Приобщение дошкольников к природе через проектную деятельность
консультация по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Коваленко Татьяна Александровна

Данная информация поможет педагогам ДОУ увлекательно, интересно и непринужденно организовывать деятельность дошкольников по ознакомлению и приобщению к миру природы. Воспитывать бережное к ней отношение, используя исследовательские, познавательные и творческие проекты. Стоит только попробовать и "натолкнуть" ребятишек в нужное "русло", а после идеи Вам будут подавать малыши и их родители. Удачи!!! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_prirode.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к природе

через проектную деятельность

“Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зелёная трава, белый снег и пушистые облака.

Проектно–исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

В проектно–исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно–следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Задачами организации проектной деятельности в экологическом воспитании являются:

 Формирование экологических представлений у дошкольников;

• Формирование предпосылок поисковой деятельности;

• Проявление инициативности;

• Развитие умения находить решение проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

На слайдах перечислены задачи, специфичные для младшего и старшего дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

Экологические проекты в ДОУ.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

В работе с дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

  • Сотрудничество с родителями 
  • Подготовка материалов и оборудования 
  • Работа с литературой 
  • Подготовительная работа с детьми 
  • Выбор объекта исследований 

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

  •  Исследовательская деятельность детей обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и другими видами детской деятельности. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию природы в целом, умению видеть ее красоту и сопереживать. Дети также участвуют в трудовой деятельности и в случае необходимости оказывают помощь, создавая благоприятную среду (уход за деревом, изготовление кормушек, скворечников и т.п.). 

3-й — обобщающий (заключительный)

  • Третий этап экологического проекта предполагает анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей (презентация). На этой же стадии разрабатываются различные рекомендации.

Этапы разработки и проведения проекта:

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
6. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
7. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
8. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
9. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
10. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

Рекомендации педагогам: К любым наблюдениям детей следует относиться серьезно, и при этом хвалить их как можно чаще. Дети должны почувствовать всю значимость своей деятельности. Подобное отношение взрослого является прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.

  • Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в отношении детских исследований. Недопустимо говорить, что ребенок что-то выполнил неправильно, а его действия являются ошибочными. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе. В случае, если кто-то из детей допустил ошибку, сделал неверные выводы, не нужно акцентировать на этом внимание, а лучше незаметно, совместно с ребенком при помощи наводящих вопросов проанализировать его деятельность так, чтобы ему стало самому понятно, где и в чем он не прав. Дети не должны бояться ошибиться в процессе исследований, к тому же стоит иметь в виду, что одни и те же явления и процессы можно рассматривать с разных сторон.
  • Работу следует организовать так, чтобы у каждого ребенка было желание участвовать в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы дети осознавали, что экологический проект содержит такие задания, которые будут для него интересны и которые никто кроме него, не сможет выполнить.
  •  Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Несмотря на то, что в проекте существует ряд заданий, которые выполняются всеми участниками проекта, кто-нибудь из детей может внести свое предложение: осуществить наблюдение, сделать рисунки. Свобода выбора должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования. В действиях детей должна проявляется их индивидуальность. Разнообразные работы, в основе которых лежат самостоятельные разработки, гораздо интереснее сравнивать и обсуждать.
  • Нужно стремиться постоянно поддерживать интерес детей к окружающей их природе, детскую любознательность, которые являются характерными для данного возраста. Сохранение этих качеств является залогом успешной реализации проекта.
  •  В процессе выполнения исследовательской деятельности должны быть максимально задействованы все органы чувств ребенка: зрение, слух, обоняние, осязание. При этом с помощью соответствующих заданий необходимо развивать и эмоциональную сферу детей.
  •  Необходимо помочь детям увидеть необыкновенное в повседневном и обыденном.
  • Следует стремиться развивать творчество и фантазию. Не страшно, если дети будут дополнять реальные исследования придуманными рассказами, не следует уличать их при этом во лжи.
  •  Необходимо стараться привлечь к участию в проекте членов семьи ребенка. Многие родители могут заинтересоваться исследованиями, а работа в рамках проекта будет способствовать формированию и поддержанию семейных традиций, сотрудничеству детей и родителей.

Список литературы:


1. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика-синтез. – М., 2009.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 64 с.

3. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов. – Волгоград: Учитель. – 135 с.

4. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. – № 3

5. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.

Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...

Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"

Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше вс...

Приобщение дошкольников к природе через русское народное творчество.

Все мы, ныне живущие, в ответе за родную природу. И как мы к ней будем относиться, будет зависеть, что останется нашим потомкам....

«Ребенок познает мир природы через проектную деятельность»

Значение проектной деятельности в познавательном развитиии ребенка-дошкольника. Разнообразие проектов и их содержания...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье представлена актуальность  формирования потребности в здоровом образе жизни, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей  уже в дошкольном  возрасте. По мнению автора решать...