Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию " В мире насекомых" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию " В мире насекомых".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_nasekomyh.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №18 «Солнышко»

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «В мире насекомых»

Подготовила воспитатель:  

Попугай Ирина Ивановна

г. Приморско-Ахтарск

Цель:систематизировать представления детей о многообразии насекомых.

Задачи:

1.Учить составлять группы по разным  основаниям: особенностям  внешнего строения ( бабочки, стрекозы, пчелы, божьи коровки, муравьи, кузнечики), местам  обитания (наземные, водные), способу передвижения  (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие) .

2.Закрепить знания об общих признаках насекомых.

3.Учить устанавливать связи  между  особенностями внешнего строения и способом  передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами  передвижения  и  средой  обитания.

4.Воспитывать  интерес  к  насекомым, бережное  отношение  к  ним.

Материал: картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу  и  у водоема; модель «кузнечик в траве»; звукозапись «Танец бабочек» М. Красева ;  игра  В. Воскобовича «Чудо-соты».

Предварительная работа.

-Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

-Чтение художественной литературы.

-Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседа с детьми.

Ход.

В группу к детям приходит сказочный персонаж  Незнайка.

Незнайка:

-Здравствуйте ребята, мне нужна ваша помощь. На моей чудесной полянке, где я люблю гулять, появились какие-то странные существа . Помогите мне узнать кто это. Вот их описание .

Воспитатель:

- Ребята, поможем Незнайке? (ответы детей)

-Хорошо. Тогда слушайте внимательно описание, которое  принес  Незнайка.

Воспитатель:

Он работник настоящий

 Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

 Из хвоинок строит дом(ответы детей) (Муравей)

Незнайка:

-Как вы догадались, что это муравей, какие слова помогли найти отгадку ? (ответы детей)

Воспитатель показывает картинку с изображением муравья.

Воспитатель:

У нее четыре крыла,  

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…….(ответы детей)(Стрекоза).

Незнайка:

-А в этом описании, какие слова помогли вам догадаться, что это стрекоза? (ответы детей)

Воспитатель показывает картинку с изображением стрекозы.

Воспитатель:

У кого вся спинка в точках?

  Кто пасётся на листочках?

  Кого мы просим

 Подняться в небо

 И принести нам оттуда  хлеба? (ответы детей) (Божья коровка)

Незнайка:

-Какие слова помогли вам догадаться? (ответы    детей)

Воспитатель показывает картинку с изображением божьи  коровки.

Воспитатель:

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не  гадюка, а жалит (ответы детей) (Пчела)

Незнайка:

-А в этом описании, как вы догадались, что это пчела ?(ответы детей)

Воспитатель показывает картинку с изображением пчелы.

Воспитатель:

В зеленых мундирах

В траве на лугах

Живут музыканты
На длинных ногах (ответы детей) (Кузнечики)

Незнайка:

-Какие ребята молодцы, как вы догадались ,что это кузнечики? (ответы детей)

Воспитатель показывает картинку с изображением кузнечиков.

Воспитатель:

Она ярка,  красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

Незнайка:

-Какие слова помогли  вам догадаться, что это бабочка? (ответы     детей)

-Какие вы молодцы. Все знаете.

Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.

Воспитатель раскладывает  картинки с изображением насекомых.

- Как одним словом можно назвать всех этих существ? (ответы детей). (Насекомые)

Воспитатель предлагает объединить насекомых по признакам: внешнее строение (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), место обитания(наземные, водные), способ передвижения ( летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

Воспитатель:

- А как можно назвать фантастическую страну, где живут насекомые? (Насекомия)

- Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну  Насекомию, чтобы  Незнайка больше узнал о насекомых.

-Внимательно рассмотрите насекомое, которое находиться в банке.

-Цвет,  голова, глаза, усики; тело, крылья, ноги (сколько их?)

-Кто это? Где можно найти его, чем оно питается? (ответы детей)

Игра « Кто, где живет»

Разложить карточки.  Предложить  детям выбрать карточку с изображением насекомого и поместить его на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого.

Воспитатель:

-Как приспособились насекомые к жизни в этой среде? (ответы детей)

-Как защищаются от врагов? (ответы детей)

Демонстрируется модель , с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зеленым и черным(пополам),вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком- если подвинуть рычаг к зеленому цвету, то кузнечика не заметно, если же к черному- кузнечик сразу заметен).

Воспитатель:

-Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке? (ответы детей)

Воспитатель:

-Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке - получается скрип, стрекот.

-Почему божьих коровок  так  называют? (ответы детей).

Воспитатель:

-Коровками, потому что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы.

-Какую пользу приносят божьи коровки? (ответы детей) (Поедают тлю).

-А еще божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Почему, как  вы думаете? (ответы детей)

-Оказывается, в конце лета и осенью коровки летают на зимовку. А весной и в начале  лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы.

-Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания листвы в садах и огородах.

Воспитатель:

-Я хочу вам рассказать небылицу. Вы внимательно послушаете и скажите, что не так.

«Жили-были  две  бабочки-подружки. Неразлучными  подружками  они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили  гулять под дождем, а ближе к осени они ,как  перелетные птицы, отправлялись  на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и  подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».

Воспитатель предлагает  детям найти ошибки в рассказе . (ответы детей)

Воспитатель:

- А как зимуют бабочки? (ответы детей)

-Чем питаются бабочки? (ответы детей)

-Почему бабочек называют «крылатая радуга»? (ответы детей)

Аутотренинг

Воспитатель:

-Ребята, вы утомились, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

(включает звукозапись «Танец бабочек» М. Красева)

«Я  лежу в  траве, трава  мягкая  и  шелковистая, я вдыхаю прекрасный  аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем…

Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я  открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел…»

Викторина «Насекомые».

 1.Какое насекомое притворяется мертвым при встрече с врагом?  (божья коровка).

 2.Кто ест тлю, а кто ухаживает за ней? (божья коровка и  муравей).

 3.Кто пробует еду своими  ножками? (бабочка).

 4.Кто никогда не спит? (муравей)

 5.Кто может поднять груз в сотню раз тяжелее своего тела? (муравей)

 6.Кто слышит своими лапками? (кузнечик)

 7.У кого на лапках есть присоски? (муха)

 8.Как пчелка объясняет, что нашла нектар? (танцем)

 9.Какое насекомое ест мух? (стрекоза)

10.Кто ничего не слышит, но хорошо видит? (стрекоза)

11.У кого пять глаз? (пчела)

12.Кто может повернуть голову до конца назад? (стрекоза)

(Ответы детей).

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель:

-Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей)

-А что было бы, если бы насекомых не стало? (ответы детей)

-Ребята ,давайте расскажем Незнайке , много разных насекомых - это  хорошо или плохо? (ответы детей)

              Хорошо                                                                   Плохо

( Интересно наблюдать; красиво;                       (Могут ужалить; мешают

Пища  для  других животных и т.д.)                        отдыхать и т. д.)

-Кто больше назовет  хорошего и плохого?

Игра «Чудо - соты»

Воспитатель предлагает сложить насекомых из игры - головоломки «Чудо-соты», дать название своим фигурам, придумать к ним рассказ.

Воспитатель:

-Ребята, как вы считаете, помогли  мы  Незнайке  узнать, что за существа появились на его полянке? (Ответы детей)

Незнайка:

-Спасибо ребята. Я сегодня узнал много нового о насекомых.

Воспитатель:

-Дети, давайте нарисуем понравившихся насекомых и подарим Незнайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию и музыке для детей старшего дошкольного возраста "Обитатели морей"

Задачами данной интегрированной НОД являются: активизация познавательной деятельности; совершенствование естественно-научных представлений детей старшего дошкольного возраста; развитие творческих спос...

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект ООД по познавательному развитию "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста

День Победы - самый трогательный, душевный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Все дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Задача педагога заключается в том, чтобы наш...

Методическая разработка по познавательному развитию «Части тела» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по познавательному развитию  «Части тела»  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Профилактика плоскостопия» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка направлена на профилактику плоскостопия, физическое развитие, привычку здорового образа жизни. Пробудить интерес к гимнастике для стоп и выучить как можно больше элементов, что...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) Для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Тема: «Розыск Невидимки».

Цель: Формирование у детей первичных представлений о свойствах воздуха. Задачи.Обучающие:1.Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.2. Совершенствовать ум...