Педагогический проект «Волшебный мир бумаги»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Черевашенко Евгения Васильевна

Вид проекта: групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико -  ориентированный).

Продолжительность проекта: долгосрочный 2 месяца.

    
 image Подпись:
 


Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.

Актуальность темы:

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_vosstanovlen.docx143.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детского сада № 8 «Зоряночка»

                           С.Ю. Месикова

«       »                   20            г.

Педагогический проект «Волшебный мир бумаги»

Средняя группа

http://proxy12.media.online.ua/uol/r2-0d63e457a6/569d990059824.jpg

        Воспитатели:

        Бугун Ульяна Сергеевна

        Черевашенко Евгения Васильевна

г. Ессентуки, 2017г.

Вид проекта: групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико -  ориентированный).

Продолжительность проекта: долгосрочный 2 месяца.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.

Актуальность темы:

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага - самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу?» «Купить в магазине» - послышались советы детей. Я поддержала общение детей: - «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу?», «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?» Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

При этом было обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка-дошкольника; обозначены цель и основные задачи при работе детей с бумагой.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, диктуют нам, педагогам, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в практические полезные дела, в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Дети по натуре своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу и смотрит. Что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Объектом нашего исследования стала бумага. Бумага - один из интереснейших материалов.

В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны, потому что, как писал художник и деятель в области народного искусства Н.Д. Бартрам, « вещь. Сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий».

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережнее обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с бумагой способствует развитию воображения дошкольников, т.е. способности увидеть в листе бумаги необыкновенный образ. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности влияют на развитие способностей детей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение и ручная умелость, эмоционально положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать и в процессе работы детей с бумагой.

         Цель: создание условий для развития дошкольников через расширение представлений детей о бумаге, возможностях ее применения людьми.

Задачи:

  • Познакомить с разнообразием видов бумаги, ее свойствами, о широком спектре использования бумаги людьми: дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
  • Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
  • Расширять представления детей об окружающем мире, уточнить представления детей о музее как месте хранения предметов истории.
  • Формировать у детей осознание необходимости бережного отношения к бумаге, понимание ограниченности ресурса в природе.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Активизировать  речевую деятельность детей.
  • Развивать навыки художественно-продуктивной деятельности.

 Направления проекта:

Работа с детьми:

  • НОД: занятия, беседы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  • Рассматривание альбомов, картин, иллюстрации
  • Выставка поделок из бумаги .
  • Детская игровая деятельность.
  • Коллективная работа «Ночной город», «Наступила весна».

Работа с родителями:

  • Оформление фотовыставки «Проект Волшебный мир бумаги»
  • Оформление родительского уголка.
  • Организация выставок детских работ.
  • Совместное творчество, создание мини музея «Волшебный мир бумаги».
  •  Консультация: «Волшебный мир бумаги», «Поделки из бумаги»

Оборудование и пополнение развивающей среды:

  • Создание уголка «Мир бумаги».
  • Подборка художественно-публицистической литературы .
  • Оформление альбомов: «Какая разная  бумага», «Творчество из бумаги».
  • Создание театра теней.
  • Создание картотеки игр с бумагой.
  • Оформление игра «Танграм»

 Предполагаемый результат:        

  • Дети узнают историю создания бумаги
  • Приобретут знания о свойствах и качествах бумаги, что поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).
  • Дети приобретут опыт:
  • в исследовательской деятельности;
  • в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
  •  в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;
  • У педагогов повысится уровень профессиональной компетенции по реализации образовательной области «Речевое развитие».  

План проекта

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

  1. Презентация: «История возникновения бумаги», «Как изготавливают бумагу».
  2. Рассматривание иллюстраций  Творчество из бумаги.
  3. Встречи с работниками почты.
  4. Рассматривание разных видов бумаги
  5. Правила безопасного поведения с ножницами.
  6. Экспериментальная деятельность с бумагой.
  7. Трудовые поручения: «Наведём порядок в уголке творчества»; «Построим дом для бумажных кукол».
  8. Знакомство с игрой  «Танграм».

Речевое развитие

Беседы

  1. «История происхождения бумаги»
  2. «Виды бумаги»
  3. «Для чего нужна бумага»

Чтение художественной литературы

  1. Чтение произведений С.Маршака «Чистый лист», С.Михалкова «Бумага».
  2. Отгадывание загадок про бумагу, обсуждение пословиц, связанных с бумагой.

Речевые игры

  1. «Бывает - не бывает»
  2. «Бумажное – небумажное»
  3. «Что я могу?»
  4. «Где меня используют?»

Художественно - эстетическое развитие

Лепка

«Восковые таблички»

Рисование

  1. Рисование на камнях.
  2. Рисование на восковых табличках.
  3. Коллективная работа «Пришла весна»

Апликация

  1. Оригами: «Котики», «Тюльпаны».
  2. Изготовление бумажных вееров, разноцветных самолетиков.
  3. Коллективная работа: «Ночной город»

Музыка

«Релакс со звуками природы»            

Социально – коммуникативное развитие

Решение проблемной ситуации

  1. Какими свойствами обладает бумага?
  2. Для чего нужна бумага?
  3. Что будет, если исчезнет бумага?

Дидактические игры

  1. « Бумажные куклы»
  2. «Самолетики»
  3. «Что сделано из бумаги?»
  4. «Собери пазил»
  5. « Что лишнее?»

Сюжетно – ролевые игры

  1. «Больница для книг»
  2. «Библиотека»

Театрализованные игры

«Театр теней»

Физическое развитие

Физкультурное занятие

«Физкультурное занятие с листом бумаги»

Подвижные игры

  1. «Самый меткий»
  2. «Тропинка»

Пальчиковая гимнастика

«Скворцы», «Лягушки».

Физкультминутка

«По бумаге я иду», «Одолела нас дремота».

Спортивное развлечение