Образовательный экологический проект "Солнечная тропинка для маленьких почемучек" для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

         Проект, который предложен нами – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность.  Реализовав  проект, мы попытаемся с помощью исследования,  интерактивных форм  с помощью ИТ, образовательных проектов для воспитанников, а также опытов, экологических акций, наблюдений, экологических занятий разнообразить деятельность детей в сфере экологии, повысить уровень любознательности у наших воспитанников. Научив детей  наблюдать,  попытаемся сформировать у них исследовательские  умения и навыки видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и  материалы для самостоятельной деятельности.

      Проект «Солнечная полянка для почемучек» рассматривается нами как часть программы сотрудничества семьи и образовательного  учреждения в экологическом воспитании детей старшего  дошкольного возраста и представляет собой тематический цикл творческих ориентированных дел с участием родителей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Солнечная тропинка для маленьких почемучек»

1. Краткое описание проблемы, на решение которой направлен проект

          Экологическое образование и воспитание  подрастающего  поколения - это не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. В настоящее время одной из ведущих задач экологического образования детей в ОУ стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не  только  теоретических  знаний, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны  овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды близлежащего природного  окружения - двора, улицы, участка детского сада и т.д., вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Маленькие  исследователи – могут внести в сохранение жизни весьма ощутимый вклад уже сейчас, не дожидаясь «взрослости» и окончания школы. Но это возможно лишь в том случаи, если взрослые замотивируют своих воспитанников и объяснят им, зачем это необходимо делать. Если мы научимся строить свою жизнь так, чтобы от наших действий не было плохо ни людям, ни природе, жизнь станет лучше. А если мы научимся беречь природные ресурсы, то Земля останется в наследство такой, какой мы получили её от своих предков - цветущей, незагрязненной, плодородной.     Как же научиться всему этому? Наверное, прежде всего надо любить природу. А полюбить ее можно только почувствовав, прикоснувшись к ней сердцем, познавая  ее и созидая в этой жизни.

           По результатам проведенного нами обследования мы выявили проблему: - равнодушие взрослого населения к проявлению детьми потребительского подхода, пассивного отношения к объектам живой природы, которых в настоящее время недостаточно на территории ОУ, двора, микрорайона.    Дети в  ОУ не проявляют достаточный  интерес к  экологическому исследованию, к миру живой и неживой природы. У большинства  старших дошкольников  отсутствует внутренняя мотивация, интерес к содержанию исследовательской деятельности  в сфере экологии. Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. Многочисленные опросы показали, что многие дети неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Таким образом, мы увидели необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием исследовательской деятельности  старших дошкольников в экологическом воспитании.

2. Актуальность темы проекта обусловлена:

  • Необходимостью современного общества в личности адекватно оценивающей свое место и предназначение в жизни, несущей пользу окружающей среде.
  •  Отсутствием внутренней мотивации и интереса у детей к содержанию экологического исследования.
  • Недостаточностью развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

3.  Цели и задачи проекта.

Цель:    развить  исследовательскую  деятельность у детей старшего дошкольного возраста   через вовлечение взрослого населения и их воспитанников  в орбиту совместной деятельности.

Задачи:

  •  Сформировать  учебно-методический комплекс  по экологическому воспитанию детей  старшего дошкольного возраста и в рамках экологических исследований.

Разработать:

-перспективный план мероприятий с детьми по исследованию окружающей среды.

-образовательные проекты;

  • Организовать для детей старшего дошкольного возраста  экологический клуб  "Почемучка".
  •  Разработать и издать  в группе журнал для родителей  и их детей « Солнечная тропинка для всей семьи» с целью  повышения у них компетентности в вопросах экологического экспериментирования и  исследования окружающей среды.

4. Деятельность в рамках проекта

         Проект, который предложен нами – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность.  Реализовав  проект, мы попытаемся с помощью исследования,  интерактивных форм  с помощью ИТ, образовательных проектов для воспитанников, а также опытов, экологических акций, наблюдений, экологических занятий разнообразить деятельность детей в сфере экологии, повысить уровень любознательности у наших воспитанников. Научив детей  наблюдать,  попытаемся сформировать у них исследовательские  умения и навыки видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и  материалы для самостоятельной деятельности.

      Проект «Солнечная полянка для почемучек» рассматривается нами как часть программы сотрудничества семьи и образовательного  учреждения в экологическом воспитании детей старшего  дошкольного возраста и представляет собой тематический цикл творческих ориентированных дел с участием родителей детей.

5. Рабочий план реализации проекта

Месяц

Действие (мероприятие)

Октябрь-Ноябрь

1. Изучение  научной и методической литературы по вопросам  организации ведения экологического исследования с  детьми дошкольного  возраста.

2. Разработка перспективного плана мероприятий с детьми по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. (Исследования на территории  ОУ и микрорайона).

Декабрь

1.  Оснащение групповой комнаты экологическим оборудованием для работы клуба «Почемучка»

2. Разработка и внедрение алгоритма взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми по исследовательской, поисковой деятельности.

3. Акция «Сбережем жизнь ели»

Январь

1.Поиск интерактивных, нетрадиционных форм в работе с детьми по данному направлению на электронных сайтах.

2. Оснащение экологической комнаты игровыми пособиями, дидактическим материалом, для организации плодотворной поисковой деятельности детей.

3. Создание Пресс-центра для выпуска журнала «Экологическая тропинка для всей семьи», и выпуска образовательных проектов .

Февраль

1. Разработка карты успеха на ребенка по поисковой  исследовательской деятельности в экологической сфере.

2.Разработка  старшими дошкольниками образовательных  проектов «Разведка прекрасного и удивительного в зимний период года».

Март

1. Разработка и внедрение психологического тренинга для детей «Живая душа природы».

2. Месяц игр-исследований (наблюдаем и изучаем объекты неживой природы)

3. Разработка  воспитанниками образовательного проекта «Три состояния воды»

Апрель

1. Наблюдения за первоцветами на участках ОУ.

2.Разработка семейного проекта « Первоцветы окрестностей» (описание распр. видов первоцветов на территории  среднего Поволжья, составление списка наиболее распр. представителей ранневесенней флоры).

3. Интерактивный поиск на вопрос: «Почему березы «плачут?»

Май

1.Исследование с детьми ст. дошкольного возраста парка Комсомольского района. Редкие растения парка. Описание фауны парка, создание своей Красной книги.

2. Разработка  воспитанниками образовательного проекта «Почему идет дождь»

Июнь

1. Почвы парка. Исследование загрязненности почв.

2. Выпуск журнала для родителей и их детей «Экологическая тропинка для всей семьи», с разработанными рекомендациями по проведению исследований  по изучению растительности лугов и их обитателей, по сбору гербария в летний период года.

Июль

1.Исследование с детьми ст. дошкольного возраста «Видовой состав растительности на территории детского сада».

2. Образовательный проект для старших дошкольников «В поисках цветочных часов»

Август

1. Наблюдение за поведением птиц в природе».

2. Фотоконкурс для всей семьи «Сколько птиц я увидел летом »

3. Семейный проект: «Почему первые птицы не летали?»

Сентябрь

1.Творческий отчет  детьми «Самое интересное наблюдение летом»

2. Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам    организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Октябрь

1.Обобщение опыта работы по данной теме

2. Написание статьи в журналы « Обруч»,  «Ребенок в  детском саду» по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

6. Ожидаемы результаты от проектной деятельности:

  • Устойчивое функционирование системы эколого-исследовательской направленности.
  • Обновление содержания и освоение программ и технологий  по экологическому исследованию с детьми старшего дошкольного возраста,
  • Создание учебно-методического комплекса по данному направлению.
  • Сформированное ценностное отношение детей к окружающей действительности, природе.
  • Работа клуба «Почемучка»  с целью повышения интереса у воспитанников к исследовательской деятельности.
  • Высокая мотивация  у воспитанников к поисковой и созидательной деятельности  в сфере экологии.
  • Достаточный кругозор у детей по познавательной деятельности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПО ЛЕСНЫМ ТРОПИНКАМ» ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра-путешествие - это занятие, которое позволяет детям ближе соприкоснуться с природой, получить о ней новые знания, помогает воспитать у детей любовь к растительному миру....

Экологический КВН «Человек — друг природы» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: закрепить и расширить знания учащихся о природе; воспитывать заботливое отношение к родному краю; учить разумно использовать дары природы; развивать творческие способности дете...

"Игра по теме "Большой-маленький" для детей старшего дошкольного возраста на дошкольном логопункте"

Цель данной иры: активизировать умение детей образовывать новые формы существительных при помощи оценочных суффиксов: - ищ-, - ик- в значении уменьшительно-ласкательных и увеличительности....

Сценарий квест-игры «Тропинка добрых дел», для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование партнерских навыков и социально-коммуникативных качеств во взаимоотношениях между сверстниками    в процессе  квест - игры....

Конспект игры по художественно - эстетическому развитию на тему «Большие и маленькие» для детей старшего дошкольного возраста. (музыкальная игра)

Музыкальная игра . цель : учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм. Програмное содержание:по слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая те...

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"...