Рекомендации для педагогов "Интересные прогулки. Приобщение детей к ЗОЖ через прогулки на свежем воздухе"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Для формирования ЗОЖ у дошкольников на прогулках педагогам рекомендуется сочетать подвижные игру, наблюдения за природой, трудовую деятельность и самлстоятельную активность детей, делая их разнообразными и увлекательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiiya_dlya_roditeley_sotrudnichestvo_semi_.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни»

                                          Инструктор по физической культуре: Егорова Р.Г.

 «Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.

Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

   Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

   Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

   Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

— знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

— умение правильно строить режим дня и выполнять его;

— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

— умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, садик, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

— умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

— умение правильно строить режим дня и выполнять его;

— знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

— знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

— знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

— название лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

— уменьшение заболеваемости;

— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

— снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

Консультация для родителей

«Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни»

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Инструктор по физической культуре: Егорова Р.Г.

Семинар-практикум

«Эффективные формы и методы приобщения

детей к ЗОЖ в дошкольном учреждении и

 при взаимодействии с семьями воспитанников»

Ноябрь 2023 г.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для педагогов

Эффективные методы и приемы проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Мастер-класс для педагогов «Мы здоровью скажем ДА!»

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Инструктор по физической культуре: Егорова Р.Г.

Педагогический совет №2

«Сохранение и укрепление здоровья

детей дошкольного возраста

через формирование у них

представления о ЗОЖ»

от 29.11.2023 г.

Выступление

на тему: «Система работы по сохранению и укреплению      здоровья детей дошкольного возраста через формирования у них представления о ЗОЖ»

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Инструктор по физической культуре: Егорова Р.Г.

Открытый просмотр. Образовательная деятельность

по формированию здорового образа жизни детей

 дошкольного возраста, используя разнообразные формы

физкультурно-оздоровительной работы.

Ноябрь 2023

Открытое занятие

по физическому развитию для детей старшей-

подготовительной группы компенсирующей направленности

Физкультурно-оздоровительный досуг

«В поисках здоровья»

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Инструктор по физической культуре: Егорова Р.Г.

Консультация для педагогов

на тему: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ»


Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей.

Поэтому главными задачами по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  • Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • Воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • Развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • Вырабатывать навыки правильной осанки;
  • Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • Развивать художественный интерес

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой
  • Прогулки.
  • Рациональное питание (Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний).
  • Соблюдение правил личной гигиены:
  • Закаливание,
  • Создание условий для полноценного сна

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

1.Утренняя гимнастика (ежедневно);

-комплексы коррегирующей гимнастики;

-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;

-упражнения с использованием разнообразных модулей;

-упражнения с простейшими тренажёрами;

-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;

-работа по контролю за осанкой

2.Физкультурные занятия (3 раза в неделю);

-двигательная деятельность тренировочного типа;

-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;

-ритмическая гимнастика;

-диагностика проверочных умений и навыков;

-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.

3. Музыкально - ритмические занятия (2 раза в неделю);

4. Прогулки с включением подвижных игр;

-игры низкой и средней интенсивности,

-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;

-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;

-спортивные упражнения;

-игры с элементами спорта;

-народные игры;

5.Оздоровительный бег (ежедневно);

6. Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

7.Зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)

8.Оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

-разминка в постели;

-гимнастика сюжетно-игрового характера;

-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;

-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;

-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.

9.Физкультминутки и паузы (Двигательная разминка во время перерыва между ООД, на малоподвижных занятиях, ежедневно);

-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;

-ритмические движения;

-коррегирующие упражнения;

-упражнения для развития мелкой моторики;

-игровые упражнения коррекционной направленности.

10.Эмоциональные разрядки, релаксация;

11.Ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

12.Спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

13. Индивидуальная работа по развитию движений

-упражнения со специальным оборудованием;

-коррекция нарушений ОДА.

14. Закаливание

-контрастные воздушные ванны;

-ходьба босиком;

-облегчённая одежда;

-умывание прохладной водой.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

  • Постепенность;
  • Систематичность;
  • Комплексность;
  • Учет индивидуальных особенностей.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем:

  • Его здоровье
  • Дружелюбное отношение друг к другу,
  • Развитие умения слушать и говорить,
  • Умения отличать ложь от правды
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • Медицинское воспитание,
  • Своевременное посещение врача,
  • Выполнение различных рекомендаций
  • Формирование понятия "не вреди себе сам"

Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.

Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.

Литература

1. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников». М. : Просвещение, 2000.

2. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие. М. : 2002.

3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002.

4. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004.

5. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М. :Школьная Пресса, 2006.

 

Консультация для педагогов

на тему: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ»

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Инструктор по физической культуре: Егорова Р.Г.

Рекомендации для педагогов

"Интересные прогулки. Приобщение детей к здоровому образу жизни"

Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние. 

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. 

В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов. 

При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя помогает подготавливать на участке игровую среду. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. 

Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку. 

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, собаки, подлезать под оленя, слоненка. Можно покатить под каждым из них мячики, шары, побросать снежки в корзину снеговика, печки, на длинную шею гуся, хобот слоненка, набросить серсо. По спине удава или крокодила можно поупражнять в равновесии, а перепрыгивая через змейку упражнять детей в прыжках. Влезая на горку, и скатываясь с нее, дети получают огромное удовольствие. 

Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время. 

Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого и порой выказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена. 

Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой. Очевидно, что подвижные игры, игровые упражнения, а также дидактические задания являются основным обязательным компонентом каждой прогулки. 

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются: 

1) наблюдение 

2) дидактические задания 

3) трудовые действия детей 

4) подвижные игры и упражнения 

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. 

Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния. 

Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.

Рекомендации для педагогов

"Интересные прогулки. Приобщение детей

к здоровому образу жизни"

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Инструктор по физической культуре: Егорова Р.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка на свежем воздухе «Зимние забавы»

Прогулка на свежем воздухе «Зимние забавы»...

"Прогулка на свежем воздухе - залог здоровья дошкольников!"

Консультация для родителей на тему: "Прогулка на свежем воздухе - залог здоровья дошкольников!"...

Значение прогулки на свежем воздухе, для детей дошкольного возраста

Деятельность ребёнка на открытом воздухе развивает его во всех отношениях. Сюда относятся физическое развитие, приобретение социальных навыков, культурных представлений, эмоционально...

статья "Прогулки на свежем воздухе."

Рекомендации родителям чем можно заняться с ребёнком во время осенней прогулки....

Прогулка на свежем воздухе

Сегодня хотелось  бы вам показать и рассказать о наших прогулках на свежем воздухе. Материал я предоставила в виде презентации....

Прогулки на свежем воздухе

Многие из современных родителей с любовью вспоминают дни из их детства, проведенные в играх на свежем воздухе. Когда дети лепят куличи из земли и песка и наблюдают за муравьями, может казаться, что эт...

Прогулки на свежем воздухе неотъемлемая часть жизни детей в детском саду

Веселые прогулки в детском саду: радость движения и общения. Прогулки на свежем воздухе неотъемлемая часть жизни детей в детском саду. Они позволяют малышам активно двигаться, укреплять здоровье ...