Игровой тренинг в развитии речи и эмоциональной сферы дошкольника.
статья по окружающему миру на тему

Волкова Татьяна Ивановна

Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками помогает развитию общения. как со взрослыми так и с другими детьми. Использование мини-игр помогает добиваться эмоциональной раскрепощенности у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровой тренинг в развитии речи и эмоциональной сферы дошкольника».

Театрализованная деятельность в детском саду представляет большие возможности для развития речевого творчества дошкольников.

Один из видов театрализованной деятельности – драматизация – это не просто пересказ той или иной сказки, здесь нет строго выполненных ролей с заранее выученным текстом. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Трудности для организации этой деятельности составляет не только проблема речевого развития дошкольников, но и возможности детей выражать свои эмоции. Проигрывание психогимнастических  упражнений, игр, тренингов на изображение эмоций, черт характера, направленных на развитие общения и понимание детьми друг друга, является подготовительным этапом к организации театрализованной деятельности. Частично справиться с этими проблемами мне помогают игры-тренинги, направленные на развитие эмоциональной сферы, на развитие общения детей. В ходе этой работы, в процессе непрямого воздействия на ребёнка, то есть, исключая наставления, создаю ситуации, в которых у детей  во время ролевых игр и отработки способов общения, проявляются интеллектуальная и нравственная активность.  Далее в процессе динамики возникают желанные изменения в речевом развитии детей, в поведении и отношении их к миру.

                           Основные цели в работе с детьми:

1.Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка.

2.Обучать умению слушать и слышать  другого.

3.Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.

4.Учить использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

5.Развивать речь и способность делиться своими переживаниями, впечатлениями в самостоятельных высказываниях.

6.Развивать воображение, наблюдательность, выразительность движений.

7.Формировать навыки творческого рассказывания.

8.Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

9.Способствовать полноценному развитию личности ребёнка через самовыражение и творчество.

Развивающие игры и тренинги:

Название

игры

Цель игры

Ход игры

Давайте познакомимся

Позволяет участникам

познакомиться друг с другом, привыкнуть,

адаптироваться в

новой среде.

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе, своем имени).

Снежный

ком

Способствует

запоминанию имён

 всех

участников и

продолжает

знакомство

Первый участник называет свое имя. Следующий

повторяет его, затем называет свое. Третий участник

повторяет два имени и называет свое. И так по кругу.

Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по имени всю группу.

Давайте

поздороваемся

Продолжается

знакомство, создает

психологически

непринужденную

атмосферу.

В начале упражнения оговариваются разные способы приветствия, реально существующих

и шуточных. Детям предлагается

поздороваться плечом, спиной, рукой, носом,

щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия

 и поздороваться им.

Встаньте все

те, кто…

Развитие внимания,

наблюдательности,

а также

продолжение

знакомства.

Ведущий предлагает встать всем, кто…

- любит бегать

- радуется хорошей погоде

- имеет младшую сестру

- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять

дети. После завершения детям задаются

вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы

посмотрим, кто у нас в группе оказался самым

внимательным. Кто из ребят запомнил, кто

у нас в группе любит сладкое? У кого есть

младшая сестра? И т.д.

 

Подарок на

всех

Развитие чувства

коллектива, умения

дружить, делать

правильный выбор,

сотрудничать со

сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы

 ты подарил сейчас всем вместе?» или

«Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое

бы желание ты загадал?» Каждый ребёнок

загадывает одно желание, оторвав от

общего цветка один лепесток со словами:

«Лети, лети лепесток, через запад на

восток, через север, через юг, возвращайся

сделав круг…  

Руки

знакомятся

руки ссорятся,

руки мирятся

Соотношение

человека и его

тактильного образа,

снятие телесных барьеров, развитие

умения выражать

свои чувства и

понимать чувства

другого через

прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми

глазами, дети сидят напротив друг друга на

расстоянии вытянутой руки. Взрослый даёт

 задание – выполняются по 2-3 минуты:

- закройте глаза, протяните навстречу друг

другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперёд, найдите руки

 соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощение, вы расстаётесь.

Пантоми-

мические

этюды

Развитие способностей

общаться

с помощью

пантомимики.

Детям предлагается пройтись так, как в представлении ходит:

- маленькая девочка в хорошем настроении,

- старик

- взрослая женщина

- ребёнок, который учится ходить

- уставший мужчина и т.д.

Художник

 слова

Развитие способности описывать

наблюдаемое, умения

выделять

существенные дета

ли; использование

приемлемых,

необидных слов,

расширение активного

и пассивного словаря

детей.

Каждый ребёнок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный

Портрет – его внешние особенности, а по

Возможности и внутренние психологические, не называя конкретно имени этого человека.

Учитывая уровень развития детей, можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели?)

Я и животное

Развитие

 воображения,

выразительности

движений и речи.

Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, медведь, змея, ёж, крокодил и др.

Коллективное сочинение сказки

Развитие творческого воображения, навыков групповой работы: умения учитывать

ход сюжета,

понимание норм культурного общения, развитие творческого рассказывания.

Детям раздается несколько последовательных картинок (по числу участников) с общим сюжетом представляющих собой основу для связного рассказа. Каждый выбирает себе одну картинку и готовит по

ней рассказ  (и все вместе раскладывают картинки по порядку, чтобы иметь представление об общем сюжете). Главный герой сказки – житель страны Понимания, мастер общения. Он отправляется в путешествие, и на пути ему встречаются различные люди. Он попадает в сложные ситуации: лиса хочет

его перехитрить, волк хочет съесть, медведь не хочет помочь и т.д.

Оживи камешки

Развитие наблюдательности и выразительности движений

На берегу воображаемой реки лежат «камешки» (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими «камешек», остальные дети отгадывают это животное.

Маски

Развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

На одного ребёнка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребёнок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребёнок, который его изобразил.

Зоопарк

Развитие воображения, выразительности, сообразительности.

Дети делятся на две группы: первая группа – дети, изображающие животных в зоопарке, вторая группа – дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное перед ними. После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями.

Прочитай

письмо

Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом, развитие творческого рассказывания.

«Почтальон» (взрослый или ребёнок) приносит письма, но не обычные, зашифрованные в каждом письме – мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния. Каждому ребёнку для расшифровки вручается по письму и дети друг с другом рассказывают, сочиняют, что они прочитали в своём письме.

Колобок

Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок» должен сказать ему несколько слов или задать вопрос, например:

- как тебя зовут?

- Колобок, я знаю из какой ты сказки.

- Колобок, давай с тобой дружить.

- Приходи ко мне в гости, Колобок.

После сказанной фразы ребёнок передаёт «Колобка» соседу или кому захочет. Как вариант можно предложить каждому ребёнку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к «Колобку» в этой роли.

Хоровод сказочных героев

Развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности.

Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке воспитателя (Буратино, Баба-яга, Василиса Прекрасная и т.д.)

Вежливые слова

Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, обогащение и активизация словаря ребёнка.

Игра проводится с мячом в круге. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), слова извинения (извините, простите, жаль), слова прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи, счастливого пути).

 В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того кому они были адресованы.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что нужно знать, чтобы школьником стать!" Развитие когнитивной и эмоциональной сфер дошкольника.

Основная задача психолога в работе с детьми подготовительных групп - это коррекция и профилактика возможных трудностей в предстоящей им не простой школьной жизни. Чем же специалист может им помочь? В ...

Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника».  

Мой опыт работы поможет воспитателям с помощью кинетического песка наладить взаимоотношения с детьми, требующими особого внимания....

Презентация на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника."pptx

Презентация поможет при пером знакомсте с кинетическим песком, его свойствами и значением....

Развитие речи и эмоциональной сферы дошкольников через театральную деятельность

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная  деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для по...

Картотека игр и упражнений на развитие контактности и эмоциональной сферы дошкольников

Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности, жизнерадостном настроении, и способствует нормально...