Экологическое родительское собрание
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Грейдина Татьяна Александровна

Собрание проведено в старшей группе. В собрании участвовали дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в рамках года экологии «В гармонии с природой»

Цель: Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а также вовремя реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи. Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического, повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей и экологии в целом.

Задачи: Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.

Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию.

Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде.

Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.

Материалы и оборудование: презентация из фоторабот, представленных родителями и воспитателями на конкурс «Природа глазами ребенка», видеоряд к танцу «Не рвите цветы»; венки-цветы, накидки цветов и туманов, земля-глобус к танцу.

Подготовительная работа: проведение фотоконкурса «Природа глазами ребенка», выставка лучших работ на стенде группы, анкетирование «Экологическое воспитание в семье», изготовление атрибутов и пошив костюмов к танцу «Не рвите цветы»

Ход собрания:

  1. Вступительное слово воспитателя-ведущего, постановка и обоснование цели собрания.

Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию. В начале XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем — экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня — воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.

Физическая активность ребенка — естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедуры закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья — важные шаги в экологическом воспитании.

Психическая активность — это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребенка. Важно понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. В возрасте 3-7 лет у ребенка осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих. Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства — радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить — все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни. Может возникнуть вопрос: для чего объяснять детям, а в особенности родителям забивать голову данной проблемой? Нужно ли детям дошкольного возраста знакомиться проблемами окружающей среды? Возможно это и так, но необходимо помнить, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Сегодня ребенок мал и ходит повсюду со взрослыми, а завтра он станет самостоятельным и ему придется самому решать различные задачи связанные и с экологическим поведением. Поэтому работу по экологическому воспитанию, ознакомлению с природным окружением необходимо начинать именно на дошкольном этапе развития детей. И для того, чтобы эта работа принесла ощутимые результаты, не достаточно одного занятия или одного рассказа. Работа должна быть систематической и подкрепляться практикой, поэтому в детском саду ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Но в чем же актуальность этой проблемы?

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако на современном этапе, в эпоху технического прогресса усилилось давление на природу хозяйственной деятельности человека. Чрезмерные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводящие к истощению и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных систем. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий между природой и обществом. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Делаются попытки решать эти проблемы. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый успех не получен - настолько велик ущерб, причиненный природе человеком. А все оттого, что у людей низка экологическая культура, именно поэтому работу по ознакомлению детей с экологией необходимо начинать так рано. Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и её роль в формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Таким образом, у малыша при помощи органов чувств формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему видеть и понимать связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

  1. Просмотр презентации «Природа глазами ребенка», подведение итогов конкурса.
  2. Теоретическая разминка «Что мы знаем о природе?»

1) Физическое состояние атмосферы в данной местности в определенный момент? (погода)

2)Самый распространенный минерал на нашей планете, покрывающий большую поверхность земного шара? (вода)

3)Осевой подземный орган растения, служащий для закрепления его в почве и поглощения воды и минеральных веществ? (корень)

4)Горизонтальное движение воздуха, имеющее направление и скорость? (ветер)

5)Одно из свойств живых организмов, которое обеспечивает существование вида, увеличение его численности? (размножение)

6)Воздушная оболочка земли? (атмосфера)

7)Смесь азота, кислорода, углекислого газа? (воздух)

8)Как называются представители животного мира, прирученные человеком, живущие под его опекой, разводящиеся для хозяйственных различных целей? (домашние)

9) Распространенный в нашей местности растительное сообщество, включающее в себя различные растения преимущественно деревья, очищающие воздух от вредных веществ? (лес)

10)Многолетний режим погоды, главным показателем которого являются температура, осадки и ветер? (климат)

11)Капельки воды, кристаллизирующиеся от холода, способные преодолевать сопротивления потоков воздуха? (снег)

12) Многочисленные высокоорганизованные животные на нашей планете? (млекопитающие)

13)Живой организм, имеющий много общего с животными в строении и жизнедеятельности? (растения)

14)Как называются млекопитающие, обитающие отдельно от человека, самостоятельно выживающие в окружающей среде? (звери)

15)Биологическая наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой? (экология)

  1. Музыкальная пауза. Конкурс для родителей «Угадай мелодию песни о природе».
  1. Песня о неразделенной любви («Тонкая рябина»)
  2. Песня о том, что украшает город («Городские цветы» сл.Л.Дербенева, муз.М.Дунаевского из т/ф «Куда он денется»)
  3. Песня о том, что мы должны принимать таким, как есть. («У природы нет плохой погоды» сл.Э.Рязанова, муз.А.Петрова из к/ф «Служебный роман»)
  4. Песня о птицах, которые красиво поют («Дрозды» сл.С.Островского, муз.В.Шаинского)
  5. Песня о кустарниках красиво цветущих и пахнущих («Сирень-черемуха» сл.А.Софронова, муз.Ю.Милютина из к/ф «Беспокойное хозяйство»)
  6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц («Соловьиная роща» сл.А.Поперечного, муз.Д.Тухманова)
  7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы («Яблони в цвету» сл.И.Резника, муз.Е.Мартынова)
  8. Песня о цветке, который растет в горах («Лаванда» сл.Б.Шаброва, муз.В.Матецкого)
  1.  Концерт детей «Если думать о природе, значит, думать о себе».
  1. Вход-перестроение.
  2. Стихотворение «Оживает вся природа»

Оживает вся природа

Пенье птиц то там, то тут.

Розовато-белым цветом

Всюду яблони цветут.

Сколько звуков, сколько пенья

В этот теплый день весенний!

Вторя песням соловья,

Здесь споем и ты, и я.

  1. Песня-танец «Весенняя капель»
  2. Перестроение в полукруг.
  3. Стихотворение Д. Колупаева «Люди, вы разве не замечаете…»

Люди! Вы разве не замечаете,

Что наша земля – настоящее чудо?

Зачем вы животных и птиц убиваете,

Столько в вас злобы берется откуда?

Люди! Вы разве уже забыли-

Какая прекрасная наша планета.

Зачем же тогда чёрным дымом закрыли

Её закаты, её рассветы.

Люди! Вы разве совсем не знаете

Что без природы не жить человеку.

Зачем же тогда все отходы бросаете

В нашу прекрасную, светлую реку.

Люди! Вы что никогда не слышали

Трель соловья, чаек крик над рекою.

Зачем все луга и леса вы выжгли,

И никому нет от вас покоя.

Люди! На нас, детей, посмотрите

Не обходите нас стороной.

Мы же ведь тоже хотим увидеть

Землю цветущей, как сад весной.

Люди! Вы землю портить не смейте

Мы, дети, серьёзно вам говорим.

Землю свою защитить мы сумеем.

В обиду её никому не дадим!

  1. Песня «Не дразните собак» сл. М. Пляцковского, муз. Евг. Птичкина
  2. Испытание для детей

Ведущий: Настоящими защитниками природы не могут быть люди, которые плохо её знают. А вы хорошо знаете природу? Проверим? Вот вам испытание - ответьте на мои вопросы о природе.

  • Эту птицу называют «лесным доктором», так как она лечит деревья, вытаскивая вредных насекомых из-под коры. (Дятел)
  • Растет ли дерево зимой? Почему? (Нет. Зимой оно в состоянии покоя.)
  • Назовите животный, которые зимой спят. (Медведь, ёж)
  • Какое животное может прожить без воды 45 дней. (Верблюд)
  • Кто меняет шубку два раза в год? (Белка, заяц)
  • Назовите профессию человека, охраняющего и оберегающего леса. (Лесник)
  • Какой зверек зимой на снегу следы путает? (Заяц)
  • Что такое «Красная книга»? (Книга, в которую заносят названия растений и животных нуждающихся в охране)
  1. Стихотворение «Как у наших у ворот»

Как у наших у ворот

Собирается народ

Веселиться и играть,

Пошутить и поплясать.

Заплетайся, плетень!

Заплетайся скорей!

  1. Игра «Плетень» рус.нар.мел.
  2. Стихотворения «Наша планета» Я.Акима и «Небо синее в России».

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрит удивленно.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету.

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не цветут нигде красивей.

  1. Танец «Не рвите цветы» муз. Ю. Антонова.
  2. Стихотворение «Берегите, люди, лес» М.Скрипки

Берегите, люди, лес
Гладь озёр и синь небес.
И цветы вы берегите
Их охапками не рвите.

Вы природу охраняйте
И костры не разжигайте.
Не ломайте тонких веток
Не пугайте птичьих деток.

Грибы, ягоды берите
Но в лесу вы не сорите.
Вы в лесу – всего лишь гости,
Злые вы замашки бросьте.

Родники вы охраняйте,
Ручейки не засоряйте.
И тогда тебе и мне
Природа всё воздаст вдвойне!!!

  1. Уход детей.

  1.  Итоги анкетирования «Экологическое образование детей в семье».

Беседа о хороших и вредных привычках.

Скажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?

- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

- Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы?

- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

Предложения родителей и педагогов о том, что мы можем сделать вместе в экологическом воспитании и образовании детей.

Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

  1. Нашу встречу хочется закончить словами К. Станиславского «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Экологическая викторина"

Конкурская программа для родителей по экологическому образованию....

Родительское собрание по экологическому воспитанию

Родительское собрание по экологическому воспитанию...

Родительское собрание по экологическому воспитанию

Родительское собрание по экологическому воспитанию...

родительское собрание в старшей гркппе по экологическому воспитанию дошкольников

Родительское собрание по экологическому воспитанию старших дошкольников в форме похода по территории детского сада...

Родительское собрание "Экологическое воспитание дошкольников"

Обрание с родителями детей подготовительной группы...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Сценарий родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию «Экологический марафон»

Сценарий родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию «Экологический марафон»...