Опытно-экспериментальная деятельность детей как условие эффективного развития познавательной активности.
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Аверьянова Елена Николаевна

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx24.42 КБ
Файл plan_raboty.docx253.52 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в ДОУОпытно-экспериментальная деятельность детей как условие эффективного развития познавательной активности.

«Самое главное открытие то,

которое ребёнок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Эта работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний.

Известно, что дети любят возиться с песком, водой, с интересом относятся ко всему новому. Экспериментирование с различными материалами заинтересовывает детей своим процессом. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок.

С 19 по 23 июня в нашем детском саду прошла Неделя детского экспериментирования под названием «Маленькие волшебники».

Дети расширяли свой кругозор, в частности обогащали знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Каждый день недели был посвящен определенной теме: «Удивительный песок», «Волшебные капельки», «Детская лаборатория», «Волшебная бумага», «Воздух-невидимка».

Различные формы работы были использованы педагогами всех групп в это время: занятия, беседы познавательно - эвристического характера, дидактические и развивающие игры. Дети рассматривали много иллюстраций по теме, наблюдали за объектами и явлениями природы. В процессе продуктивной деятельности они передавали свои впечатления об окружающем мире и выражали свое отношение к нему. И, конечно же, были предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности.

Большую радость, удивление и даже восторг испытывали ребята от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Воспитатель  

Аверьянова Елена Николаевна



Предварительный просмотр:

H:\0001005_300-4.png

План работы на неделю  

по детскому экспериментированию

«Юные волшебники»

Ответственные: Аверьянова Елена Николаевна,

Рамутис Екатерина Вячеславовна.


Дни недели

Время проведения

Мероприятие

Участники

Ответственные

Понедельник

«Удивительный песок»

8.00

9.00-10.00

10.00-11.20

15.30

15.45

Утренняя гимнастика.

Беседы. 

Закрепить знания детей о свойствах песка. "Свойства мокрого песка". Знакомство с песочными часами.

Экспериментирование на участке. 

«Песчаный конус». Помочь определить, может ли песок двигаться.

«Ветер и песок».  Выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

Художественное творчество.

«Песчаные художники», «Куличики из песка».

Бодрящая гимнастика.

Чтение: сказка "Волшебник Кукумба в песочной стране".

Все группы

Группы № 2,4,5

Группы № 4,5

Все группы

Группы № 2,4,5

Воспитатели групп

Вторник

«Волшебные капельки»

8.00

9.00-10.00

10.00-10.20

10.20-11.30

15.30

15.45

Утренняя гимнастика.

Познавательные беседы.

 «Водоемы на Земле», «Где самые большие запасы пресной воды?», «Вкусная вода», «Правильно ли мы расходуем воду», «Поможем воде стать чистой», «Почему идет дождь».

Художественное творчество.

Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”. 

Обрывная аппликация «Кап-кап дождик».

Опытно-экспериментальная деятельность детей.

«У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Как быстрее вылить воду из бутылки?», «Волшебная вода» (колорит). «Растворение веществ», оптические свойства воды.

Подвижные игры. 

“Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”.

Бодрящая гимнастика.

Чтение: стихотворение “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва). Пословицы, поговорки, загадки по теме “Вода”.

Все группы

Группы № 2,4,5

Группы № 4,5

Группы № 1,2,6

Группы № 2,4,5

Группы № 2,4,5

Все группы

Воспитатели групп

Среда

«Детская лаборатория»

8.00

9.00-10.00

10.00-11.30

15.30

15.45

Утренняя гимнастика.

Познавательные беседы.

“Путешествие в мир стеклянных вещей”.

«История появления стекла», «Производство стекла», «Свойства предметов, сделанных из стекла». (Иллюстрации, презентации).

“Волшебные стёклышки”.  

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку. (Иллюстрации, презентации).

Опыты с лупой. Наблюдения на участке.

Подвижные игры «Следопыты».

Бодрящая гимнастика.

Просмотр мультфильма «Фиксики». Серия «Про лупу».

Все группы

Группы № 4,5

Группы № 1,2,4,5

Группы № 2,4,5

Все группы

Воспитатели групп

Четверг

«Волшебная бумага»

8.00

9.00-10.00

10.00-10.20

10.20-11.30

15.30

15.45

Утренняя гимнастика.

Познавательные беседы.

«Бумага в жизни человека», «Ее  история происхождения», «Основные этапы получения бумаги». «Свойства бумаги». (Иллюстрации, презентации).

Художественное творчество. 

Оригами. «Бумажная гармошка», «Веер».

 «Парящий самолет», «Кораблики».

Подвижные игры. 

Запускание бумажного змея, самолетиков.

Бодрящая гимнастика.

Чтение:

Загадки, стихи про бумагу.

Все группы

Группы № 4,5

Группы № 1,2,6

Группы № 4,5

Группы № 2,4,5

Все группы

Воспитатели групп

Пятница

«Воздух-невидимка»

8.00

9.00-10.00

10.00-10.20

10.20-11.30

15.30

15.45

Утренняя гимнастика.

Беседы о воздухе.

«Воздух занимает важное место в жизни человека», «Источники загрязнения воздуха»,  «Чем опасен  загрязненный воздух для здоровья». «Теплый и холодный воздух».

Художественное творчество. 

«Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку).

Аппликация «Воздушный шар».

Экспериментирование на участке.

«Парусные гонки»,  «Что в пакете?», игры с воздушными шарами.

Бодрящая гимнастика.

Чтение: Заплетная С., Курникова Т. «Что ты знаешь о рыбах»,  сказки «О воздухе» (интернет-страницы).

Все группы

Группы № 2,4,5

Группы № 4,5

Группа № 2

Группы № 2,4,5

Группы № 2,4,5

Воспитатели групп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЭПБУК форма совместной деятельности детей и взрослых по развитию познавательной активности (консультация)

Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с д...

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Стендовый доклад на тему "Изобразительная деятельность дошкольника как средство эффективного развития познавательной активности"

Способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической  деятельности....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Консультация для родителей «Лэпбук — форма совместной деятельности детей и взрослых по развитию познавательной активности»

Формы работы с родителями постоянно меняются.Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточно...