Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Этот удивительный песок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Программные  задачи:                                                                                                 

Образовательная задача:                                                                                                                                                                                                                                                                                      Познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности.

  Развивающая задача:

Развивать мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы.                                                                                         

  Воспитательная задача:

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной  образовательной деятельности  по познавательному развитию в старшей группе  на тему:   «Этот удивительный песок»

Программные  задачи:                                                                                                  Образовательная задача:                                                                                                                                                                                                                                                                                      Познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности.

  Развивающая задача:

Развивать мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы.                                                                                          

  Воспитательная задача:

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Материалы и оборудование. Аудиозаписи песни «Каракум»  в исполнении ансамбля «Ялла»  и звуков дождя; костюм джинна, физическая карта мира или глобус, фотографии пустыни, ее обитателей и пляжей с разноцветным песком, магнитный мольберт, пульверизатор, ведро с речным песком, сахарный песок, вода, салфетки, картон, клей ПВА, пластиковая бутылка с отрезным дном, кусок поролона или губки, лупы и тарелки (по одной на каждого ребенка), пластиковые стаканы (по одному на каждого ребенка), баночки (по две на каждого ребенка).

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением пустыни и ее обитателей. Беседа на тему «Свойства песка». Игры в песочнице с сухим и мокрым песком.

Ход НОД.

Дети сидят за столами, звучит песня «Каракум».                                                                      Восп: У нас сегодня интересный гость. Это джинн, он прибыл к нам из дальних краев. Помните сказки про джиннов?

Джинн: Здравствуйте, о ребята! Я джинн, житель пустыни. Во время путешествия ветер порвал мой ковер-самолет, и мне пришлось сделать вынужденную посадку.

Восп: Добро пожаловать!

Джинн: Как у вас интересно! А что вы делаете?

Восп: У нас тут лаборатория. Мы изучаем свойства веществ.

Джинн: А у меня как раз с собой волшебный мешочек с одним веществом. Я загадаю загадку, а вы угадаете, что у меня в мешочке.                                                                                 Он желтый и сыпучий,                                                                                                                           Во дворе насыпан кучей.                                                                                                                        Если хочешь, можешь брать                                                                                                                       И с ним весело играть.  (Песок.)

О мудрейшие из мудрейших, вы отгадали мою загадку! А давайте теперь исследовать песок! (Насыпает из мешочка песок в стаканчики детям.)

Восп: Для начала возьмите стаканчик и медленно пересыпайте песок из него в тарелку. Только обязательно надо помнить о мерах безопасности.                                                                

  • На песок нельзя дуть.
  • Нельзя подносить его к лицу.
  • После работы с песком нужно вымыть руки.

(Дети пересыпают песок.)

Восп: Если песок сыплется, то он какой?  (Сыпучий.)                                                              Песок – сыпучее вещество. А теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите песчинки. Какого они цвета?  (Темные и светлые.)                                                                        А по размеру они одинаковые?   (Неодинаковые, есть крупные и мелкие.)                          Давайте понюхаем песок – только издалека. (Он не пахнет.)                                                           Значит, сухой песок не имеет запаха.                                                                                                  Теперь нарисуем на песке для джинна веселый смайлик. (Дети рисуют на песке в тарелках.)

Джинн: Какие молодцы! А я могу сделать, чтобы ваши рисунки исчезли.  (Трясет тарелки, рисунки исчезают.)

Восп: Почему рисунки исчезли?   (Песок движется, поэтому рисунок исчез.)                    Джинн, а я могу сделать так, чтобы рисунки не исчезли!  (Сбрызгивает из пульверизатора песок в тарелках.)  Нарисуйте смайлики снова!                                             Джинн, попробуй еще раз! Получается?  (Джинн трясет тарелки, рисунки не исчезают.)

Джинн: О умнейшие из умнейших, вы меня удивили!

Восп: Дети, вы видите: если песок мокрый, то рисунки на нем сохраняются.  Знаете ли вы, откуда на земле песок?  (Ответы детей.) Вода долгими тысячелетиями перекатывает камни в реках, морях и океанах. Камни ударяются друг о друга, разрушаются – и получается песок. Иль представьте горы. Там дует ветер, идет дождь, бывает мороз. И это все разрушает горы. И тоже образуется песок. Песок бывает разного цвета – желтый, белый, черный, розовый и даже красный.  (Показывает фотографии.)                                      Песок используют в строительстве домов. А еще из песка делают стекло. Когда – то давным – давно путешественники развели в пустыне костер, а наутро обнаружили на кострище куски стекла. После этого люди с помощью огня и песка начали изготавливать стекло.                                                                                                                                             (Звучит аудиозапись дождя.)

Восп: Кажется, дождь начинается? Но мы дождя не боимся.                                                        (Дети выходят из- за столов.)

Физкультминутка «Дождик»                                                                                                       Капля раз, капля два,  (Ловят капли.)                                                                                                 Очень медленно сперва.   (Прыжки на месте.)                                                                                  А потом, потом, потом                                                                                                                         Все бегом, бегом, бегом.   (Бег на месте.)                                                                                                 Мы зонты свои раскроем,    (Руки в стороны.)                                                                                                От дождя себя укроем.   (Смыкают руки над головой.)                                                                   Затем дети снова садятся за столы.

Восп: Вот и прошел дождик. Что остается на земле после дождя?  (Лужи.)

Джинн: А у нас в пустыне никогда не бывает луж.

Восп: Как вы думаете, почему так происходит?

Опыт «Песок пропускает воду»

Джинн: Сейчас мы это узнаем. Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем, вложим в горлышко кусочек губки или поролона, насыплем песок.                      А теперь нальем в бутылку воду. Что происходит?   (Вода выливается, остается мокрым песок.)

Восп: Так почему в пустыне не бывает луж?   (Потому что песок хорошо пропускает воду.)

Джинн: Да, в пустыне не бывает луж, и вообще почти нет воды. Поэтому там мало растений. Но в пустыне так красиво!   (Показывает фотографии пустыни.)                         Давайте посмотрим на карту. Пустыня обозначается на картах желтым цветом. Посмотрите, какие огромные пространства занимают пустыни. Там водятся животные, которые могут долго жить без воды: змеи и ящерицы, верблюды, разные насекомые.  (Показывает фотографии.)                                                                                                                      Я люблю пустыню. Сейчас я научу вас изображать пустынный пейзаж. Вместо красок мы возьмем песок и клей. На фотографиях вы видели, что в пустыне тоже есть горы – барханы из песка. С помощью клея мы изобразим горы, а сверху посыплем песком. (Наносит на картон клей волнообразными движениями и сверху посыпает песком. Стряхивает лишний песок и показывает изображение.)                                                               Вот такая картина получилась. Нравится вам? А теперь сами попробуйте сделать такую же картину.  (Дети выполняют работу.)

Восп: Джинн, спасибо тебе, что научил нас изображать пустыню.                                                А мы тебе сейчас покажем такой песок, которого в пустыне нет.  (Показывает сахарный песок.)                                                                                                                                                 Дети, как этот песок называется?  (Сахарный.)  Сахарный песок назвали так потому, что он похож на песок обыкновенный. Правда, джинн? Но этот песок съедобный. Попробуй!

Джинн: (пробует). Он сладкий! Хотел бы я, чтобы все барханы в пустыне превратились в сахарные!

Восп: Только тогда они исчезнут, как только на них попадет вода.

Джинн: Как это?

Восп: Сейчас мы тебе покажем.

Опыт «Растворимость веществ»

Восп: Для проведения опыта вам понадобятся две баночки с водой. В одну положим обычный песок и размешаем. Во вторую – сахарный, и тоже размешаем.   (Дети выполняют задание.)                                                                                                                           Куда исчез сахарный песок, и что произошло с обычным песком?   (Сахарный песок растворился, а обычный нет.) Да, сахарный песок растворяется в воде. Мы все это знаем, потому что каждый день кладем его в чай. А еще с сахарным песком можно сделать очень вкусные сладости. И сейчас я ими вас угощу.                                                                Спасибо тебе, джинн!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе Тема: « Этот удивительный космос» . Фотоотчет по по проекту

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошк...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятияпо познавательному развитию в старшей группе:Тема: «Удивительные свойства воздуха»...

Конспект ОД по области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Этот удивительный песок»

Конспект ОД по области «Познавательное развитие» в старшей группе.Тема: «Этот удивительный песок» Цель: углубление представлений детей о песке, о его происхождении, состав...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Одуванчик» «Зачем нужен песок?»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Одуванчик «Зачем нужен песок?»...

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко» с применением метода ТРИЗ «Системный оператор».

Совершенствовать знания о пользе фруктов и их значение в жизни человека.Систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Удивительная профессия повар, кулинар!»

Цель: знакомство с профессией повар, кулинар.Задачи:- познакомить с работой повара, кулинара; профессионально трудовыми процессами, -предметами и продуктами, необходимыми для работы;- расширять п...