Занятие - исследование в подготовительной к школе группе «История шариковой ручки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Габзалилова Светлана Леонидовна

 Занятие-исследование  знакомит детей  с историей создания шариковой ручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                                                          Детский сад  «Светлячок»

Занятие  - исследование в подготовительной к школе группе

«История  шариковой ручки»

                                                                                                                                                                                                                                         Автор:

Габзалилова С.Л.,

воспитатель

МБДОУ ДС

«Светлячок»

г. Оса, 2017 г.

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа    

Тема

История  шариковой ручки

Цель

Создание условий для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи

 Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Формировать первичные  представления об этапах возникновения и истории развития шариковой ручки. Обогащать знания детей о свойствах веществ (камни, песок, глина, чернила).

Расширять  словарный запас.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе  сравнения объектов.

Развивать  мыслительную  и речевую  деятельность.

Развивать самостоятельность, активность,  любознательность.

Развивать умение проводить опыты и  эксперименты.  

Развивать  умение фиксировать результаты.

Развивать исследовательские способности детей.

Воспитывать настойчивость в выполнении заданий, доведении экспериментов до конца.

Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Методические приемы,

технологии

Технология проблемного обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательско - эвристические методы.

Технология исследовательской деятельности: опыт и эксперименты, фиксация результатов.

Личностно - ориентированная технология: партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Технология развивающего обучения.

Форма организации

Групповая совместная деятельность детей и взрослых

Прогнозируемый  результат

- сформируются первичные представления об этапах возникновения и истории развития шариковой ручки;

- обогатятся знания детей о свойствах веществ;

- расширится  словарный запас;

-активизируются  мыслительная   и речевая  деятельности;

- совершенствуется умение проводить опыты и  эксперименты;

- проявится  самостоятельность и инициатива.

     

Оборудование

Песок в тарелочках, веточки, камушки, косточки;

Глиняные дощечки, воск, деревянные и металлические палочки;

Гусиные перья, стальные перья, листочки бумаги, чернила;

Ручки с красной, синей, зеленой пастой;

Иллюстративный материал к каждому этапу истории ручки;

Карточки для фиксации результатов экспериментов, фломастер;

Для опыта: перекись водорода, марганец, уксус столовый , ватные палочки, листочки бумаги, ручки, салфетки бумажные, поднос.

Методическая  оснащенность

  1. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 9
  2. Детская энциклопедия, издательство «РОСМЕН»
  3. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М.: ТЦ  Сфера, 2005.
  5. Интернет  - ресурсы
  6. Календарь школьника, 1990
  7. Кублицкий Г. Письмо шло пять тысячелетий. Издательство «Малыш». -  М.:1991

Предварительная  работа

Рассматривание альбома «Школьные принадлежности»

Дидактические игры: «Найди по описанию», «Из чего сделано», «Собери ручку», «Прописи»

Сюжетно – ролевая игра  «Магазин канцелярских товаров»

Художественное творчество: «Картины ручкой», «Поделки из бросового материала» (ручки, колпачки),

         

                    Этапы

Деятельность

     Примечания

Педагог

Дети

Вводная часть

Ребята, я сейчас встретила заведующею детского сада, она попросила меня срочно написать список детей, которые летом будут посещать детский сад. Вы посидите 1 минуту.

Ой, что я наделала! Торопилась и сделала ошибку!  Как мне исправить ее?

И кто придумал эту ручку!

Вы знаете, кто изобрел ручку?

Многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, не всегда были такими, как мы их привыкли видеть. Каждый предмет имеет свою историю. И ручка имеет свою историю.  Предлагаю вам побыть сегодня исследователями.

А кто такой исследователь?

Человек, который занимается исследованиями, проводит опыты и эксперименты для получения новых знаний. Вы тоже сегодня сделаете маленькое открытие, о котором вы сможете рассказать друзьям и родным.

Как наше исследование можно назвать? История ручки.

А где мы можем узнать  все про ручку?

Предлагаю отправиться в путешествие по реке времени.

Встаем друг за другом, закрываем глаза и медленно по реке времени перемещаемся в прошлое.

Дети сидят на стульчиках.

Дети предлагают свои варианты

Ответы детей

Ответы детей

 

Ответы детей

Ответы детей

Забегает взволнованный воспитатель.

 

Воспитатель пишет имена детей и делает ошибку

Звучит музыка

Основная часть

1. Где мы оказались?

Мы находимся в пещере древнего человека.

Что вы видите?

Древний человек писать не умел, поэтому он много рисовал. Как вы думаете, чем рисовали  древние люди?

Рисовали тем, что у них было под рукой: пальцем на земле различные значки, палочкой, острыми предметами на камнях и до наших дней дошли наскальные рисунки.

Предлагаю вам написать свое имя   предметами, которыми пользовались древние люди.

Вам удобно писать?

Как вы думаете,  в таком письме есть что-то хорошее?

Хорошо – легко найти палочку.

Плохо – мараются руки, на песке рисунки быстро стирались.

Давайте сделаем запись на карточке. Если было удобно, хорошо писать напишем букву «Х», если плохо – «П»

Отправляемся по реке времени дальше.

2.  Прошло время, человек придумал буквы. Буквы и рисунки люди  выдавливали. Посмотрите на картинки и скажите, на чем их выдавливали?

Как вы думаете,  чем  писал человек?

Для письма человек использовал деревянные и металлические палочки. Деревянными палочками писали на сырых глиняных дощечках. Глину сушили, и она  долго хранилась.  Когда придумали восковую тетрадку, люди стали использовать для письма металлическую палочку - стилус. С одной стороны она была острая, с другой – лопаточка. Острым концом писали, лопаточкой стирали ошибки.

 

Предлагаю написать любое слово  на глине или воске палочкой.

Как вы думаете,  в письме этими предметами что-то есть хорошее, вам удобно писать?

А кому   плохо писать? Почему?

Сделаем запись на карточке. «П» – плохо писать, «Х» – хорошо.

Отправляемся по реке времени дальше

3. Прошло время, люди придумали бумагу. Как вы думаете, чем человек заменил палочки?

Человек заменил палочки гусиным пером. Чтобы писать гусиным пером, его надо было сначала почистить  и правильно заточить. Для письма пером использовали черную краску – чернила.

Что лежит на столе?

 Возьмите по одному перу.  Проверьте, готовы ли они к письму.

Напишите на бумаге свое имя.

Вам удобно писать пером? А кому   плохо писать? Почему?

Хорошо – при письме получаются линии тонкие и красивые. Плохо – можно поставить кляксу.

Сделаем запись на карточке.

Перышки быстро ломались,  высыхали,  сыпался мусор. Поэтому человеку надо было придумать что-то другое для письма.

Отправляемся по реке времени дальше

4. Гусиные перья быстро ломались, и человек изобрел для письма стальные перышки.  Его тоже надо макать в чернила.

Предлагаю вам написать на листке бумаги свое имя.

Что  вы заметили хорошего в письме стальным пером?

Стальное перо не надо так часто макать в чернила, можно писать быстрее.

Плохо – то, что им можно тоже посадить кляксу.

Сделаем запись на карточке.

Отправляемся по реке времени дальше

5. Прошло много лет, и венгерский журналист  Ласло Биро придумал ручку с маленьким шариком на конце. Шарик вращался,  захватывал чернила и оставлял след на бумаге.

Как вы думаете ее назвали?

Так появилась шариковая ручка.

Мы можем увидеть  шарик? Какой прибор нам поможет?

 Предлагаю написать ручкой  любое слово.

Что в  письме  ручкой хорошего?

Удобно писать.

А есть,  что- то  плохое в письме ручкой?

Сделаем запись на карточке.

Посмотрите, куда нас привела река времени?

Мы вернулись в наше время.

Присаживайтесь на стульчики.

Давайте вспомним всю историю ручки и разложим карточки по порядку. Чем с самого начала писали люди?

Что изобрели потом? Почему?

Как называется ручка, которой мы пишем сейчас? Кто запомнил, почему её так назвали. 

Посмотрите на таблицу, какой предмет оказался для письма самым удобным?

Какая интересная история у обыкновенной ручки, которой мы пользуемся каждый день.

Наше исследование подошло к концу.

Но что же мне сделать с ошибкой?

Я вспомнила! По телевизору показывали опыты с ручкой. Хотите вам покажу?

Приглашаю вас в лабораторию.

Чернила от ручки можно вывести, применяя самые простые средства. Другой вопрос – кому это нужно?

Школьнику, допустившему ошибку. Вы тоже скоро станете школьниками.

Напишите на листке бумаги слово мама с ошибкой – мома.

Как незаметно стереть ручку с бумаги.

Дома этот опыт вы можете повторить только с помощью родителей.

Необходимо взять чайную ложку уксусной кислоты с несколькими кристаллами перманганата калия (марганцовки). Тщательно размешать смесь. Окунуть в раствор ватную палочку, и нанести смесь на надпись.

Коричневые разводы, которые образуются на этом месте удалить с помощью ватного тампона, смоченного в перекиси водорода.

Все! Ошибки нет, можно писать правильную букву.

Попробуйте стереть свою ошибку.

Лаборатория закрывается.

Дети идут за воспитателем с закрытыми глазами.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети выбирают предметы и пишут свое имя

Ответы детей

Дети пишут букву на карточке

Дети переходят ко второму столу

Ответы детей

Ответы детей

Дети выбирают, на чем и чем будут писать.

Ответы детей

Ответы детей

Дети пишут букву на карточке

Дети переходят к третьему  столу

Ответы детей

Ответы детей

Дети пишут на  листках бумаги свое имя гусиным пером.

Ответы детей

Дети пишут букву на карточке

Дети переходят к четвертому столу.

Дети пишут стальными перьями

Ответы детей

Дети пишут букву на карточке

Дети переходят к пятому столу.

Ответы детей

Дети пишут шариковой ручкой.

Ответы детей

Ответы детей

Дети пишут букву на карточке

Ответы детей

Дети садятся на стульчики.

Дети раскладывают на мольберте карточки по порядку, получается таблица.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети садятся за столы.

Дети стирают свои ошибки.

Дети выходят на ковер.

Воспитатель открывает первый стол. На столе находятся фотографии пещеры древнего человека, веточки, косточки, камни, тарелочки с песком.

Показ иллюстрации

Воспитатель открывает второй стол рядом с доской. На столе лежат  глиняные дощечки, воск, деревянные и металлические палочки. На доске находятся картинки с записями на глиняных дощечках и восковыми тетрадями.

Воспитатель открывает третий стол. На столе находятся гусиные перья и чернила.

Воспитатель открывает четвертый стол. На столе находятся стальные перья и чернила.

Воспитатель открывает пятый стол. На столе находится портрет Ласло Биро, шариковая ручка, листочки бумаги.

Воспитатель вызывает по одному ребенку к мольберту.

Воспитатель провожает детей к столу.

Воспитатель демонстрирует опыт

Заключительная часть.  

Рефлексия.

 Я для вас приготовила шариковые ручки с разной пастой. Если вам понравилось быть исследователями, вы справились со всеми заданиями возьмите ручку с красной пастой. Если вам  было трудно, возьмите ручку с зеленой пастой. Если вам  было скучно, не интересно, возьмите ручку с синей пастой.

А сейчас ручкой, которую вы выбрали, нарисуйте свое настроение.

Дети выбирают цвет ручки.

Дети ручкой рисуют свое настроение.

                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. тема: «Рябиновая Русь».

Целью данного занятия является собрать образ нашей Родины, Есенинской Руси.В сердцах детей пробуждаются нежные чувства к родной речи, к любимой земле, желание знать и почитать традиции своего народа. ...

«Краткосрочный проект с детьми подготовительной к школе группы «Берёзовая Русь»

-Формировать обобщенные представления о деревьях, поддерживать интерес к жизни природы, развивать любознательность и естественный интерес к жизни растений. -Учить детей сочетать разные изобразите...

Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группе " Детские исследования. Живые барометры зимы."

 В занятии используется  технология А.И.Савенкова "Учебные исследования". Дети  знакомятся с  чувашском народным гигроскопом, прибором определяющим влажность возду...

музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы, с использованием говорящей ручки "Знаток"

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей в различных видах           музыкальной деятельности. Повысить мотивацию к разучивани...

Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе: «Ловкие ручки»

Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе:«Ловкие ручки»...

Занятие-исследование в старшей к школе группе «История шариковой ручки»

Занятие-исследование в старшей к школе группе «История шариковой ручки»...