Познавательно - исследовательской проект на прогулке в подготовительной группе по теме « Ах, снег - снежок…»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Морозова Наталья Алексеевна

Проект направлен на знакомство детей со свойствами снега.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sneg_snezhok.docx106.42 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательской

проект  на прогулке в подготовительной группе

по теме « Ах, снег - снежок…»

Актуальность

Экологическое воспитание и образование детей становится актуальным в настоящее время. Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о снеге; для общения ребенка с миром неживой природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности. Также тема проекта соответствует интересам детей, дети задавали вопросы о снеге, о зиме, очень увлеклись экспериментами и опытами со снегом. Данный проект поможет детям в интересной для них деятельности найти ответы на многие вопросы.

Цель проекта

Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и  экспериментальной деятельности

Задачи проекта

  • Дать детям представления о природном объекте-снеге, его превращениях в воду и в лед.
  • Формировать познавательную активность детей при  проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
  • Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Закрепить знания о свойствах снега.
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
  • Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
  • Учить детей анализировать , делать выводы

Ожидаемый результат

 По окончанию проекта дети смогут: расширить знания о неживой  природе, укрепить исследовательский интерес к природе, получить ответы на свои вопросы о снеге, морозе.

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Срок реализации

Краткосрочный ( 2 недели)

Участники проекта

Дети подготовительной группы , воспитатели, родители

Этапы проекта

1-й этап: Подготовительный

«Модель трёх вопросов»

( Что знаем?  Что хотим узнать?  Как  узнать?)

•Создание необходимых условий для  реализации проекта.

•Разработка и накопление методических  материалов.

•Создание развивающей среды.

•Подбор художественной литературы по  теме, ЭОР.

•Разработка мероприятий.

2-й этап: Основной - внедрение и реализация проекта.

Виды  деятельности по областям:

Социально- коммуникативное развитие

Беседы:

  • «Почему снег скрипит?»
  • «Что такое снег и как он получается?»
  • « Как люди со снегом борются»
  • «Снег может быть опасным»
  • «Если хочешь быть здоров»

Игра с элементами ТРИЗ  « Хорошо- плохо» (снег для человека хорощо – снег для человека -плохо)

С/ р игры «Путешествие по снежному городку» ( с использованием построек), «Кафе»( лепим пирожные из снежного теста)

Драматизация р. н. сказки « Заюшкина  избушка»

Очистка дорожек и скамеек от снега, вывоз снега с территории на носилках.

Познавательное развитие

Наблюдение за снегом( сыпучий, мягкий, липкий)

Наблюдение за явлениями природы ( иней, снегопад, метель)

Беседы: 

  • « Снег в жизни человека»,
  • « Снег в жизни растений»,
  • « Снег в жизни животных»

Опыты - эксперименты: «Что такое снег?», «Сходство и различия льда и снега», «Почему снег сильно скрипит в мороз?», «Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?», « Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?», « Что такое снег, как он получается?».

Игры «Следопыты», « Кто найдёт клад?», «Угадай след», «Сделай след» (на разной снежной поверхности)

Речевое развитие

Игры: « Придумай слово», « Слова, в которых живет слово снег», « Составь предложение из 3-4 слов с зимним словом», «Скажи наоборот», « Цепочка слов», « Какое, какая, какой», «Нарисуй снежную картину словами», «Скажи по-другому», «Снежные слова», «С кем дружит снег?»

Стихи, загадки, пословицы (см. приложение)

Художественно- эстетическое развитие

  • Лепка из снега
  • Рисование цветной водой
  • Разукрашивание построек
  • Рисование на снегу палочками
  • « Украсим наш участок» (цветные льдинки, цветное снежное тесто)
  • Игра « Разные следы»
  • Постройка из снега : « Горка», « Тоннель», «Зоопарк»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Мороз- Красный нос», « Снежинки и ветер», «Снежинки», «Белые медведи»,  «Снежные ловишки»

Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», « По снежному лабиринту», «Снежная фигура замри», «Полоса препятствий», упражнения на равновесие   «На катке».

Дыхательная гимнастика  «Снежинки летят»

Ходьба по снежному валу, игра в снежки, катание на санках, на лыжах.

Мероприятия

Мероприятия

Срок реализации

Продукт

Ответственный

Дети

Организация тематической прогулки  «Что мы сегодня можем узнать о снеге?»

Первая неделя

Зарисовка в дневнике наблюдения, рисунки детей

Воспитатель

Путешествие по экологической тропе «Снег в жизни растений»

Первая неделя

Зарисовка увиденного, рассказы детей

Воспитатель

Экологическая акция « Берегите растения зимой»

Первая неделя

Размещение указателей «Осторожно, живые растения!»

Воспитатель

Творческий конкурс «Лучшая постройка из снега»

Вторая  неделя

Постройки из снега

Воспитатель

Зимний праздник « Зимние приключения» ( с использованием технологии «квест»)

Вторая  неделя

Клад (который дети находят под снегом на участке)

Воспитатель

Родители

Мастер- класс « Снежное тесто» (совместно родителей и детей).

Первая неделя

Рецепт снежного теста для организации игр с детьми

Воспитатель

Изготовление книжки- самоделки « Наши игры со снегом»

Первая неделя

Выставка книжек-самоделок

Родители

Участие в конкурсе «Лучший зимний участок»

Вторая  неделя

Выставка и определение победителей

Родители

3-й этап Заключительный

Подготовка проекта к презентации. Представление конечных продуктов проекта и  результатов. Представления проекта на педагогическом совете (для педагогов) и родителям  (на родительском собрании).


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Мамочки и папочки!

У нас в детском саду объявили конкурс «Лучший зимний участок».

 Нам очень хочется, чтобы наш участок был самый  сказочный и необычный.

                                   

                                Ждем Вас с нетерпением!

                                                         Ваши дети.

C:\Users\Владелец\Desktop\image_37032.gif 


Стихи о зиме

Утром

Что такое? Утром рано

За окно кидаю взгляд:

В белых шубах великаны

Неподвижные стоят.

 

И блестит парчою новой

Их пушистый белый мех...

Будто шапкою бобровой,

Крыты головы у всех!..

 

А вчера еще тоскливо

Жались голые стволы

И глядел на них тоскливо

Хмурый день холодной мглы...

 

Видно, сам Мороз с Зимою

В санках ночью прикатил

И пушистой пеленою

Сад и двор запорошил...

 

Все кругом повеселело -

Стало чисто и светло.

И земле под шубкой белой

Спать так сладко и тепло!

Г. Галина

* * *

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

 

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Усыпленные сердца!

 

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!..

 

Нам не страшен снег суровый,

С снегом - батюшка-мороз,

Наш природный, наш дешевый

Пароход и паровоз.

                         

                               ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

Ты у нас краса и слава,

Наша сила и казна,

Наша бодрая забава,

Молодецкая зима!

П. Вяземский

* * *

Вы узнаёте зиму?

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

 

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

 

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

 

Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

Т. Шорыгина

* * *

Катание с горки

По мерзлому снегу,

На санках с разбегу,

Что конь удалой,

Что ветер твой вольный

Над степью раздольной,

Несутся стрелой.

Стрелою несутся,

Поют и смеются,

Быстрей все скользят...

Вдруг - санки да боком

В сугробе глубоком...

С приездом, друзья!

С. Фруг

Зимой в деревне

Снег сыпучий, будто тучи,

Расстилался по земле...

Сосны пели и шумели...

Вьюга плакала во мгле...

 

Легкой дымкой, невидимкой

Разгулялася пурга

И скрывала покрывалом

Холмы, долы и луга...

 

И шуршали, как из стали,

Оголенные кусты...

Шел обозец, а морозец

Строил крепкие мосты.

 

На деревне млад и древний

Жались в хатах к огоньку.

А внучатки, с речью сладкой,

Лезли с сказкой к старику...

 

Дед добрился и садился:

Умолкала детвора,

Жмуря глазки... Деда сказки

Были чуть не до утра.

Ф. Шкулев

* * *

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

 

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

 

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

 

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

С. Есенин

Зима

Кто в пуховой шубке белой

Легкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

 

На кудрях ее пушистых

Много блесток золотистых,

Много серебра.

 

Эти локоны седые,

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

 

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

 

Рукавичкою взмахнула -

Раз! Куда бы ни взглянула,

Застлан бел ковер...

 

Новый взмах - и речка стала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

 

Кверху руку поднимает -

В миг деревья накрывает

Чистым серебром.

 

По вершинам бродят взоры -

И роскошные узоры

Вытканы кругом!

 

Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка, -

Матушка-зима.

 

С легкой поступью небрежной,

С пеленою белоснежной, -

Вот она сама!

 

Припасайте ж в эту пору

Снеговую, детки, гору,

На реке каток,

 

Благо солнечный и ясный.

Чуть морозный, но прекрасный

Выдался денек!

Л. Чарская

* * *

На катке

Мчалась речка голубая

В изумрудных берегах

И звенела и журчала,

Греясь в солнечных лучах.

 

Прилетел мороз трескучий,

Он на реченьку дохнул,

Струйки светло-голубые

Льдинкой бледной затянул.

 

А пошел дышать морозец

Резким, жгучим холодком -

Всю-то реченьку покрыло,

Намостило синим льдом.

 

И быстрее тройки борзой

По льду саночки летят,

Режут, режут лед зеркальный

Да полозьями скрипят.

С. Фруг

* * *

Белый дед

На дворе метелица бушует,

Крутит снег и ставнями стучит...

Но в своей кроватке безмятежно

Тихим сном кудрявый мальчик спит,

 

Крепко спит и видит сон чудесный:

Видит он - склоняется над ним

Старый дед в одежде серебристой,

С костылем тяжелым ледяным...

 

Ясный месяц - шапкою у деда;

Борода седая у него -

До колен; глаза его сверкают

Даже ярче солнца самого...

 

Дед поет, и тихо льется песня:

"Спи-усни, любимое дитя!

Ясный день пошлю тебе я завтра, -

Солнце выйдет на небо, блестя;

 

Из окна увидишь ты повсюду

Терема, палаты и дворцы,

Перед садом - горы снеговые,

На деревьях белые венцы...

 

Это мы с метелью-внучкой за ночь

До утра настроим для детей,

Чтоб они резвились и смеялись

День-деньской от дедовых затей!..

 

Встанешь ты, оденешься теплее

И на санках с горки снеговой

Будешь завтра целый день кататься,

Только ночь пошлет тебя домой!.."

 

Мальчик спит... А за окном работа

У мороза с вьюгою кипит -

Мечет вьюга снежные сугробы,

Белый дед сугробы леденит...

 

...Ночь прошла... С полей небесных солнце

Щедро сыплет золото лучей

На простор серебряного луга,

На ряды серебряных аллей...

 

Старый сад стоит, не шелохнется,

На деревьях - белые венцы;

Перед садом - горы ледяные,

За горами - снежные дворцы...

 

Мальчик встал, взглянул в окно и няне

Шепчет тихо: "Няня, посмотри:

Это все мне белый дед настроил, -

Он стоял у нас здесь до зари...

 

Обещал он горы ледяные

Детям сделать... Только я заснул -

Добрый дед принялся за работу

И меня, смотри, не обманул...

 

Так иди, скажи скорее маме:

Ване нужно саночки купить,

Ваня нынче целый день не будет

Ни шуметь, ни плакать, ни шалить!.."

А. Коринфский

Зимние загадки для детей

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

 

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

 

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

 

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

 

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый...  (снег)

 

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется... (снег)

 

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

 

Кто-то тучу, как перину,

Разорвал наполовину

Вниз посыпались пушинки —

Серебристые... (снежинки)

 

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая... (снежинка)

 

Что за звездочки зима

В тучу спрятала сама?

Словно крошечные льдинки,

Эти звездочки — ... (снежинки)

 

                             ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал... (мороз)

 

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал... (мороз)

 

Подышал он на окно —

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл... (мороз)

 

Снег от холода стал синий,

На деревьях — белый иней.

Даже Бобик прячет нос,

Ведь на улице... (мороз)

 

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья... (вьюга)

 

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

 

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние... (метели)

 

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (Поземка)

 

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (лед)

 

Жарким летом на плоту

По волнам я проплыву.

А зимой не нужен плот —

Превратились волны в... (лед)

 

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

 

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны... (снежки)

 

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные... (рукавички)

 

Пальцы в них не замерзают.

Как в чехольчиках, гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в... (перчатки)

 

Много снега во дворе —

Вот забава детворе!

Ходим по снегу. На ножки

Все надели мы... (сапожки)

 

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец... (сосулька)

 

Льдинка забралась повыше,

Стала жить под самой крышей.

Спросит маленькая Юлька:

«Что под крышей там?» (Сосулька)

 

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

 

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется... (кормушка)

 

В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый... (снегокат)

 

По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

 

Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все — готов... (каток)

 

Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)

        ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Пословицы о зиме

  • Зима не лето, в шубу одета.
  • Зима без мороза не бывает.
  • Зима без трех подзимков не живет.
  • Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
  • Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
  • Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
  • Зимой солнце светит, да не греет.
  • В зиму шубы не занимают.
  • Зима пройдет, и снег сойдет, а что посеяно — взойдет.
  • Зимой льдом не дорожат.
  • В чужие края зиму не пошлёшь.
  • Зимой с бороной, а летом в извозе.
  • Зимой всяк рад тулупу до пят.
  • Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
  • Такой мороз, что звёзды пляшут.
  • Пришла зима - не отвертишься.
  • Хоть волков морозить.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Дожить на даче до белых мух (до снега)
  • Первый прочный снег падает ночью.
  • Подрожишь, так и побежишь.
  • Медведь всю зиму лапу сосет.
  • Что с мужиком в мороз сделается, бежит да греется.
  • Где зимовать, там и на печи лежать.
  • Два друга - мороз да вьюга.
  • Холодная зима — благодать (предвещает урожай).
  • Тужит, горюет перепелочка: где-то мне зимовать будет.
  • Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко.
  • Метель зиме за обычай.
  • Февраль строит мосты, а март их ломает.
  • Солнце красно заходит - к ветру.
  • Крутой месяц - к холоду.
  • Дрова горят с треском - к морозу.
  • У него середь зимы льду взаймы не выпросишь.
  • Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.
  • Знает, где раки зимуют.
  • Деревья в инее - небо будет синее.
  • Как февраль не злись, а на весну брови не хмурь.
  • Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.
  • Январь - году начало, зиме середина.
  • Зуб на зуб не попадает.
  • Тетереву вся зима одна ночь.
  • Это не зима, а лето в зимнем платье.
  • Жуку нора, а волку зима за обычай.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Мороз разбирает, да расшевеливает.
  • Первый снег выпадает за 40 дней до зимы.
  • Вода с ледком в зиму не в диво.
  • Готовь зимой телегу, а сани - летом.
  • Будет зима, будет и лето.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Лето припасиха, а зима подбериха.
  • Ставни скрыпят зимой — к оттепели.
  • Заковал мороз реки, но не навеки.
  • Холод с голодом не дружат.
  • В такую погоду добрый хозяин и собаку за ворота не выгонит.
  • Дым столбом - к морозу.
  • Месяц январь - зимы государь.
  • Кошка на печку, стужа во двор.
  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Шубка зимой не шутка.
  • Зиме и лету перемены нету.
  • Февраль богат снегом, апрель - водою.
  • Февраль силён метелью, а март - капелью.
  • В одну ночь зима становится.
  • Чем крепче зима, тем скорее весна.
  • Январь - весне дедушка.

        

                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Экспериментально-исследовательская  деятельность. Опыты.

«Что такое снег?»

Занести снег в комнату и дождаться когда он растает.

Вывод: снег – это замерзшая вода.

«Как  получается снег?»

Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется, скапливается в облака, облака все время двигаются, а когда воды в облаках становится очень много, она выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом (там, где зима).

Вывод: вода – замерзший дождь, образуется в облаках при испарении воды из водоемов. Этот процесс называется круговорот воды в природе.

 

 Чем похож и чем различается лёд и снег?

Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.

Различия: снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает из тучи, лед образуется при замерзании водоемов.

Вывод: вода может иметь различный вид.

«  Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?»

Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы не остаются.

Вывод: на льду след остаться не может.

     

«Угадай, чьи следы?»

I вариант. Педагог заранее с помощью трафарета наносит на снег следы (человека, кошки, птицы и т. д.). Во время прогулки рассмотреть с детьми эти следы, определить, кому они принадлежат, и предложить детям оставить свои следы на снегу. Сравнить.

II вариант. Найдите вместе с детьми не запорошенную снегом лыжню. Попробуйте прочесть этот след: определить, когда прошел лыжник и в какую сторону он шел (направление показывают отпечатки концов лыж и следы от палок).

«Почему   снег называют пуховым одеялом, если он холодный?»

Цель: Формировать умения наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними.  Показать детям на примере эксперимента, что под снежным покровом сохраняется тепло.

Воспитатель достает из корзины две одинаковые прозрачные бутылочки с горячей водой. Одну бутылочку оставляют на участке, а другую вместе с детьми закапывают в сугроб (в начале прогулки).

 Воспитатель берет  одну бутылочку с участка, а другую достает из сугроба, предлагает на ощупь определить в какой бутылочке вода холоднее(в конце прогулки). Дети делают вывод: «Что под снегом сохраняется тепло». Воспитатель обобщает: « Ребята, между снежинками находится воздух, который не пропускает холод».

«Почему снег скрипит в мороз?»

Цель: Развивать наблюдательность.

В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу: снег состоит из снежинок с лучиками. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами: с хрустом ломаются лучики снежинок. В мороз звук становится ярче, громче.

«Почему медведь не замерзает в берлоге?»

Цель: Поощрять и развивать познавательную активность детей. Выявить защитные свойства снега.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

1-На поверхности сугроба,

2-Зарыть неглубоко в снег,

3-Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках через 2 часа, достав из снега. В 1 баночке- лёд, во 2 баночке-лёд и вода, а в 3- только вода.

Обсудить с детьми значение снежного покрова. Снег играет роль шубы, поэтому медведю в берлоге тепло.

 Где вода быстрее замерзнет?

Цель:Развивать аналитическое мышление, продолжать знакомить с правилами безопасности.

 Предложить детям понаблюдать за замерзанием воды в подносе и  ведерке. Налить воду в разные ёмкости и оставить до конца прогулки. Через 2 часа взглянуть на результат: вода в подносе покрылась толстой корочкой льда, а в ведре вообще не успела замёрзнуть. Обсудить с детьми, почему нельзя кататься зимой на речке.

«Деревья в шубе»

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

       

      «Зима»

      Стоят деревья в инее –

      То белые, то синие.

      Столбами синеватыми

      Стоят дымки над хатами.

      И всё на свете в инее –

      То белое, то синее.

                                              А.Каминчук

«Как получается иней?»

Цель:Показать механизм образования инея.

 Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод: из-за  большой влажности появляется иней.  

  Не снег и не лед,

  А серебром деревья уберет.  (Иней)

Наблюдение за сугробом.

 Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

           «Сугроб»

    Смотри, какой большой сугроб:

    Вот это у сугроба – лоб,

    Вот это – лапы, это – нос.

    «Ты кто?» - задай ему вопрос.

    И, притвориться не сумев,

    Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»

                                             И.Лопухина

Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). 

Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал?(Их рисует Мороз Иванович) Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).

                      …………………

     Удивительный художник у окошка побывал.

     Удивительный художник нам окно разрисовал.

     Пальмы, папоротники, клены…

     На окошке лес густой,

     Только белый, не зеленый лес чудесный, не простой.

     На стекле цветы и листья, все искрится, все бело,

     Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

     Замечательный художник у окошка побывал.

     Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал.

                                                              Н.Найденова

       Загадка: Вырос лес, белый весь,

                       Пешком в него не войти,

                       На коне не въехать.  

                                             (Морозный узор на окне).

Тающий лед

Цель: определить, что лед тает от тепла; в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Взять с собой на прогулку миску с горячей водой, миску с холодной

водой,акварельные краски, веревочки,разнообразные формочки.

Предложить детям отгадать, где быстрее растает лед — в

миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Разложить лед по разным мискам

и понаблюдать за происходящими изменениями. Время фиксируется

с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают

выводы.

• Как можно получить разноцветную льдинку? Дети добавляют в

воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех

разные формочки),кладут верёвочку,не погружая её полностью в форму. Оставляют на

 холоде. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как

сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к

льдинке)

                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ  № 6

Подвижные игры

Задачи:

  • Обеспечивать двигательную активность детей.
  • Развивать ловкость, быстроту, реакцию.
  • Организовывать интересную прогулку.
  • Укрепить здоровье .

Игры с санками

На горке

Дети катаются на санках с горки разными способами: верхом (держась за веревочку или опираясь руками сзади о санки), лежа на животе, спине (ногами вперед), стоя на коленях.

Методические указания для педагогов: на спуске с горки можно соорудить ворота из длинных прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка отклонять туловище назад в сторону поворота.

Можно предложить  при спускании на санках собрать расставленные вдоль склона флажки

Много радости доставляет катание с горки вдвоем или втроем на одних санках.

На ровном месте

Расставить 5—6 санок на расстоянии 1—1,5 м. Можно предложить детям:

— пробежать между ними «змейкой»;

— перешагивать через них;

— встать на санки, потом сойти с них так, чтобы они не сдвинулись с места;

— встать рядом, опираясь на санки руками, перепрыгнуть через них;

— стоять на санках на одной ноге как можно дольше;

— поднять санки над головой слева и опустить их на снег справа;

— стоя к санкам лицом, наклониться, опереться на них руками, присесть и встать, не отрывая рук от санок.

Успей первым

Двое-трое санок расставляют параллельно друг другу на расстоянии примерно 2—3 шагов. Ребята становятся каждый рядом со своими санками справа или слева, в зависимости от задания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои санки и стараются как можно быстрее вернуться на исходное место.

Методическое указание для педагогов: для разнообразия и усложнения игры можно ввести дополнительные задания: вернувшись в исходную позицию, повернуться лицом к санкам и присесть, опираясь на санки руками, либо сесть на них.

На санки!

Санки (на одни меньше, чем играющих) расставляют на одной стороне площадки. Дети бегают, кружатся на другой стороне площадки. По сигналу «На санки!» они должны быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается без места.

Быстрые упряжки

На линии старта дети выстраиваются по трое у одних санок. По команде «Старт!» один садится на санки, а двое берутся за веревочку и везут его до финиша. Побеждает упряжка, быстрее добравшаяся до финиша.

Игру можно повторить несколько раз, при повторении дети меняются ролями.

Два на два

Играют четверо детей. Они по двое садятся на санки, поставив ноги на полозья. Дети скользят вперед, отталкиваясь недлинными палками. Победит пара, быстрее пришедшая к финишу.

На снежной площадке

Снежная королева.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Ход игры. Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать.

Правила игры. Кого коснулась «Снежная королева», превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.

«Метелица»
Игроки встают парами в круг. Сцепившись руками (под локти) стоят друг к другу боком. Пары поочерёдно кружатся под песню:
- Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится – 
Тот заметелится!
Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

Мороз Красный нос 

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки стоит Мороз Красный нос.

Мороз Красный  нос

Я Мороз Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети

Не боимся мы угроз .

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом,

Мороз догоняет и старается их заморозить (осалить). Замороженные остаются на месте и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить.

При повторе игры выбирается новый Мороз, и уже он салит игроков в конце подводятся итоги

какой Мороз (старый или новый игнрок) больше заморозил.

Возможен вариант. Правила тс же, но играют два Мороза: Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

Оба   Мороза (вместе)

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я — Мороз Красный нос,

Я — Мороз Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

Играющие перебегают из одного в другой дом, но теперь два Мороза стараются их заморозить. Они подсчитывают, сколько играющих удалось осалить.

В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.

Снежная карусель

Взявшись за руки, дети образуют круг и изображают снежинок, в середине — Снеговик. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее и переходят на бег сначала в одну сторону, потом в другую.

После небольшого отдыха игру можно возобновить.

Затейники

Один из игроков — затейник — становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки и произносят:

Ровным кругом, Друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, Дружно вместе Сделаем ... вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение из зимнего вида спорта: бег конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой. Дети должны повторить это действие и назвать вид спорта.

При следующем повторении игры выбирается новый затейник.

Затейники должны демонстрировать движения, не повторяя уже показанных.

Ловишки парами

Дети становятся парами друг за другом на расстоянии 2— 3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, стоящие сзади стараются их поймать (каждый свою пару).

При повторении игры дети меняются ролями.

Метелица

Дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый — Метелица. Он медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками «змейкой» или обегает их и ведет за собой вереницу ребят.

Забавные упражнения

Попляши и покружись

Ребята разбиваются на пары и берутся за руки, встают лицом друг к другу. По сигналу взрослого «Попляшем!» приседают и приплясывают. По сигналу «А теперь покружимся!» кружатся в парах. Когда же он произносит «Стой!», дети останавливаются, отводят одну ногу назад, стараются удержать равновесие на другой ноге (при этом руки не разжимают). При повторении игры задание можно усложнить: по сигналу «Стой!» попробовать присесть, держась за руки, на одной ноге «пистолетиком».

Перетяжки

Играющие встают вокруг сугроба, крепко держась за руки. Как только взрослый скажет «Перетяжки начались!», все начинают тащить рядом стоящих в свою сторону, стараясь опрокинуть их в сугроб. Если это удается, игра приостанавливается, дети выравнивают круг. После небольшого перерыва игра продолжается.

На ледяных дорожках

Заливается дорожка длиной 4—8 м и шириной 40—60 см. Дети скользят по ней, стараясь продвинуться как можно дальше.

Задание можно усложнить: на дорожке сначала на расстоянии 3—4, а потом 5—6 м от старта положить цветной кубик, который ребенок должен сдвинуть с места ногой.

Ледяные кружева

Заранее готовятся разноцветные льдинки (синие, красные, зеленые, желтые и др.). Из них дети выкладывают на утоптанном снегу разноцветные мозаики, узоры. По окончании работ можно провести конкурс на лучшую мозаику или самый красивый узор.


   Игры – Эстафеты

  На помеле

Метла в каждой команде – словно эстафета – они передают ее друг другу.    Пробежать верхом на помеле и не сбить кегли (кубики, мячи и др.). Если сбивает – ему нужно вернуться и поставить на место предмет, после этого продолжать задание.

Лыжный городок

Команды стоят в колонне лицом к финишу. По команде первый участник стартует на одной лыже до конечной остановки и таким же образом возвращается обратно.

Гонка с шайбой

Участники игры стоят в таком порядке: мальчики против девочек. 
Каждая команда получает шайбу и клюшку. 
По сигналу первый ученик – мальчик – обводит поставленные предметы, стараясь не сбить, доводит шайбу до девочек, передает ей шайбу и клюшку; остается в этой команде, а девочка бежит с шайбой и клюшкой до команды мальчиков, передает шайбу и клюшку мальчикам, а сама уходит в конец колонны. Игра продолжается.

Санный городок

1. В команде участники делятся на две группы и строятся друг напротив друга (мальчики – девочки). Санки у мальчиков – поставить правое колено на санки и, отталкиваясь левой ногой, доехать до девочек, передать им санки. Задание повторяется. Прибывший игрок уходит в конец колонны.

2. Команды строятся колоннами лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него. В центре проводится линия. Напротив каждой команды находится по 2 кубика. Первый участник садится на санки, а второй участник везет его. Доехав до кубиков, участник на санках берет их в обе руки, едут до конечной остановки, где участники меняются. Когда участники возвращаются, кладут кубики обратно и т. д.

Конкурсы

1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°.
2. "Попрыгунчики" – повороты на лыжах прыжком.
3. "Проскользи дальше" – на одной лыже после разгона или отталкиваясь палками, на санках, лежа на животе.
4. "Перетягушки" – на снегу обозначается круг диаметром 2 м. Соперники садятся в санки, связанные веревкой, длиной 4 метра.
Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.
5. "Гонка за флажками" – игроки выстраиваются в одну линию. Флажки располагаются на расстоянии 10–15 метров. На первой линии выставляются флажки по количеству игроков (на 2 меньше). На второй линии выставляются флажки по количеству (на 2 меньше), чем на первой линии и т. д., пока не останется 1 флажок. Участники бегут до 1-й линии, берут флажки (по 1), кому достался флажок, продолжает соревнование; те участники, которым не достались флажки, возвращаются на линию старта. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто возьмет последний флажок.

Эстафета с санками.

Команды строятся колоннами лицом к финишу, находящемуся на расстоянии 40–50 см. По сигналу 3 игрока от каждой команды: один в санках, другой – в упряжке, третий – подталкивает сани сзади, бегут до финиша и обратно. Затем тот, кто вез сани становится в конец колонны. Его сменяет тот, кто подталкивал сани, кто сидел в санях – подталкивает сани сзади. В сани садится следующий игрок из команды. Вариант: можно занять сани двум игрокам: один везет, другой в санях. На повороте участники меняются местами.

На одной лыже

Команды выстраиваются во встречные шеренги. По сигналу игроки движутся вперед на одной лыже, отталкиваясь ногой. Выигрывает команда, которая быстрее поменялась местами.

Лыжная упряжка

Построение команд во встречные колонны по 3. Один участник едет на лыжах, два других тянут его в упряжке за веревку до флажка и обратно.

Встречная эстафета с лыжной палкой "Кто быстрее".

Участники строятся так же, как и во 2-й эстафете – попарно. Один участник садится на санки, второй – берет в руки один конец лыжной палки, а другой конец палки держит участник на санках. По сигналу судьи пары начинают движение. Второй играющий везёт партнера за лыжную палку. Закончив задание, передают санки и лыжную палку другой паре играющих. Эстафета заканчивается, когда команда вернется на то место, откуда начинала старт

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

.

Словесные игры:

  • Объясни словечко Позёмка, горнолыжник, снеговик, снегоуборочная машина.
  • Какое слово не подходит? « Мороз, морозный, моросит, заморозил.
  • Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
  • Какое слово отличается от других? Каток, платок, каток, каток.
  • Назови ласково: «Снег, сугроб ,санки.
  • Собери предложения: «Ира, на катание , фигурное, занимается,  каток.

Мороз улице на сильный»

  • «Кто больше». В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например: Зима холодная, снежная, белая
  • «Новое слово». Назовите любое слово, например, «ком». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «мороз». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.
  • «Скажи наоборот». Назовите ребенку слово, например «холодный». Задача ребенка найти слово-антоним- противоположное по значению: «горячий; «лето-зима»; низкий- высокий»;  плохо-хорошо».
  • «Слово-ассоциация». Назовите слово, допустим, «снег», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «зима», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «зима». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»Автор: Сунгатуллина А.Р.Цели: - уточнит...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельностидля детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»Цель: Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детско...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Электричество и электроприборы»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с детьми  подготовительной группы по теме: «Электричество и электроприборы»...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ С АПЕЛЬСИНОМ»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности  «Путешествие с апельсином» разработан для детей старшей  группы. Данный материал адресован молодым специалистам и п...