Веселый корнеплод
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чепуркова Марина Павловна

В этой методической работе присутствуют дидактические игры,пальчиковые игры,театралезованные игры,также пословицы и поговорки про корнеплоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_korneplod.docx858.7 КБ

Предварительный просмотр:

detskie_pesni_veselij_ogorod        

    Веселый корнеплод


C:\Users\сергей\Desktop\корнеплоды\58cb54c700965.jpgДидактические игры по теме «Овощи»

Игра «Что добавилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

Картинки рассматривай и их запоминай,
Я новые добавлю, а ты их называй.

(Предметные картинки с изображением овощей.)

 

     

Игра «Вершки-корешки»

Цель: уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.

Ход игры:
Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.
- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину.
- Все овощи разложены. Молодцы!
- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.

 

Игра «Красный, зеленый, оранжевый»

Цель: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.

На картинки посмотри,
Какой по цвету овощ, ты скажи.

(Предметные картинки с изображением овощей.)
Красный помидор, зеленый огурец и т.д.


  Игра «Круглый, овальный, треугольный»

Цель: уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.

На картинки посмотри,
Какой по форме овощ, ты скажи.

(Круглый помидор, овальный огурец, треугольная морковь и т.д.)

 Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.

Помидор, огурец, яблоко, морковь.

Помидор, перец, редиска, огурец.

Огурец, помидор, кабачок, баклажан.

 

Игра «Скажи ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

 (Помидор – помидорчик, огурец – огурчик и т.д.)


Игра «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

 (Помидор – помидоры – много помидор и т.д.)

 
Игра «Из чего – какой?»
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования. 
Вот предмет, а из чего,
Люди сделали его.

 (Сок из моркови – морковный сок и т.д.)



Игра «Рассказ об овоще»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.
На овощ посмотри,
По схеме расскажи.
По порядку говори,
Ничего не пропусти.

C:\Users\сергей\Desktop\корнеплоды\2abec391-d8d7-4eee-8a90-185eeebf6488.jpeg

Загадки про корнеплоды

***
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
- картошка -

***
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка.
- картошка -

***
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
- картошка -

***
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
- морковь -

***
***
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали.
- морковь -

***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
- свекла -

***
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
- свекла -

***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
- лук -

***
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
- луковица -

***
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
- лук -

***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а просто …
- лук -

***
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
- лук -

***
***
Маленький и горький, луку брат.
- чеснок -

***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
- чеснок -

***
Он кусает – но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это…
- чесночок -                                                       ***                 
В землю – блошкой,
Из земли-лепешкой.
- репа -

Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке …
- репка -

***
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
- репка -

***
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
- редиска -                                                                ***
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом.
- редиска -

***


Стихотворения про корнеплоды 

Стихотворение о морковке
На свете морковка спокойно жила.
На грядке в деревне морковка росла.
На солнышке грелась, под лейкой купалась.
Толстела, росла, ничего не боялась.
Но осень нежданно в деревню пришла.
Дожди и туманы она принесла.
И с грядки хозяйка сорвала морковку.
И тут же ее поместила в шинковку.

F:\корнеплоды\58f2bb4b36df5.jpg

Стихотворение о свекле
Толстая, румяная тетушка-свекла
Много витаминов в борщ наш принесла.
В яркий цвет окрасила, вкусом напитала.
Все таким насыщенным и бордовым стало.
Я красивый борщик с аппетитом съем.
Про свеклу красавицу расскажу я всем.
Как она собою блюда украшает.
В мир ее румяный щедро приглашает. F:\корнеплоды\58cb54c700965.jpg
Стихотворение про картошку
Грядку раскопай немножко,
Глядь, а там живёт картошка.
Раз картошка, два и три...
Всю в ведро её бери.
Cтихотворение про лук
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,                            Зачем слёзы проливать!?

F:\корнеплоды\фото лук.jpg                    Буду делать я салат
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану

Капустка
 
Мы капустку рубим — рубим, 
Мы капустку солим — солим, 
Мы капустку трем — трем, 
Мы капустку жмем — жмем. 
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:                                           
 Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок                                   
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.    
Наша Зина - молодец!                      
 Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры                
Растут на грядках помидоры,         
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять —          
Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку.                   
Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку. 


Тыква — вот, а вот — томат. 
Здесь — капуста, здесь — салат, 
Тмин, картошка, артишок 
И петрушки корешок. 
Все, что вырастили мы,                   
Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.


    Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
 
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)


 

Огород
Повторяй за мной зарядку                        (Шаги на месте.) 
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат.                           (Вытянуть руки влево, вправо.) 
Здесь — капуста, здесь — салат.            (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок                        (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок.                                  (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы,                           (Развести  руки в стороны.) 
Будем есть мы до весны.                             (Руки вниз, выпрямиться.) 

Театрализованные игры

F:\корнеплоды\картинка вопрос.jpg

Игра«Как варили суп» на имитацию движений

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левойрукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно!
Кастрюлька пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг

друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми

половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,                                          Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки.                                        Но сначала всё вскопает,
Там играл зимой в снежки,                                                А потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко

А весною в огород И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.

Пословицы и поговорки о луке

Лук с чесноком - родные братья.

Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.

В нашем краю - словно в раю: луку да рябины не приешь.

Облупил, как луковку.

Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Лук да баня все поправят.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Лук добр и к бою и во щах.

Пословицы и поговорки о чесноке

Чеснок да редька, так и на животе

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек).

Честна чесноковина да луковица.

Пословицы и поговорки о свекле

Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.

Красна свекла, хоть и в черной земле растет.

Без свеклы борща не ищи.

Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.

Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдёт за апельсин.

Полезна свеколка для нас, ее мы держизапас.

Не убил рябчика, ешь свеклу.

Свекла - не морошка, хоть и в лукошке, да растёт в земле.

Барыня-свекла под дождем намокла, хороша – не блекла.

Где свекла да борщи, там и нас ищи.

Ты уж, свекла, помолчи, из капусты варят щи.

Без борща обед – не обед, а без свёклы борща нет.

Барыня-свёкла собою не блекла, лежит на гряде, поглядывает везде.

Пословицы и поговорки о моркови

Огуречик в кадке, а морковь – на грядке.

Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.

В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.

Будешь на полатях лежать, моркови не видать.

Морковь прибавляет кровь.

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Любовь - что морковь: полежит и завянет.

Съешь и морковку, коли яблочка нет.

Сей морковку в срок, будет и прок.

Держи хвост морковкой!

Пословицы и поговорки о редьке

Надоел, хуже горькой редьки.

Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят.

В пост редьки хвост.

Здорово заговелись, на хрен, на редьку, на кислу капусту.

Пришла редька, да хрен, да книга Ефрем (великий пост).

Хрен редьки не слаще, уголь сажи не белей.

Семь перемен, а все одна редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом,

редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком.

С другом знаться – не редьку есть.

Не всякому сказывай, что по деньге редька!

Редька хвалилась: «Я с медом хороша!»

Пословицы и поговорки о картошке

Картошка - хлебу присошка.

Картошку копать, не руками махать.

Где картошку не уважают, там доходы снижают.

Любовь не картошка – не выкинешь в окошко.

Любовь не картошка: в горшке не сваришь.

Картофель хлеб бережет.

Голодному и картошка лакомство.

Картошка - мать наша, а хлеб – кормилец.

Картошка да каша - еда наша.

У того картошка не родится, кто пахать ленится.

Пословицы и поговорки о репе

Поел бы репки, да зубы редки.

Репой да брюквой не хвалятся.

Нам и репка за яблочко кажет.

Репу есть - невелика честь.

Горох да репа в поле - вдова да девка в людях.

Горох да репа животу не крепа.

Горох да репа - завидное дело: кто не идет, урвет.

Дешевле пареной репы (т.е. очень дешево).

Без заботы и репу не вырастишь.

Хороша (девка), как мытая репка!.

Репу да горох сеют для воров

Репа брюху не крепа.

Репу да горох не сей подле дорог.

Проще пареной репы

Репа - мясо, режь да ешь.

Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи

C:\Users\1\Desktop\светлячок (4).jpg 

Наш адрес: г.Тимашевск, мкр. Сахарный завод, 8

e-mail: 11 mdou@inbox.ru

cайт: www.детский- сад-11р.ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по дисциплине «Ребенок и окружающий мир» в младшей группе « Знакомство с корнеплодом (морковь)».

Конспект НОД по дисциплине «Ребенок и окружающий мир» в младшей группе « Знакомство с корнеплодом (морковь)».Цели:1. Учить узнавать морковь в натуральном виде. Дать детям представление произраста...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матер...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матери...

"Знакомство с корнеплодами репы и моркови"

Данный конспект направлен на познавательное развитие:умения различать морковь и ре­пу;знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики: морковь длинная, красная, твердая, гладкая, сладкая и вку...

Материал для родителей "Корнеплоды-патриоты"

Консультация для родителей о пользе употребления овощей в рационе детей дошкольного возраста...

"ВЫРАЩИВАНИЕ СЕМЯН ИЗ КОРНЕПЛОДОВ"

Проект "Выращивание семян из корнеплодов"...

Тема: «Знакомство с корнеплодами репы и моркови».

Возрастная группа: вторая младшая группа.Образовательные области: познавательное развитие.Цель: знакомить с морковью и репой.Задачи:образовательные: познакомить детей с корнеплодами репы и морков...