Конспект совместной деятельности по организации экологического воспитания по теме «Новая жизнь старой бумаги»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Актуальность совместной деятельности по организации экологического воспитания детей 6-7 лет обусловлена главной проблемой настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура современных людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа №3»

СП д/с «Берёзка»

Зайнутдинова Лилия Рамильевна,

воспитатель высшей категории МБУ «Школа №3»

Савинова Ирина Сергеевна,

воспитатель первой категории МБУ «Школа №3»

Конспект совместной деятельности по организации

экологического воспитания по теме «Новая жизнь старой бумаги»

Актуальность

Актуальность совместной деятельности по организации экологического воспитания детей 6-7 лет обусловлена главной проблемой настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура современных людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: опытно -экспериментальная, коммуникативно-познавательная, познавательно-игровая, продуктивно-коммуникативная.

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): рассматривание бумаги, энциклопедий о том, как создают бумагу. Д/И «Узнай материал на ощупь». Изготовление бумаги детьми. Просмотр презентации «Производство и переработка бумаги», «Берёзовая роща нашего края». Сбор макулатуры в группе.

Задания для совместной деятельности детей

Задание

(действие и его

содержание)

Способ

предъявления

задания

Способ презентации

результатов выполнения

задания

Подумайте и предложите, как можно помочь жителям леса.

Словесный

Словесный

Подумайте, найдите информацию: «Для чего нужны деревья?»

Словесный, с предоставлением энциклопедий

Рассказ с демонстрацией пиктограмм

Посмотрите презентацию «Что дают нам деревья или почему их вырубают».

Словесный, с демонстрацией слайдов

Рассказ с демонстрацией презентации

Давайте поиграем в д/и «Узнай материал на ощупь. Скажи какой?» (О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»)

Словесный, с демонстрацией предметов

Словесный

Обсудите, Как мы можем предотвратить вырубку леса?

Словесный, мысли и предположения детей.

Рассказ

Проведите эксперимент, что бы решить, как можно получить новую бумагу из старой (газеты)

Словесный, с предоставлением таблицы результатов

Практический, с опорой на наглядный алгоритм действий

Обсудите результаты совместного эксперимента, расскажите о результатах

Словесный с представлением наглядного алгоритма подготовки доклада

Рассказ с опорой на полученный результат и наглядный алгоритм подготовки доклада

Образовательные задачи:

  1. Ориентировать детей на овладение нормами природоохранного  поведения в окружающей  среде
  2. Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста.
  3. Формировать умение пользоваться различными источниками информации для удовлетворения потребности познания окружающего мира.
  4. Формировать умение рачительно использовать  природные ресурсы
  5. Уметь самостоятельно планировать основные этапы своей и общей (коллективной) работы, уметь договариваться, распределять обязанности, контролировать себя и других детей в контексте общей цели.
  6. Формировать навыки экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  7. Формировать у детей умение обсуждать проблему, строить предположения, выдвигать гипотезу.
  8. Использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования деятельности, доказательства объяснения.

Материалы и оборудование:

  1. Стимульный материал:
  • Письмо от жителей леса с просьбой о помощи в сохранении их дома
  • приглашение к участию (устное).

2. Материалы для деятельности детей:

  • Материалы для представления заданий и результатов деятельности:
  • карты-задания для практической деятельности,
  • д/и «Узнай материал на ощупь,
  • демонстрационная доска,
  • энциклопедии, интерактивные пособия, журналы;
  • Материалы для преобразования и трансформации:

Таз, листы использованной бумаги (газеты), вода, сито с мелкими отверстиями, тканевая салфетка, поддон с мелкими отверстиями, гуашь.

  • Материальные средства для деятельности детей:
  • иллюстративный материал (предметные картинки, иллюстрации, репродукции, фотоматериалы, рисунки и др.),
  • аудиозаписи музыкальные произведения по мотивам литературных произведений.),
  • картон, бумага разной фактуры, журналы, ножницы,

3. Дидактический материал:

  • пиктограммы с правилами поведения, взаимодействия в коллективе,
  • наглядные (условно – символические) алгоритмы деятельности работы детей.

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

  • магнитная доска,
  • магнитофон, 
  • доска для письма маркерами,
  • ноутбук.
  • слайды.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Зачитывает письмо от жителей леса с просьбой помочь решить проблему с вырубкой леса.

Организует групповой анализ ситуации, предлагает найти информацию о назначении деревьев в жизни людей.

Демонстрирует фильм.

Д/и «Узнай материал на ощупь. Скажи какой?» (О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы»)

Помогает с постановкой цели поисковой деятельности.

Предлагает детям стать исследователями.

Читают письмо.

 Ищут информацию в энциклопедиях.

Обсуждают проблему, выдвигают предположения, как можно решить проблемную ситуацию.

Анализируют содержание фильма.

Участвуют в игре «Узнай материал на ощупь. Скажи какой?»

Обсуждают алгоритм выполнения работы.

Содержательно-деятельностный

Обсуждает с детьми способ решения проблемы, обеспечивает формулировку гипотезы детьми (придумать, как помочь жителям леса, как можно сократить использование бумаги, изготовить новую бумагу из газет, проверить эффективность эксперимента, зарисовать алгоритм действий, отправить письмо жителям леса)

Помогает детям выстроить план проверки гипотезы.

Предоставляет детям необходимые материалы и оборудование.

Обсуждает с детьми, из чего лучше делать вторичную бумагу, как зарисовать алгоритм, используя условные символы.

Стимулирует и поощряет активность детей.

Выдвигают предположения о способах решения проблемы и формулируют гипотезу.

Договариваются, с чего начнут свою работу, зарисовывают алгоритм, придумывая условные обозначения.

Рассматривают предложенные материалы и оборудование, отбирают, те, которые помогут решить проблему.

Принимают решение провести эксперимент.

Распределяют между собой кто, какую работу будет выполнять (рвать бумагу, добавлять воду, процеживать, зарисовывать результаты эксперимента в карточке – таблице).

Подготавливают рабочее место.

Помогают друг другу, обращаются за помощью к взрослому.

Оказывает детям необходимую помощь в изготовлении бумаги из газет, в соответствии с зарисованным алгоритмом.

Стимулирует проверку правильности действий и их последовательности.

Напоминает о правилах сотрудничества.

Помогает в проведении эксперимента, его зарисовке.

Дети по задуманному и зарисованному алгоритму изготавливают бумагу из газет.

Результаты заносят в карточки – таблицы.

Оценочно-рефлексивный

Педагог совместно с детьми обсуждает результаты эксперимента.

Помогает детям подвести итог: установить соответствие результатов поставленной цели, выполнение всех действий и определении верности выдвинутой гипотезы.

Помогает подготовить сообщение – доклад.

Педагог подводит итог.

Проговаривают, как они справились с заданием: самостоятельно, вместе с партнером.

Оценивают свою работу и работу других детей.

Приводят свои рабочие места в порядок, убирают оборудования.

Принимают решение послать письмо лесным жителям на изготовленном листе бумаги с подробным алгоритмом действий

Методы и приемы:

  1. Обсуждение письма от лесных жителей.

Текст письма:  Дорогие ребята! Наш лес редеет, т.к. люди его вырубают для своих нужд. А без леса нам негде жить и когда не останется ни одного дерева, то мы все погибнем. Помогите нам, пожалуйста, хотя бы сократить вырубку леса.  Может можно сделать что то, не используя деревья?

Вопросы:  Для чего лесным жителям нужны деревья?

Нужны ли деревья человеку?

Что может произойти, если на планете Земля не останется деревьев?

Чем мы можем помочь лесным жителям в данной ситуации?

Можем ли мы использовать не нужные газеты, рисунки и т.д.?

Как создать  новую бумагу из старой и не нужной?

  1. Создание игровой ситуации (предложить детям стать исследователями), обсуждение деятельности исследователя (с опорой на карточку с условно – схематичным алгоритмом):

Кто такие исследователи?

Для чего нужны исследователи?

Что они делают?

Какие действия выполняют исследователи?

Что нужно сделать исследователям, что бы помочь и научить лесных жителей?

Могут ли исследователи работать в команде или поодиночке?

Какие правила нужно соблюдать, работая в команде?

  1. Обсуждение действий при решении исследовательской задачи экологической важности:

Деревья человек использует не рационально, как мы можем решить данную проблему?

Что нужно сделать?

Можем ли мы помочь сократить вырубку леса?

Гипотеза:  Сократить вырубку леса можно, если использованную бумагу (газеты) переработать в новую.

Можно ли старую газету и бумагу переработать в чистую бумагу?

Что для этого нужно сделать?

Какие материалы нам потребуются?

  1. Обсуждение и зарисовывание  алгоритма изготовления бумаги:

Что нужно сделать в самом начале? (подумать, изобразить на карточке – схеме)

Что нужно сделать непосредственно перед работой? (подобрать материалы и оборудование, изобразить на карточке – схеме)

С чего нужно начать само исследование?

Какие этапы работы будут проходить? (изобразить на карточке – схеме)

Что нужно сделать в конце работы?

Как можно проверить получилось ли задуманное?

  1. Обсуждение результатов исследования:

Что вы узнали в ходе исследования?

Можно ли таким способом перерабатывать использованную бумагу?

Получиться ли нам помочь жителям леса?

  1. Написание письма жителям леса.
  2. Итоговая беседа:

Смогли ли мы помочь жителям леса?

Как мы это сделали?

Помогая жителям леса, мы помогли и людям?

Что было интересным?

Что нового и интересного вы узнали?

Что можно делать с переработанной бумагой?

Можно ли нашим исследованием поделиться с окружающими?

Что для этого нужно сделать?

Практический материал:

Текст письма:

Дорогие ребята! Наш лес редеет, т.к. люди его вырубают для своих нужд. А без леса нам негде жить и когда не останется ни одного дерева, то мы все погибнем. Помогите нам пожалуйста, хотя бы сократить вырубку леса.  Может можно сделать что то, не используя деревья?

Примерный текст ответного письма:

«Уважаемые жители леса! Мы очень постарались и нашли решение вашей проблемы. Мы знаем, как можно сократить вырубку леса. Нужно перерабатывать уже использованную бумагу в новую  и  тогда,  не придётся вырубать деревья для изготовления бумажной продукции. Изготовить новую бумагу из старой можно, используя алгоритм, приложенный к письму. И обратите внимание: письмо написали мы уже на переработанной бумаге! Всего вам самого хорошего.

Выводы:

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность исследования, экспериментирования. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.

Список используемой литературы

  1. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. [Текст] / М., ЗАО «Элти-кудиц», 2014.
  2. Зубкова В.Н. Организация эколог развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] /  Ставрополь, 2009.
  3. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. - С.79.
  4. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
  5. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. [Текст] / Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. [Текст] / СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  7. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). [Текст] / М., Карапуз, 2006.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. [Текст] / СПб: «Детство-Пресс», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Новая жизнь старой бумаги»

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных,зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Бумага- самый доступный и распространённый материалдля детского творчества. Но не всегда взросл...

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по теме "Мёд и его значение в жизни человека"

Конспект разработан с учётом принципа интеграции всех образовательных областей. Включает разные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, экспериментальную....

справка по результатам смотра-конкурса на тему "Новая жизнь старых газет, журналов, открыток".

справка по результатам смотра-конкурса на тему "Новая жизнь старых газет, журналов, открыток"....

Проект «Новая жизнь старой бумаги»

Участники проекта: дети старшей-подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.Вид проекта: познавательно – исследовательский.Продолжительность проекта: долгосрочный.Срок реализаци...

Презентация по проекту "Новая жизнь старой бумаги"

Дети не всегда экономно используют бумагу....

Краткосрочный проект "Новая жизнь старой бумаги"

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных, зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Бумага - самый доступный и распространённый материал для детского творчества. Но не всегда взр...

Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Животные леса».

Конспект совместной  деятельности по экологическому воспитанию  в подготовительной группе на тему «Животные леса»....