюдаю я полёт -
Надо мною вертолёт.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья будто в паутинке
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза.
Кто же это?

(Стрекоза).

Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю. 

  (Бабочка).

Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет,
Сядет — землю роет.

(Жук).

Это вовсе не пчела,
Нос - точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает!

(Комар).

 К то стрекочет там в траве,
У сики на голове?
З елёная спинка,
Н ожки как пружинка.
Е сли прыгнет, полетит
Ч ерез всё, что хочет.
И опять в траве сидит
К ак всегда стрекочет.

(Кузнечик)


  -  О ком были загадки? ( О насекомых).

- Отправимся дальше, занимайте свои  места. Следующая остановка «Дикие и домашние животные».

- Что вы знаете о диких животных, обитающих в нашей области?

- О домашних?

- На седьмой станции живут птицы. Чтобы узнать, какие мы поиграем в игру « Угадай птицу по голосу».

- Молодцы, узнали всех птиц, теперь двигаемся дальше.

- Последняя остановка «Береги природу».

- В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали рыбу с игрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению не все люди в наше время соблюдают эти добрые традиции. Вырубают леса, уничтожают животный мир. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

-  Как это происходит? (Люди создают заповедники, существует Красная книга).

- Скажите, что такое заповедник?

- Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповедниках охраняется все: трава, птицы, грибы, рыбы, все животное.

- У нас рядом есть Хвалынский заповедник. Там много редких животных, растений (бобры, олени, первоцветы и т.д.). А на территории нашего города расположен природный парк «Кумысная поляна». Кумысная поляна является памятником природы. На ее территории растут уникальные растения, обитает множество животных. Родники, расположенные на Кумысной поляне – один из источников питьевой воды для жителей города. А без леса, который снабжает наш город кислородом, Саратов давно бы стал городом с самым загрязненным воздухом.

-  Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? – Правильно, охранять природу нужно в любом месте. И если бы деревья и звери Кумысной поляны умели говорить, они обязательно обратились бы ко всем жителям города: убедительная просьба не сорить! Помните: лес – огромный дом, в котором живут множество насекомых, птиц и зверей. И приходя туда, будьте бережливы. Помогайте ему всем, чем можете. Возьмите с собой полеэтиленовый пакет, поднимите несколько фантиков или бутылок, ведь это совсем не сложно. Или принесите с собой несколько семечек и кусочек хлеба лесным жителям. Поверьте, Ваши труды не будут напрасны! Лес будет чистым, невероятно красивым, Вам захочется приходить туда снова и снова.

-  Давайте вспомним правила охраны природы.

1. Не рвать цветы.

2. Не кричать, не включать громко музыку.

3. Не разорять птичьи гнёзда.

4. Не мусорить.

5. Не разорять муравейники.

6. Не разводить костры.

7.Не обижать животных.

8. Не ломать деревья.

9. Не разрушать грибницы.

- Ребята, давайте мы вспомним стихи и песни о природе.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой.      Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

(Звучит песня).

- А теперь возьмёмся за руки, сделаем большой круг. Постараемся обнять нашу планету и навсегда запомнить, что мы должны ее беречь, любить все живое на земле.

- Вот и закончилось наше путешествие в мир природы. Вам понравилось? (Ответы детей) Пора возвращаться в детский сад. 

Звучит песенка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»

 Все интересно, на что ни взгляни.

Дружная песня над миром звени.

Хорошо на свете, солнышко, свети.

Пожелай нам, ветер, доброго пути.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию по теме: «Путешествие в страну Профессий». Вторая младшая группа.

Занятие для детей младшего возраста, на котором они познакомяться с такими профессиями, как повар, врач, шофер, их трудовыми процессами, предметами-помощниками....

Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются  с решением разных математических задач....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес» для детей второй младшей группы

Данный материал содержит конспект занятия по познавательному  развитию для детей второй младшей группы, включает в себя: цель, задачи, предварительную работу, основные организационные м...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Путешествие в страну эмоций"

Путешествуя по "Стране эмоций" дети знакомятся с разными видами эмоций, учатся распознавать настроение на картинках, пиктограммах, сообща находить решение.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Путешествие с Дюймовочкой"

Конспект предназначен для занятий с детьми средней группы по ФЭМП в целях закрепления пройденного материала как итоговое в конце года. Увлекательное путешествие по любимой сказке, встреча с героями и ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему«Путешествие к Царице Природе»

Цель: обобщение знаний детей о живой и неживой природе, способствование развитию познавательных интересов. Задачи:- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;- р...