Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.
консультация

Маряшина Анна Александровна

Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: Необходимо создавать систему непрерывного экологического образования, первым звеном которого является, дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx76.96 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1

Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: Необходимо создавать систему непрерывного экологического образования, первым звеном которого является, дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Слайд №2, 3, 4

Все мы знаем, что дети очень любят экспериментировать. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.

Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве.

Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно.

Слайд №5, 6, 7, 8

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.  Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Слайд №9

Основной целью  деятельности нашего детского сада является формирование экологически развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.

Основными задачами являются

формирование у дошкольников мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе

формирование мотивации воспитанников к исследовательской работе и познавательной экологической деятельности через сказку, игру, наблюдение.

воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе

повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка

В своей работе мы опираемся на следующие программы

- Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

- Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Мы разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
  2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;
  3. Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
  4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ;

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо было подобрать содержание, доступное их пониманию. Поэтому свою работу с детьми мы ведем по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:

Слайд №10, 11, 12, 13, 14,15

  1. ЖИВАЯ ПРИРОДА (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

Слайд №16, 17, 18, 19, 20

  1. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет и др.);

Слайд №21, 22, 23, 24

  1. ЧЕЛОВЕК (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
                Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразова-тельные).

   Потребность в общении с природой – один из наиболее характерных элементов экологического сознания дошкольника. Это отправная точка формирования экологической культуры ребенка. Потребность в общении с природой возникает рано, ребенок, как правило, не отделяет себя от природы, воспринимает себя ее частью.

Слайд №25

Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.

Эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой имеющие различные эмоциональные оттенки, положительные и отрицательные. При положительных формируется осознание ценности природы, эстетическое отношение к ней, происходит духовное обогащение личности.

Слайд №26, 27, 28, 29

Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями)

Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Воспитания и обучения детей дошкольного возраста требуют от педагога педагогического мастерства и творческого подхода, они опираются на новые педагогические технологии и методы воспитания и обучения дошкольников.   Работая с педагогами, ставим перед ними следующие задачи:

Слайд №30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37

  1. Построения предметно - развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов с детьми.

Слайд №38, 39

2. Ознакомление педагогов с содержанием, формами и методиками работы по опытно - экспериментальной деятельности.

Для решения этих задач проводить с педагогами такие консультации и семинары как: "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста", "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду", "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».

Слайд №40, 41, 42, 43

Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Ежедневно обсуждать с родителями успехи и проблемы детей. Стараться привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.

Для родителей мы проводили :

- Родительские собрания на тему: "Рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях".

 - Открытое занятие по опытно- экспериментальной деятельности.

- Проведение совместных праздников и развлечений помогает познать возможности родителей и детей. Они направлены на обмен впечатлениями, мнениями, чувствами.

Проводя индивидуальные беседы и консультации с родителями, подбираем наглядный материал в родительский уголок, чтоб он был интересен им.

  • Анкетирование родителей, где родители могут выразить своё отношение к экспериментальной деятельности детей.
  • Памятка: "Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию".
  • Рекомендации проведите с нами дома: "Домашняя лаборатория".

Работа с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей. Активизируется общение родителей между собой и обмен мнениями.

Слайд №44, 45, 46, 47

Диагностическое сопровождение состоит из двух этапов: начальное и итоговое. В начале учебного года и в конце, методом беседы, упражнений, наблюдений. Оцениваются параметры по пятибальной системе. При обследовании прослеживалась положительная динамика по формированию экологической культуры.

Результатом  опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста становятся игры-экспериментирования.

Игры-эксперименты, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметами. Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

Игры-путешествия заключаются в том, ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Слайд №48, 49, 50, 51, 52, 53, 54

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Дети стали более отзывчивыми, у них возникло желания активно защищать, облагораживать природную среду. Это очень актуально, особенно в этом году, т.к. 2017 год -  год Экологии

Слайд №55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста...

консультация "Экспериментальная деятельность как эффективный метод экологического воспитания дошкольников"

     Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксп...

Проектная деятельность как эффективное средство экологического воспитания

Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств  экологического воспитания   дошкольников. Включение детей в проектную деятельность позволяет воспитать сам...