Через творчество к познанию "Добрый воздух"
занимательные факты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Корягина Татьяна Анатольевна

Мне нравятся творческие методы работы со сказкой. Я очень часто использую их, а с малышами постоянно. Сказка как нельзя лучше подходит к

современным требованиям. Работая только по этой теме можно развить познавательные возможности ребенка, его речь, творческие способности,

воспитать нравственно и т.д.

Ребенок в игре -абсолютно хозяин мира; предметы и игрушки следуют исключительно его приказам и представлениям. Я очень люблю наблюдать

за детьми во время игры, они отрываются от действительности, развертывают свою фантазию, а значит и мне дают понять что их волнует, о чем

мечтают, чему хотят научиться...

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Добрый воздух.

   Через  творчество к познанию.

Татьяна Анатольевна Корягина ,

 воспитатель детского сада.

АНОО Начальная школа- детский сад "Радуга"

        "...Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано сделать что-то, что для тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по -новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке -это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия."

                                              В.Н Терский. Игра. Творчество. Жизнь.

"Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан с учетом принципа: - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности."

       Н.А. Рыжова в своей статье "Сказки в экологическом образовании" говорит, что «ребенок приходит в детский сад, школу с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагога и методов обучения. Развить фантазию ребенка, сделать учебу привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки."

Мне нравятся творческие методы работы со сказкой. Я очень часто использую их, а с малышами постоянно. Сказка как нельзя лучше подходит к современным требованиям. Работая только по этой теме можно развить познавательные возможности ребенка, его речь, творческие способности, воспитать нравственно и т.д.

Ребенок в игре -абсолютно хозяин мира; предметы и игрушки следуют

исключительно его приказам и представлениям. Я очень люблю наблюдать

за детьми во время игры, они отрываются от действительности, развертывают свою фантазию, а значит и мне дают понять что их волнует, о чем мечтают, чему хотят научиться...

«...Даша села на скамеечку рядом с динозавриками, что принес Паша. Он их обожает и не может без них и дня прожить. Вдруг к ней подбегает Паша и начинает кричать: «Не трогай, а то я буду дышать на тебя страшным воздухом!». Испуганная Даша закрывает лицо руками и бежит ко мне. « Он на меня дышит страшным воздухом! Я боюсь!» Миша начинает искать «страшный» воздух, а Маша и Саша спросили: ,,Что за воздух такой? И почему он страшный? Придется развеять миф о страшном воздухе и познакомить их с добрым, веселым другом и помощником. Так появилась интересующая нас тема.

Я задумалась: «А как ее преподнести? Тема не простая, а дети еще маленькие.» Сходила в библиотеку, набрала литературы, познакомилась с

опытом коллег других детских садов и лицеев, просмотрела информацию в

 интернете. Да! Интересно! Но не для моих непосед. Они у меня фантазеры,  сказочники, волшебники-изобретатели. Сидеть за столами и повторять что делает взрослый! Нет!

Наша группа похожа на большой сказочный трансформер, который

может превратиться во что и в кого угодно, и все благодаря им,                         " почемучкам". Почему? Да все потому, что они сами участвуют в организации пространства, сами задают тему нашим играм, сами решают что    необходимо сделать, куда отправиться. Тогда интерес к игре не иссякнет, и игра    будет для ребенка иметь смысл. И я с благодарностью принимаю их фантазии, и с удовольствием превращаюсь любого придуманного ими персонажа. Я никогда не навязываю им свою волю, считаюсь с ними. Часто спрашиваю:«У тебя есть идея?»

Когда дети понимают чем они хотят заниматься, их не остановить.

И мы играем с утра до вечера.

«Сказки обладают развивающим потенциалом», говорит                                 Т. Доронова.  И еще каким! Она позволяет сделать невозможное -возможным, оживить любой предмет, перенести в любое время, превратить в кого хочешь, помогает понимать окружающий мир и создать свой.

Зная об особой любви своих детей к различным сказочным путешествиям и приключениям ( а их у нас уже было множество) и исходя из того, что ведущей деятельностью для них является игра, я решила провести ознакомление с воздухом через театрализованные игры-представления.

И вот, однажды утром, когда дети собрались на утренний сбор, чтобы пожелать друг другу доброго и интересного дня, раздался тихий

стук. Форточка приоткрылась — и там мы увидели очаровательное создание: нежное, маленькое и круглое. « Ой, кто это?» - спросил Миша. «Не знаю,» -сказала Саша. У него есть глазки, но он совсем прозрачный и улыбается. Мне кажется, что он добрый. « Я кажется догадался!» - сказал Марк. Это ветерок. Гость засмеялся. Ему было очень весело смотреть и слушать что о нем говорят. После многочисленных высказываний он сказал : « Я пузырек воздуха! А Марк был прав. Когда я двигаюсь, я превращаюсь в ветер, потому что ветер, это движение воздуха.» Дети получили огромное удовольствие от  этой встречи. Она наполнила начавшийся день радостью, создала интерес и много новых вопросов.

Они узнали , что воздух повсюду, он прозрачный, может залетать в

 форточку и превращаться в ветерок, принося с собой удивительные истории. Он не только рассказывал, но и вместе с детьми и со своим другом котом Василием играя знакомил детей со свойствами воздуха, причем дети сами выбирали какой опыт надо провести и вместе со мной готовили все необходимое.

Так понравившийся опыт с картошкой превратился в увлекательную сказку, а потом в игру. С помощью воздуха дети превратили картошку в забавных ежей, навсегда запомнив, что воздух укрепляет стенки трубочек, делает их сильными и легко входит в твердое тело. И тут же родилось маленькое четверостишие:

«Вот какие чудеса!

Превратил картофель воздух,

В сказочного ежа.

Ежик славный и смешной,

Поиграть хочу с тобой.»

Игра получилась интересной. Дети строили для них дом. Изобрели бассейн из куска ткани. А воду в нем заменили пульверизатором. А когда налетел сильный ветер,(его изображал Николай, взяв в руки книгу) ежи спрятались.

Еще до встречи с пузырьком воздуха, дети очень хотели отправиться в космическое путешествие. «Но там же нет воздуха! Как же мы будем дышать? Почему нет воздуха? И т. д.»

Как объяснить детям законы физики так, чтобы было понятно.

Опять ушла в поиски, перерыла огромное количество литературы. Искала

и отбирала такую, которая поможет оказать неоценимую помощь мне, и увлечет моих детей. Нашла. Ими оказались авторские сказки: «Добрый воздух» - Ирис Ревю, и « Сказки по физике» М.Юнак. Я была на седьмом

небе от счастья. Это было то, что нужно !

Я решила не прочитать ее детям, а показать кое что изменив,  привлекая к этому самих детей. Попросив у них помощи и объяснив что мне нужно, дети быстро решили все проблемы. Нашли место для лесной школы, выбрали учеников, заменив лисенка на кенгуренка. Добавили на парты картинки с изображением предметов, где живет воздух и кому он нужен. А планету Марс создали из физкультурного оборудования. Марк знал, что на ней много железа и что она красноватого цвета, это помогло найти необходимые предметы. А звездное небо опять сделали при помощи ткани.  Получилось здорово! Роль учителя «Совы», дети доверили мне, чем я их очень развеселила.

  «...Непослушный кенгуренок не слушал урока, а в конце вдруг сказал: « А мне не нужен воздух! Я его все равно не вижу.» Вот тут-то и начались загадочные приключения. Неведомая сила закружилась -     завертелась и унесла Кенгуренка с собой. Началась активная мыслительная деятельность. А что это за сила такая? Куда она его унесла? Что с ним теперь будет? Как его спасти? Дети так разволновались, что набрав побольше воздуха решили отправиться на помощь, но сами оказались в невесомости.

После такой театрализованной игры все поняли, что всему живому необходим воздух, он питает все клеточки нашего организма.             Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух умеет поглощать влагу, переносить ее, а потом отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам. Все это дети узнали из рассказов учителя «Совы» и от детей из старшей группы. Ведь не для кого не секрет, что из уст сказочного персонажа ребенок лучше усвоит физические понятия. Он в них сначала поиграет, и гораздо легче сможет запомнить о воздухе что сказал учитель «Сова», Кенгуренок, медвежонок и т. д. Через сказку, игру гораздо легче объяснить ребенку сложный физический принцип. А доказательством прочного усвоения знаний через игру служит стихотворение, которое родилось в процессе ознакомления с воздухом. Назвали его « Что такое воздух?» (см.приложение).

Так получилось, что мне приходится работать и в старшей группе, где у меня с детьми сложились такие же доверительные, добрые отношения. Мы любим обмениваться впечатлениями прошедших событий. Они с удовольствием рассказывают о своих успехах, играх, друзьях. А я им про день проведенный с малышами. Они часто бывают у меня  в группе в гостях, принимают участие в играх, путешествиях. Это очень сближает детей разного возраста.

Узнав о том, что мы знакомимся с воздухом, они очень                     заинтересовались и предложили устроить лабораторию, в которой они смогли бы проводить опыты и рассказывать о их результатах малышам. Меня это очень порадовало. Инициатива — первый шаг к творчеству. И я предложила им: все что они узнают о свойствах воздуха в лаборатории, показать через театр, т. к. постановка спектаклей очень эффективное средство в формировании экологически грамотного поведения детей в природе.

Так появилась сказка собственного сочинения Ариши под названием « Русалочка и лобстер Петя», где она рассказала о жизни под водой, об опасностях, которые поджидают морских обитателей и о значении воздуха для них.

Я очень рада, что у нас есть такая возможность объединять            детей разного возраста, устраивать встречи, игры. Малыши с огромным удовольствием ждут встречи со старшими товарищами и воспринимают их как настоящего воспитателя. Ариша прекрасно справилась с этой ролью; она была приветлива, терпелива , внимательна и очень эмоциональна, чем заворожила моих малышей. Сказка понравилась, а главное все было понятно. И опять игра. Не успела Ариша покинуть приветливых зрителей, как они сами оказались в море: превращались в рыбок, купались, перепрыгивали через волны, спасали друг друга и животных.

После выступления Ариши в младшую группу, от желающих не было отбоя. Тогда мы нашли выход. А что если показать сказку « Как медвежонок искал воздух»- автор сказки М.Юнак. Героев там было не  много, а знаний о воздухе стало гораздо больше, почему бы это не использовать и добавить еще сказочных героев. Предложение привело детей в восторг. И работа закипела. Так помимо действующих героев: Медвежонка, который искал похитителя его бутербродов, рыбки нуждающейся в помощи, воздушного шарика, в котором спрятался воздух и который рассказал о том что такое звук, что воздух легче камня и воды; появился слоненок умеющий надувать воздушные шарики и громко трубить; а потом появился дракон, который предложил полетать и почувствовать всю силу воздуха.

Сказка позволила сделать невозможное — возможным. Это

творчество ,  которое не знает границ. Было бы только желание. На протяжении всего времени дети находились в мире, где жила фантазия, где они играли и творили (рисовали шапочки создавали декорации, придумывали стихи) по своему размышляли, познавали. Они удивлялись своим открытиям, радовались победам — это и есть развитие творческих способностей, развитие познавательной активности через свободную игру, через свою инициативу. И с уверенностью могу сказать, что направления развития, зафиксированные в стандарте в качестве целевых ориентиров, будут развиваться именно тогда, когда дети увлеченно играют. Необходимо только погрузить детей в любимую деятельность, и создать благоприятный эмоциональный настрой. Это им обязательно должно нравиться, а все что нравиться обязательно перейдет в игру. А значит знания надолго останутся с ребенком.

                                                             

                                                               Приложение

       Наши стихи о воздухе.

Что такое воздух? Я не знал.

Но все изменилось, как только

В лесную школу попал.

Там строгий учитель

Зверят обучал.

Он им о воздухе

Все рассказал.

             Воздух повсюду! Он нужен всем:

             Рыбке и травке, птичке, зверьку

             И человеку и червячку.

            Он может в мячик

             И в шину залезть,

             Шарик и змея поднять высоко,

             И на дно моря спуститься легко.

             Только живет он вот не везде.

             А только на нашей

            Прекрасной земле!  

                    (дети и воспитатель младшая группа)

К нам сегодня в гости

Воздух прилетел.

На лицо подул нам

И в пакет залез.

Ниточку к пакетику

Мы все привязали,

 И его с собою

На прогулку взяли.

                              С нами он кружился

                               Бегал и играл.

                               На землю садился

                                К небесам взлетал.

                               А когда устал....

                              Миленьким щеночком

                              У девчонок стал.

                 (дети и воспитатель старшей группы)

«Добрый Воздух»

Воздух очень добрый.

Он всем дарит жизнь.

Без него не можем

Мы прожить.

Воздух помогает

Каждому из нас.

Он нас защищает,

Согревает нас.

Маме помогает

Пыль собрать.

Папе у машины

Колеса накачать.

А на День рожденья

Шарики надуть.

Кораблики бумажные

Отправить в дальний путь.

Раньше я о воздухе

Очень мало знал,

А теперь мне воздух

Добрым другом стал.

Берегите воздух!

Думайте о нем!

И тогда мы с вами

Долго проживем.!

  (дети младшей, старшей групп и воспитатель)

                                                                                                                                                            май.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с японскими традициями через творчество

Рассказывая детям об японском народном костюме - кимоно, можно сделать "японку" (оригами, аппликация, декоративное рисование)....

Проект по ознакомлению детей старшего возраста с художественной литературой через творчество Н.Н.Носова.

К созданию проекта подталкнули ряд причин.Во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников, знакомство с художественной литературой исполь...

Развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) через творчество.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, особенно для детей с за...

Творчество на свежем воздухе

Консультация "Творчество на свежем воздухе" для родителей.Данная консультация поможет родителям занять своих малышей интересным и полезным делом во время отдыха.Вместе со своими родителями р...

Исследование физических качеств воды через тело. Вода тяжелее воздуха.

Воздух легче воды в 825 раз из-за разницы в плотности материи! ...

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности и художественному творчеству на тему: «Воздух вокруг нас» (опыты и кляксография) в старшей группе

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельностии художественному творчеству на тему: «Воздух вокруг нас» (опыты и кляксография)в старшей группе...