Конспект занятия по нравственному воспитанию "Береза символ России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Захарова Зоя Александровна

Цель этого занятия- формировать представление у детей о русской березе — как символе России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Береза-символ России»

Воспитатель Захарова З.А

Детский сад № 130 г. Дзержинск  

Цель: формировать представление у детей о русской березе — как символе России.

Задачи:

-закрепление знаний детей об охране природы,

-формирование у детей культуры общения с природой,

-воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе,

- расширение знаний о том, какую пользу приносит береза человеку, какими целебными свойствами обладает береза; развитие внимания, мышления, диалоговой речи; развитие творческих способностей, самостоятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое.

Материал: макет дерева берёзы, репродукции картин И. Шишкина «Ручей в берёзовом лесу», И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Былича «Грибная пора»,фонограммы песен С Безрукого «Отчего так в России берёзы шумят…»,

Предварительная работа: разучивание стихотворений Т. Шоргина «Берёзка», «В гостях у осени, С. Есенина «Белая берёза», А. Прокофьева «Люблю берёзку белую», рассматривание картин разных художников о временах года, прослушивание песен.

Ход образовательной деятельности:

Орг. Момент: Ребята давайте возьмемся за руки, я хочу передать вам свое хорошее настроение. Дых. упр: встать положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося «А-аа-х».

Мотивация к деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете? Мне кажется, что пахнет весной, а вам так не показалось? А весна, она какая? Какие изменения происходят весной (ответы детей). (если солнышко, то солнечный зайчик скользит по детям, а потом на веточки).

Дети, но весна еще ранняя, деревья еще без листочков. А, помните мы с вами ставили веточки деревьев в воду? Где они? Посмотрите, а листики на веточках разные (рассматривают веточки разных деревьев). Обратите внимание, а на этих тоненьких веточках листики маленькие, красивые, а какого это дерева веточки? Правильно, березы. Мне кажется, что береза самое чистое, красивое дерево. А как вы думаете? (ответы детей). Правильно, березка красивая, белоствольная, березу считают символом красоты русской природы. Недаром художники писали картины о ней. Я вам предлагаю пройти в нашу галерею и посмотреть как художники изобразили березку. (просмотр картин, обсуждения, показать почему береза белоствольная). Какие березы на картинах?

Любят в нашей стране березу, потому что таких берез нет больше нигде в мире. Ей посвящают стихи и песни, одну из песен мы сейчас прослушаем- песня «От чего так в России березы шумят (слушание песни). Красивая песня, правда? Что вы себе представили? (ответы детей).

Ребята, моя бабушка, мне рассказывала, что с давних пор, когда Россия называлась Русью, весной добры молодцы и красны девицы радовались ожившей березе, водили вокруг нее хороводы. Предлагаю вам отдохнуть и пройти в хоровод.

А, ну честной народ, становись-ка в хоровод.

Игра «Берёза» (Координация речи с движением, развитие речевого дыхания)

Береза мояберезонька(Дети идут хороводом, взявшись за руки.)

Береза моя белая,

Береза кудрявая(Меняет направление движения.)

Стоишь ты, березонька(Встали, подъем рук вверх, вдох.)

Посреди долинушки (Опустили руки, выдох.)

На тебе, березонька(Подъем рук, вдох.)

Листья зеленые (Опустили руки, выдох.)

Под тобой, березонька (Подъем рук, вдох.)

Трава шелковая. (Опустили руки, выдох.)

(Хоровод под фонограмму)

- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь берёза. Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту, пользу. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Во все времена года берёза хороша!

Воспитатель: Посмотрите на берёзу из чего она состоит? (ствол, корни, крона и т. д.)

Что защищает ствол берёзы от вредных воздействий?

Дети: кора.

Воспитатель: У берёзы необычная кора. Берёзу за цвет её коры называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показать бересту.) Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре — бересте, есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевички, через них берёза дышит.

Воспитатель: вы мне сказали, что кора- это защитный слой дерева, и она не пропускает воду, а хотите ли вы сами в этом убедиться? Приглашаю вас в лабораторию…

Что вы видите перед собой? (кора деревьев в ёмкости с водой, кора разных деревьев) Найдите кору берёзы.

Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.

Рассмотрим баночки с водой, в которые мы положили кору разных деревьев. Что произошло с корой берёзы, с корой?

Берёзовая кора на поверхности воды, она не пропускает воду, не впитывает её, поэтому не гниёт, и изделия из неё очень прочные и долговечные. А кора других деревьев стала мокрой и хрупкой. Ребята, мы справились с опытом.

А о полезных свойствах бересты люди узнали очень давно. Она прочна и долговечна. В древности люди писали на коре – она заменяла бумагу. Из берёзовой коры плели лапти, корзинки, лукошки, шкатулки, сосуды для питья.

Есть старая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы.

Первая польза – больным на здоровье.

Вторая – от тьмы свет.

Третья – людям колодец.

А четвёртая –дряхлых исцеление.

Кто -нибудь знает отгадку?

Отгадки вот какие. Первая польза – это берёзовый веник, в бане париться.

Вторая – это лучина, ею в старину избы освещали.

Третья – «людям колодец» — берёзовый сок.

Четвёртая – «дряхлых исцеление»-польза дегтя. (Доклады детей про веник, сок, лучину).

Из берёзы издавна добывали дёготь, нагревая древесину без доступа воздуха. Дёготь – это густая маслянистая жидкость с резким запахом. В старые времена без него было не обойтись. Дёгтем чистили сапоги, смазывали оси телег, а это всё равно, что машинное масло для грузовиков. И однажды кучера заметили, что если на рану попадёт дёготь, то она заживает быстрее. Из берёзового дёгтя стали делать целебные мази. Лучший дёготь получали из бересты – нежной берёзовой кожицы. А из дёгтя ещё делали дегтярное мыло. Оно и сейчас продается.

Наблюдение «Возраст дерева»

Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Возраст дерева можно определить по годовым кольцам. Если год был благоприятный – то кольцо широкое, а если нет – то кольцо узкое. Сейчас давайте рассмотрим несколько спилов, и сосчитает кольца. Так мы сможем узнать возраст деревьев. (Дети самостоятельно определяют возраст по спилам.)

Берёза – удивительное дерево. Она очень полюбилась русскому народу за свою красоту, полезные свойства. Человек во все времена обращался к берёзе. Поэтому она является символом нашей родины России. Вы согласны? Вот такое замечательное дерево береза, просто незаменимая помощница, а чем мы можем помочь березке(беречь, любить). А давайте склеим туесочки, но только из бумаги (работа с бумагой, склеивание туесков по инструкции).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя", средняя группа

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя", средняя группа. Цель: Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символике России, города.За...

Конспект занятия на тему «Государственные символы России» в старшей группе.

Конспект занятия на тему «Государственные символы России» в старшей группе. Цель. Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвес...

Конспект занятия-викторины по теме «Символы России» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:- Развивать у детей чувство патриотизма.- Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут;- Формировать уважительное отноше...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» старшая группа

Цель: воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символике России.Задачи: продолжать знакомить детей с гербом, флагом и гимном нашей страны; развивать умения рассуждать, сопоставлять, ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Символы России»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа. Занятие поможет закрепить знания детей о с...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Символы России» в средней группе

Цель: способствовать формированию  нравственно-патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные: познакомить с национальными символами России; формировать п...

Конспект занятия. «Знакомство с Государственным символом России-Гербе».

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Дать детям представление о гербе как о государственном символе России, истории их происхождения. Познак...