«Использование моделей и моделирования в процессе экологического восприятия дошкольников»
статья по окружающему миру на тему

Шайкова Марина Олеговна

«Использование моделей и моделирования в процессе экологического восприятия дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование моделей и моделирования в процессе экологического восприятия дошкольников»

Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность. 


 ВИДЫ МОДЕЛЕЙ:

а) предметные модели

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Введение модели требует определенной последовательности. Вначале необходимо изучить саму модель и только затем использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению модели проводить не следует. Начинать введение модели рекомендуется на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия воспитатель организует рассматривание растения или животного, обучает детей обследовательским действиям, с помощью которых абстрагируются разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, форма, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.

б) предметно-схематические модели

В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растении — листьев, стеблей и т. д. Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.


в) графические модели

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания (рис. 1)

Рис.1. Графическая модель отражает существенные признаки данной группы животных

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с природой с помощью других методов, обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Графическая модель роста и развития животного (т. е., в отличие от растений, подвижного живого существа) должна отражать изменения не только его внешнего облика (строения), но и двигательной активности (поведения), а также меняющиеся условия внешней среды. Поведение растущего животного показывает постепенное наращивание функций организма и расширение его связей с внешней средой. Оно, в частности, включает: способы перемещения в пространстве (ходьба, бег, прыжки и пр.), добывания и поедания пищи, а также действия, направленные на установление отношений с сородичами, другими живыми существами. Особенно важен характер отношений с материнской особью, поскольку у высших животных на ранних этапах постнатального развития молодняка он главный средообразующий фактор. Таким образом, содержание графической модели, отражающей рост и развитие животного, является более обширным, чем содержание аналогичной модели развития растения. Фиксация в календаре поведения животных в силу их динамичности представляет некоторые сложности, ибо это связано с поиском адекватных и понятных для дошкольников значков-символов.

С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий любые из развивающихся событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений, полученных во время наблюдений. В педагогическом процессе дошкольного учреждения подобные пособия используются разнообразно: в повседневной жизни работа с календарем является органическим дополнением наблюдений, проводимых с детьми на участке или в уголке природы, а на занятиях он служит наглядным средством обучения. Календари как наглядные пособия могут быть применимы для сопоставления однотипных явлений, проходивших в разное время (сравнение, например, осенних явлений за два года или одной и той же огородной, цветочной культуры, выращиваемой дважды), и для сопоставления разнотипных явлений (сравнение осенних и зимних явлений, процесса выращивания, например, разных огородных культур и пр.).

Познание дошкольниками ряда явлений или свойств объектов природы может проходить путем практической моделирующей деятельности (экспериментирования). В этом случае, совершая действия с предметами-заместителями, дети знакомятся с какими-либо качествами разной среды обитания животных или с их характерными проявлениями.

КАЛЕНДАРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОСТОМ И РАЗВИТИЕМ ПТИЦ

Основные знания о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам – важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями.

Знания о птицах дети получают и на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них, подводя итоги в календаре.

Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями. Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие. Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.

Наблюдения за погодой нельзя не увязывать с сезонными наблюдениями в природе. Без связи изменений погоды с изменениями жизни птиц ведение календаря природы становится сухой и скучной обязанностью. На основе наблюдений за явлениями природы дошкольники правильно осмысливают их взаимосвязь: например, прилет грачей, ручьи, проталины, первые кучевые облака на синем небе говорят о наступлении весны, а отлет различных видов птиц говорит о приближении зимы. Наблюдения за явлениями природы и птицами придают большую сознательность объяснительному чтению, являются основой атеистического воспитания дошкольников, расширяют их кругозор и представления детей, вооружают их необходимыми знаниями, умениями, навыками, учат любить и охранять родную природу.

Чтобы дети правильно и с любовью вели календарь природы, воспитатель должен сам научиться вести такой календарь. Исходной частью работы по наблюдению за природой являются экскурсии. На основе собранных на экскурсии материалов и полученных учащимися впечатлений, наблюдений строится дальнейшая работа в группе по уточнению полученных представлений и их систематизации.

При отслеживании зависимости явлений природы и жизни птиц все явления должны быть охвачены уже значительно полнее и глубже, если детям трудно определить, когда установилась зима, потому что снег много раз покрывал землю, а потом таял, то теперь этот вопрос решается вполне определенно – снегири и синички большей частью зимние птицы.

Программа требует знания характерных признаков птиц лета, осени, зимы, весны, подведения итогов за несколько лет наблюдения взаимосвязи прилётов и отлётов птиц, определения температуры воздуха, усвоения понятия ветра как движения воздуха, знания его значения и пользы для птиц и животных.

Рядом, с календарем природы можно устроить небольшую полочку, на которой дети будут помещать картинки птиц, характеризующие приход лета, осени, зимы и весны, а так же предметы: ветки с набухшими почками, распустившимися листьями и цветами, растения в горшочках, первых бабочек, жуков и т.д.


КАЛЕНДАРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ. КАЛЕНДАРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОСТОМ И РАЗВИТИЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.

Исследования и опыт внедрения календарей в практику детских садов показали, что использование этого способа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления дошкольников. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) актуализирует полученные ранее образы, обогащает имеющиеся конкретные представления, на основе зафиксированных в модели существенных признаков развивающихся явлений формирует обобщенные представления о них. Главное же в работе с моделями — образование представлений особого типа — динамических, отражающих процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Формирование представлений такого типа оказывается возможным благодаря регулярной, упорядоченной во времени фиксации наблюдений.

Важное значение приобретает работа с описанными моделями для становления логического мышления. На этапе обсуждения результатов наблюдений дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на разных страницах календаря состояния меняющегося явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливать простейшие закономерности.

Развитие логического мышления в процессе работы с календарем неразрывно связано с речью, которая служит и средством его активизации, и содержанием. При этом имеется в виду особая коллективная форма речи, имеющая место в беседе воспитателя с группой детей, когда взаимодополняющие высказывания создают единое по смыслу и завершенное по форме содержание разговора. Можно сказать, что календарь, являющийся предметом логично построенного обсуждения, способствует развитию у детей умения рассуждать, анализировать и сопоставлять события, а затем отражать их в речи, делать выводы, обобщения, т. е. календарь (модель) служит наглядным средством обучения дошкольников процедуре логических операций. Суждения детей и воспитателя выступают здесь как содержание логического мышления.

В процессе беседы ведущая роль принадлежит правильно выстроенной воспитателем системе вопросов, которая должна базироваться на содержании календаря, определенной логической последовательности: сначала — вопросы, направленные на обучение детей читать календарь, т. е. ориентироваться в его смысловом содержании по символическим обозначениям, далее — вопросы, направленные на выявление закономерности изменений природных явлений, отмеченных в календаре. Данная система вопросов — это логический костяк, дающий возможность взрослому организовать и направить ход рассуждения детей, подвести их к выделению среди множества конкретных представлений смыслового стержня, позволяющего обобщить материал.

Разница между вопросами, составляющими суть словесно-логической схемы, и вопросами, предназначенными для обсуждения календаря, состоит в том, что последние способствуют актуализации, систематизации и обобщению уже имеющихся представлений, в то время как первые предназначены для получения новой информации о предмете. Таким образом, использование графических моделей при ознакомлении детей с развивающимися, меняющимися явлениями природы оказывает положительное влияние на развитие важных сторон детского мышления.

Правильно организованная работа с календарем природы и труда в детском саду имеет большое коррекционное значение. У детей развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность. Преподавание природоведения и естествознания должно содействовать общему развитию дошкольников, в частности корректировать недостатки мышления, формировать правильное понимание и отношение к явлениям природы, предупреждать возникновение у дошкольников ложных, суеверных представлений о них, воспитывать у детей практические умения и навыки, знакомить дошкольников с трудом людей на территории нашей Родины.

Уже в младшей группе программа предусматривает ведение календаря природы. На первых же осенних прогулках и экскурсиях в природу детей знакомят с особенностями этого времени года. Они наблюдают, как опадают листья, собирают по несколько листьев, желудей, сравнивают их по величине: маленький-большой, длинный-короткий, равные; по количеству: много-один, много-мало, по цвету: желтые, красные, зеленые, У детей развиваются пространственные представления: здесь-там, близко-далеко, справа-слева и т.д.

После первых экскурсий воспитатель предлагает вести запись того, что ребята видели (имея в виду состояние погоды и материал, который они собрали). Воспитатель приносит в группу заранее заготовленный лист бумаги, на котором в левом углу наклеен листок, вырезанный из старого отрывного календаря с соответствующими месяцами и числами. Учитель говорит: "Давайте подумаем, как записать, что сегодня весь день светило солнце? Какое было небо? Какой цвет имеет солнце?" Для обозначения погоды отводится правый верхний угол. Берется голубая бумага, из нее вырезается квадрат, который наклеивается в правый угол; солнце дети обозначают желтым кружочком, который наклеивается на голубой квадрат. Можно то и другое нарисовать цветными карандашами.

В незаполненной нижней части листа можно наклеить картинку или желтые листья. Воспитатель предлагает детям каждый день по пути в школу обращать внимание на цвет неба, на поведение птиц и других животных, подумать над тем, что можно поместить в календаре. Также оформляется второй день, третий и т.д. Каждый день календарю отводится 5-10 минут.

В это время обобщаются наблюдения, сделанные детьми в течение дня. Работа обычно начинается с чтения предыдущего листка календаря, т. е. обзором наблюдений прошедшего дня. Воспитатель задает приблизительно такие вопросы: "Какой был вчера день? Как он назывался? А сегодня, какой день? Какое число было вчера? Какое число сегодня?"

За правильные ответы детей надо хвалить и ставить оценку. Проходит неделя. Теперь все 7 листков календаря надо наклеить на лист картона или плотной бумаги, а под ними поместить полосу чистой плотной бумаги, разделенной на 7 частей, с нанесением на каждой из них чисел следующей недели. Прежде чем приступить к оформлению первого дня следующей недели, воспитатель предлагает ребятам просмотреть свой календарь за неделю и "прочитать" его записи. Пусть ученики-дошкольники приучаются рассказывать, что они наблюдали в течение минувшей недели. Постепенно дети научатся делать обобщения, которые обычно проводятся по понедельникам.

Ребята сумеют подсчитать, сколько было за неделю солнечных, пасмурных, дождливых дней, обратить внимание на изменение в природе (выпал первый снег, замерзли лужи, набухли почки на тополе). По календарю можно прочитать, какие события произошли в жизни садика (была елка, ходили на экскурсию в зоопарк, начали отапливать помещение и т.д.).

Ведя календарь и делая такие обобщения, дошкольники усвоят, что в неделе 7 дней (5 учебных и 2 - выходных, запомнят названия, дней недели, их порядок, закрепят понятия: вчера - сегодня - завтра. Материал для календаря заготавливается на занятиях ручного труда, рисования. На занятиях труда из серой бумаги взрезаются квадраты для обозначения пасмурной погоды, из белой бумаги кружочки для обозначения снега (на кружке рисуется снежинка), из голубой бумаги вырезаются квадраты, обозначающие ясное небо, на них наклеивается оранжевый круг - солнце. Воспитатель и дети заранее подбирают листья, цветы, ветки, а также детские рисунки, картинки, стихи, которые могут быть использованы при ведении и оформлении календаря.

Первое время все оформление календаря производит воспитатель в присутствии детей. Постепенно дети приучаются к самостоятельности. В дальнейшем устанавливается порядок: кто из детей первый заметит какое-либо новое явление, делает отметку в календаре (рисует, наклеивает лист, картинку и т.д.). Это служит стимулом для развития интереса и наблюдательности. Каждый дошкольник стремится заметить что-то новое, чтобы принять участие в оформлении календаря.

Содержание календаря усложняется по мере приобретения детьми новых знаний. Таким образом, дети приучаются систематически наблюдать природу, узнают, что осень сменяется зимой, зима - весной, весна -летом. Календарь природы приучает детей рассматривать каждое явление в движении, развитии, усвоить характерные особенности каждого времени года. На лето дошкольникам можно дать задание нарисовать и раскрасить ягоды, грибы, овощи.

Признаки времен года дополняются соответственно программе, и развитию дошкольников. Рекомендуется продолжать "чтение" календаря за прошедший день и за неделю. К этому времени дети и по арифметике должны знать неделю, части суток. Когда закреплено понятие "неделя", можно составить календарь на месяц и с помощью воспитателя проводить обобщение в начале нового месяца.

Для оформления календаря на месяц лучше брать лист картона, в верхней части которого делается надпись "Календарь природы", ниже указывается дата. После этого листки на каждый день помещаются в определенной последовательности (в каждом ряду наклеиваются листки за неделю). В декабре, с установлением зимы, воспитатель показывает детям табличку: Осенние месяцы: 1. Сентябрь. 2. Октябрь. 3. Ноябрь.

Потом прикрепляет к доске календари за 3 месяца. На занятии арифметики можно посчитать, сколько в каждом месяце было дождливых и солнечных дней (в пределах 20), сделать выводы о том, какая была в этом году осень.Воспитатель может задавать следующие вопросы: "Каким бывает лес осенью? Что делается с деревьями? Что вы находили, кроме листьев, под дубом, под кленом? Какие ягоды видели на рябине? Как люди готовятся к зиме? Какими стали дни?"

Для зарисовок и записей внизу и с боков календаря оставляются поля шириной в 10-15 см.

Далее наблюдения усложняются и расширяются. Ребятам даются понятия: облака, тучи (из туч идет дождь), выпадение росы, туман, ливень, град. Дети должны знать названия летних месяцев, признаки грозы. В группе вывешиваются дополнительные условные обозначения (после полного усвоения понятий): "град", "роса", "туман", "гроза", "облачность".

В осенние месяцы дети наблюдают за положением солнца на небе в разное время дня, знакомятся с осенними работами в поле. Признаки осенних месяцев в понятии детей становятся более дифференцированными: небо - серое, хмурое, облачное, голубое, синее, листья - желтые, красные, багровые, сухие, легкие, опавшие.

Зимой дается понятие "метель", дети отмечают ее в календаре стрелками. Далее отмечаются все явления, которые фиксировались ранее, и прибавляются новые: последняя гроза, отлет грачей и скворцов, замерзание реки, пруда, ледоход, последние снежинки, последний заморозок на поверхности почвы, появление проталин, ручьев, первые кучевые облака на синем небе, прилет грачей, начало набухания почек у разных растений, первая гроза, первый гром, начало цветения вербы, лютиков, мать-и-мачехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

Использование моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний

Экологическое воспитание детей предлагается в первую очередь рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе, основой которого будут служить не просто знани...

Использование игровых обучающих ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников.

Воспитатель МБДОУ «Атемарский  д/с № 1  «Теремок» Глазкова И.В.Детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитани...

Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...