Туристическая деятельность дошкольников, как средство экологического воспитания.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скрипко Светлана Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 52

 

 

 

                            

 

 

 

Туристическая деятельность дошкольников,

 как средство экологического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

                                       Воспитатель: Скрипко Светлана Владимировна

 

                                                     г. Армавир, 2017

 

 

 

 

Зовите меня варваром в педагогике,
но я вынес из впечатлений своей
юности, что день, проведенный ребенком 
среди рощ и полей... заменяет
много недель на учебной скамье.
К.Д. Ушинский

 

В экологическом воспитании детей применяются разные формы, методы, приемы, средства учебно-воспитательной работы. Объем и глубина усвоенных детьми экологических знаний год от года усложняются и увеличиваются. Но традиционных и даже нетрадиционных форм и методов работы для того, чтобы заинтересовать детей проблемами экологического характера, отказывается недостаточно.

К туристической деятельности как одному из средств работы в дошкольных учреждениях прибегают крайне редко: считается, что туризм это дело средней общеобразовательной школы. Мы уверены, что туристическая деятельность в экологическом воспитании может и должна использоваться в качестве вспомогательного средства. Предлагае­мая технология, с одной стороны, позволяет удовлетво­рить потребность де­тей в активной деятельности в рамках экологического вос­питания, а с другой - способствует разви­тию интереса к путе­шествиям.

Экологическое воспитание дошколь­ников, предусматривающее познава­тельную деятельность, направлено на ознакомление детей с природными объектами и явлениями, на формирова­ние у них представления о необходимо­сти охраны природы, на укрепление их здоровья за счет длительного пребыва­ния на свежем воздухе. Эмоции, возни­кающие при непосредственном сопри­косновении с красотой природных объектов, несут радость, наслаждение. Это становится возможным на  прогулках.

 

Туристическая деятельность, вклю­ченная в процесс экологического воспи­тания, облегчает воспитателю реше­ние следующих задач.

Ø развитие   у   детей   стремления   к   познанию   окружающего   мира   через   туристско-краеведческую деятельность;

Ø ознакомление с природой родного края через объекты ближайшего окружения, воспитание любви и бережного отношения к ней;

Ø развитие физических качеств и привычки здорового образа жизни;

Ø формирование навыков поведения в природе, заботы о природе и её обитателях;

 

Ø расширение знаний детей о значении каждого объекта природы;

Ø формирование представлений  о взаимосвязи явлений в природе;

Ø развитие эстетических чувств, воображения, внимания;

Ø воспитание уважения друг к другу и к старшим, чувства товарищества.

 

v       Во время экскурсий по экологической тропе ДОУ де­ти уточняют пред­ставления о живой и неживой природе, об отношении человека к  природе,  учатся связной монологиче­ской речи.

v  Все это способствует расширению кругозора в сфе­ре естественнонауч­ных знаний, получению на практике умений детей взаимо­действовать с при­родными объектами.

v     Включение тури­стической  деятель­ности в воспитательный процесс позво­ляет познакомить детей со снаряжени­ем туриста-эколога, научить их соби­рать все необходимое для похода, сле­дить за личной гигиеной и готовить и принимать пищу в походных условиях.

 

v     В процессе участия в походе дети осваивают межличностные отношения, учатся выполнять правила общежития, исполнять   различные   обязанности («походные должности»).

v     Выполняя различные задания, пре­дусмотренные маршрутом, дети разви­вают свои двигательные навыки, укреп­ляют здоровье.

Подбирая «походный» коллектив, педагог учитывает интересы детей, уровень физической подготов­ленности, состояние здоровья. На прак­тике, как правило, в группу включают детей одного возраста, поэтому педаго­гу заранее следует позаботиться о по­знавательном и физическом развитии детей своей группы с тем, чтобы вывес­ти их примерно на один уровень.

Эколого-туристические прогулки проводятся, как правило, после завтрака.

Каждый выход на территорию дет­ского сада имеет свои образовательно-воспитательные задачи, соответствую­щие целям экологического воспитания.

К каждому по­ходу дети готовятся, они идут в поход как взрослые, имеющие определенные задачи, т.е. исследование окружающего природного и социального мира. Это исследование происходит не только во время туристической прогулки. Оно на­чинается с подготовки к ней, которая включает постановку целей и задач бу­дущей прогулки (она может быть посвя­щена как общей познавательной теме, например выявлению изменений, про­исходящих в неживой природе, а также в жизни растений и животных в опреде­ленный сезон, так и конкретной, касаю­щейся образа жизни определенного объекта: муравьи, утки, белка и т.п.), вы­бор названия для своего отряда (оно должно быть лаконичным и максималь­но отражать суть деятельности), эмбле­мы, проведение занятий, на которых де­ти знакомятся с простейшими топогра­фическими знаками, учатся работать с картой, узнают общепринятые обозначения направления ветра (север­ный, южный и т.д.) и движения по карте (в восточном, северо-восточном на­правлении и т.д.).

Составляется карта (большое полотно зеленого цвета), на которую дети постепенно прикреп­ляют карточки с изображением при­родных объектов. Так появляется марш­рутная лента, где или зарисовываются, или обозначаются карточками природ­ные и социальные объекты, встретив­шиеся детям на пути. Направление дви­жения по маршруту и по карте сначала обговаривается. Затем дети знакомятся с компасом, с помощью которого мож­но ориентироваться на местности и оп­ределять местонахождение объекта.

В ходе такой работы дети узнают: лю­бой реальный объект может быть заме­щен условной моделью. Например, «де­рево», «птица», «белка» — звучание этих слов вызывает в сознании определен­ный образ, определенную форму, на ос­новании которых можно сделать услов­ные наглядные модели объектов. В их роли могут выступать изображения, как приближенные к действительности, так и придуманные самими детьми, и обще­принятые топографические изобра­жения.

Детям показывают карточ­ку с изображением лесного пейзажа. В ходе беседы педагог подводит их к вы­воду: все в природе имеет свой цвет, свою форму, свои особенности.  Параллельно дети знакомятся с ус­ловными обозначе­ниями

 

природного ландшафта на физи­ческих картах и гло­бусе.  Так дети узнают, что лю­бые объекты местно­сти могут изобра­жаться условными топографическими знаками.

Работа с карточка­ми не только знако­мит детей с топогра­фическими изобра­жениями объектов действительности, но и развивает вни­мание, наблюдатель­ность, память, мышление, смекалку.

 На «привале» дети совместно с воспитателем,  инструктором по физичес­кой культуре играют в подвижные иг­ры, сочиняют стихи и сказки об обита­телях леса и т.д.

После каждого экологического похо­да появляется схема с подроб­ным описанием маршрута и представи­телей животного и растительного мира. Дети с гордостью рассказывают о похо­де, о том, что видели, что понравилось больше.

Дети учатся использовать на­родные приметы, выбирая подходящий для выхода за территорию детского са­да день, продумывают экологическую деятельность в ходе эколого-туристической прогулки, похода,  составляют ме­ню для принятия пищи на привале и т.д.

При подведении итогов реализации экологической программы и усвоения экологических знаний можно прибе­гать к таким формам работы, как итого­вые эколого-туристические походы комплексного характера, экологичес­кие праздники, конкурсы, викторины «Цветик - семицветик», «Волшебное лу­кошко», «Знатоки природы», «Знатоки туризма» и т.п.

Наблюдения в ходе туристических прогулок имеют еще одну важную осо­бенность: они пробуждают в детях ин­терес к той или иной науке, желание в будущем выбрать соответствующую профессию. Переход от ознакомления с окружающим миром к его исследова­нию становится важным звеном слож­ного процесса - познания мира и опре­деления своего места в нем.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Туристическая деятельность дошкольников, как средство экологического воспитания. Воспитатель: Скрипко Светлана Владимировна МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 52

Слайд 2

Цель проекта Ознакомление детей с природными объектами и явлениями , формирова­ние у них представления о необходимо­сти охраны природы , укрепление их здоровья за счет длительного пребыва­ния на свежем воздухе.

Слайд 3

Задачи проекта Развитие у детей стремления к познанию окружающего мира через туристско-краеведческую деятельность ; Развитие физических качеств и привычки здорового образа жизни ; Расширение знаний детей о значении каждого объекта природы ; Формирование представлений о взаимосвязи явлений в природе;

Слайд 4

Сферы влияния туристической деятельности - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения основам туристических знаний, действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, основам выживания в природной среде; -развитие интереса к самостоятельным занятиям туризмом и краеведением, подвижными играми, формами активного отдыха и досуга;

Слайд 7

Во время экскурсий по экологической тропе ДОУ де­ти уточняют пред­ставления о живой и неживой природе, об отношении человека к природе, учатся связной монологиче­ской речи. Все это способствует расширению кругозора в сфе­ре естественнонауч­ных знаний, получению на практике умений детей взаимо­действовать с при­родными объектами. Включение тури­стической деятель­ности в воспитательный процесс позво­ляет познакомить детей со снаряжени­ем туриста-эколога, научить их соби­рать все необходимое для похода, сле­дить за личной гигиеной и готовить и принимать пищу в походных условиях.

Слайд 8

Я вчера ходил в поход - Кашу съел и бутерброд! Я сложил в рюкзак игрушки Мячик, удочки, подушку, Взял продукты на неделю, Книжку, папину гантелю , Кружку, ложку, котелок.... А поднять рюкзак не смог. Даже сдвинуть не сумел! Значит каши мало съел.

Слайд 9

Заключение Туризм – это одно из наиболее эффективных средств воздействия на все стороны развития личности ребенка, позволяющее ребенку самореализоваться в окружающей действительности как личности, развить свои коммуникативные способности во взаимодействии с детьми, воспитателями, родителями, наиболее легко адаптироваться в современных изменяющихся условиях, закалить свою волю и характер. Только совместная деятельность в походных условиях оказывает наибольшее воспитательное воздействие на развитие самостоятельности и ответственности ребенка за свою деятельность .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Презентация "Исследовательская деятельность дошкольников как средство экологического воспитания"

quot;Исследовательская деятельность дошкольников как средство экологического воспитания"...

Проектная деятельность как эффективное средство экологического воспитания

Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств  экологического воспитания   дошкольников. Включение детей в проектную деятельность позволяет воспитать сам...

Исследовательская деятельность дошкольников - как средство экологического воспитания

laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму»...

Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.

Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: Необходимо создавать систему не...

Обмен опытом работы по реализации проекта на тему: «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину ...