Календарно-тематическое планирование на тему «Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях как средство формирования представлений о неживой природе у детей 4-5 лет»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Черникова Алла Николаевна

Календарно-тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности для средней группы с января по апрель 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование на тему

 «Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях как средство формирования представлений о неживой природе у детей 4-5 лет»

Тема проекта на январь: «Снег и его свойства»

Занятие

Цель

Мат-лы

Деятельность в уголке экспериментирования

Цель

Мат-лы

Деятельность на улице

Цель

Мат-лы

1 неделя

«Свойства снега»

Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега; учить детей анализировать, делать выводы;  развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Тазик со снегом, тарелочки на каждого ребенка, ложечки.

Наблюдение за снегом в группе. Снег тает,

превращаясь в воду. Какая вода? Чистая или

грязная?

Познакомить детей со свойством снега - тает в тепле, превращается в грязную воду.

Словарь: тает, рыхлый, холодный, грязная – чистая.

Емкость со снегом,

«хруст снега»,

лепим снеговика, игра в снежки, лепим пирожки для Снегурочки и Деда Мороза.

Выявить свойства снега: хрустит, липкий, рыхлый.

Совочки, формочки

2 неделя

Эксперименты со снегом. Лепим из снега маленькие комочки и кидаем в воду горячую и холодную. Где быстрее растает? Какой снег на ощупь? Чтобы слепить из рыхлого снега снеговика, необходимо тепло.

Познакомить детей со свойствами снега тает быстрее в горячей воде, превращается в воду. Он холодный, белый, состоит из снежинок. Из рыхлого снега нельзя ничего слепить.

Словарь: лепить, тает рыхлый, холодный, больше – меньше, грязная – чистая.

Емкость  со снегом, на каждого ребенка: 2 стакана с водой (холодная, горячая) Тарелочки и ложки.

Льем воду на снег(теплую и холодную), что происходит.

Закрепление  понятия рыхлый снег, Дать представления о том, что снег тает если на него полить воду (теплой быстрее)

Лейки с водой (теплой и холодной)

3 неделя

«Эксперименты со снегом» рассмотреть с детьми свойства снега, игры со снегом, раскрашивание снега красками, в конце занятия проследить с детьми, как он тает в тепле.

 Развивать творческое воображение, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, дать детям представления о свойствах снега.

Снег в емкости, краски, кисточки тарелочки на каждого ребенка.

наблюдения за таянием снежков  в разных условиях (меховая сумочка и блюдце). Где быстрее растает? (на блюдце быстрее)

«Превращение в воду»

Повторить свойства снега и сделать вывод о том, в каких условиях снег тает быстрее

Уточнять представления о свойствах воды, развивать познавательную активность, любознательность;

 Словарь: рыхлый, холодный, тает, талая вода, больше – меньше, грязная – чистая, цветной снег.

Меховая сумочка, блюдце, емкость со снегом

Два ведерка (одно со снегом, другое с водой)

Лепим из снега разные фигуры и раскрашиваем краской. Поливаем снег цветной водой.

Учить детей лепить из снега фигуры, раскрашивать поливая цветной водой. Радоваться ярким фигурам.

Лейка с холодной водой, краски.

Тема проекта на февраль: «Лед и его свойства»

Занятие

Цель

Мат-лы

Деятельность в уголке экспериментирования

Цель

Мат-лы

Деятельность на улице

Цель

Мат-лы

1 неделя

«Эксперименты со снегом и льдом»

Знакомить со свойствами льда и снега (твердый, рыхлый, холодный, прозрачный, тает в тепле, превращается в воду).

Пластиковые стаканчики, поднос, салфетки, цветной лед, прозрачный лед, снежный комочек, стакан растительного масла.

«В каком стакане лед быстрее растает»

Познакомить со свойствами воды в разном состоянии; развивать наблюдательность, усидчивость; активизировать словарь

Словарь: лед, твердая вода тает, превращается в воду.

3 стакана с водой (холодной, теплой, горячей), кусочки льда.

Выкладывание из цветных льдинок узоры

Учить составлять узоры из цветных льдинок, развивать усидчивость, творческие способности

Цветные льдинки

2 неделя

«Лед легче воды»

Вызвать интерес к данному опыту; дать понять, что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет; развивать любознательность, усидчивость; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: плавает – не тонет, тает.

Ванночка с водой, кусочки льда.

Рассмотреть сосульки. Какие они: холодные, прозрачные, тают в руках.

Познакомить со свойствами льда. Вызвать интерес, любознательность.

3 неделя

«Эксперименты со льдом»

Знакомить со свойствами льда: раскрашиваем лед твердый, если посыпать солью тает, шипит, хрупкий.

Обычная вода, несколько посудин для создания ледяных «куличиков» (стакан, тарелка и др.), глубокая посудина, на которой будем рисовать (противень),соль, краски: гуашь, кисточки

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

«Ледяная рыбалка»

Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе.

Словарь: попали бусинки в плен, теплая вода, лед растает, поставить на батарею, лед хрупкий, ломается.

Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка.

Нитка, льдинки.

Лед хрупкий, ломается, скользкий, гладкий. «Рассказ опасно лед!»

Продолжать знакомить детей со свойствами льда. Учить описательному рассказу. Составить правила поведения на льду.

4 неделя

Действительно ли вода при замерзании расширяется? 

Почему продукты после разморозки выглядят  не так, как до нее?

Плавает ли лед?

Зачем на лед сыплют соль?

Провести опыты, выявить свойства льда: вода расширяется при замерзании, продукты после заморозки выглядят не так. Лед легче воды, тает, если посыпать солью.

Словарь: легче воды, расширяется, заморозить, посыпать солью, тает.

Стеклянный сосуд с меткой, огурчик, яблоко,  кусочки льда, таз с водой, соль.

Рассматривание сосулек. Сосать нельзя, грязные, холодные можно заболеть

Повторить свойства льда, вместе с детьми сделать вывод о том, что сосульки хоть прозрачные, но грязные, холодные – можно заболеть.

Тема проекта на март: «Вода и ее свойства»

Занятие

Цель

Мат-лы

Деятельность в уголке экспериментирования

Цель

Мат-лы

Деятельность на улице

Цель

Мат-лы

1 неделя

1.«Теплая капелька, или помоги Колобку умыться»

2.«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно-гигиенические навыки; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Тазики с горячей, холодной водой; емкости для смешивания воды, ковшик для набирания воды, дидактическая игрушка колобок.

«Чем пахнет вода?»

«Есть ли у воды вкус?»

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, вкуса. Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в ней растворено; воспитывать бережное отношение к воде. Учить определять по запаху вещества, которые добавлены в воду.

Словарь: без запаха – без вкуса; добавки, красители, сладкая – кислая.

Емкости с водой, красители

«Капитан дальнего плавания»

Запустить кораблики в ручеек или луду

Бумажные кораблики на каждого ребенка

2 неделя

1.«Вода жидкая, может течь»

2.«Встреча с ручейком»

3.«Капельки»

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать познавательную деятельность, образное, творческое мышление; воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность.

Словарь: жидкая, может течь, капелька, большая – маленькая, густая масса.

Емкости для воды; для сравнения густая масса; небольшой желобок, пипетка.

«Игра в прятки»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: капля медленно течет; «растворяется» на влажной поверхности; становится незаметной; окрашивает влажную поверхность

Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и подкрашенной водой, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

3 неделя

«Играем с красками»

Познакомить с растворением краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: Капля краски, если ее не мешать растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Две баночки с прозрачной водой; краски; лопаточка салфетка; лист бумаги.

Наблюдение за образованиями луж и таяньем сосулек

Учить наблюдательности, учить замечать изменения в природе.

4 неделя

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь

Словарь: песок, сахарный «песок»; растворяется, не растворяется, перемешали.

Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка)

«Что вода размочит быстрее?»

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность; учить определять на ощупь объект, который находится в воде; активизировать словарь; воспитывать аккуратность.

Словарь: салфетка, картон, тетрадный лист, намокла, размокла, развалилась в руках.

Ванночка с водой, кусочки бумаги различные по плотности.

Тема проекта на апрель: «Воздух и его свойства»

Занятие

Цель

Мат-лы

Деятельность в уголке экспериментирования

Цель

Мат-лы

Деятельность на улице

Цель

Мат-лы

1 неделя

«Воздух повсюду»

Дать представление детям о свойствах воздуха, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его основное свойство – невидимость.

Ветерок, бумажки на каждого ребенка, пакет.

Изучают свойства воздуха: невидимость, не имеет запаха, воздух везде, его нельзя потрогать, воздух находится внутри нас

Повторяют свойства воздуха через проведение опытов в уголке экспериментирования. Учатся делать самостоятельные выводы на основе увиденного.

Тазик с водой, кораблики бумажные

«Поиск воздуха»

Предложить детям с помощью вертушек или ленточек определить направление ветра

Ленточки на каждого ребенка

2 неделя

«Реактивный шарик»

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Воздушный шарик

«Воздух везде»

Поиск воздуха с помощью пакета

Пакет

3 неделя

«Почему дует ветер?»

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, уточнять представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Развивать умение делать выводы на основе наблюдений за воздухом.

Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки , свеча

Игры с вертушками, обнаружение ветра – движение воздуха.

Игра с вертушкой в группе. Подносить вертушку к открытому окну и обнаружить потоки воздуха – ветер.

вертушки

Дуть на сухой песок, таким образом обнаружить его внутри себя. Игры с вертушками, обнаружение ветра – движение воздуха. Ловить воздух в пакет, таким образом обнаружить его вокруг

С помощью вертушки обнаружить ветер на улице. Играть с ветром. Создавать собственный ветер – дуть на сухой песок.

Вертушки, пакет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".

Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе  через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...

«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста....

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Методическая разработка.Презентация "Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе у детей 5 года жизни"

В презентации представлена эффективность использования неживой природы,как формирование знаний о неживой природе у детей 5 года жизни....

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...