Конспект ООД "Чудесная страна Библиотека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Алатырева Ольга Григорьевна

Цель: Продолжать знакомить детей с детской библиотекой, расширять и уточнять представления детей о книгах и бережном отношении к ним.

Программное содержание:

1.      Образовательные задачи:

1.1.  Продолжать знакомить с книгами, обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

1.2.  Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

1.3.  Познакомить с пословицами и загадками о книге.

1.4.  Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры «Библиотека».

1.5.  Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

2.      Развивающие задачи:

2.1.  Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. 

2.2.  Развивать умение давать содержательные ответы на поставленные вопросы.

2.3.  Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

3.      Воспитательные задачи:

3.1.  Воспитывать читателя художественной литературы (желание читать книги, пользоваться услугами детской библиотеки).

3.2.  Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, интереса к книге как источнику знаний.

3.3.  Воспитывать культуру речевого общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chudesnaya_strana_biblioteka.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

(ознакомление с окружающим миром)

в подготовительной к школе группе

Алатырева Ольга Григорьевна,

воспитатель

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка»

г. Когалым, 2015

Тема: Чудесная страна «Библиотека».

Цель: Продолжать знакомить детей с детской библиотекой, расширять и уточнять представления детей о книгах и бережном отношении к ним.

Программное содержание:

  1. Образовательные задачи:
  1. Продолжать знакомить с книгами, обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.
  2. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
  3. Познакомить с пословицами и загадками о книге.
  4. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры «Библиотека».
  5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  1. Развивающие задачи:
  1. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. 
  2. Развивать умение давать содержательные ответы на поставленные вопросы.
  3. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
  1. Воспитательные задачи:
  1. Воспитывать читателя художественной литературы (желание читать книги, пользоваться услугами детской библиотеки).
  2. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, интереса к книге как источнику знаний.
  3. Воспитывать культуру речевого общения.

Словарная работа: закреплять умение детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной и выразительной интонацией; активизировать словарь детей словами: писатель, энциклопедия, поэт, учебник.

Предварительная работа:

  • беседа с детьми в уголке книг,
  • дежурство в уголке книг,
  • создание « Книжкиной больницы»,
  • выставка книг,
  • подбор загадок.

Оборудование и материалы: материал для подклеивания книг, 3-4 книги для показа, формуляры игровые.

Планируемый результат: имеет представление о библиотеке; знает о работе библиотекаря, различает жанры литературных произведений, называет любимые сказки и рассказы, называет 2-3 авторов; самостоятельно придумывает сюжет игры.

Форма организации образовательной деятельности: экскурсия в библиотеку

Методы и приемы:

  • игровые: игра: « Узнай и расскажи», ролевая игра «Библиотека»;
  • словесные: вопросы, указания, пояснения, составление рассказа, проблемная ситуация, рассказ библиотекаря об истории возникновения книги;
  • практические: пальчиковая гимнастика «Открытая книга», ручной труд «Книжкина больница».

Структура ООД:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

  1. Вводная беседа.

Педагог рассматривает новую книгу в книжном уголке.

- У каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает, необходимые ему для работы.

- У кого дома есть библиотека?

- Какие в ней есть книги?

- А какую последнюю книгу вы прочитали сами или вам прочитали взрослые?

- Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные.

- Не хотите поиграть в игру « Узнай книгу». Я покажу знакомую вам книгу, а вы расскажите – как она называется, кто автор книги, и кратко, о чем она.

- Вот видите, ребята, сколько интересного можно узнать из книг!

Дети обращают внимание, подходят к педагогу, вступают в беседу, отвечают на вопросы, рассуждают.

Дети включаются в игру, составляют 2-3 коротких рассказа.

Организационно-поисковый

- Скоро вы пойдёте в школу, а в нашу группу придут малыши. Им нужно оставить все книжки в полном порядке. К сожалению, в нашей групповой библиотеке есть потрёпанные и рваные книжки. И у нас нет врача, придётся нам самим вылечить все «больные» книги, и впредь обращаться с ними мы будем аккуратно.

Пальчиковая гимнастика: « Открываем книгу».

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик – круглый бок:

Вверх – вниз, прыг – скок.

В книжке зонт. Открой  - и пой:

Лупит дождь – а ты сухой!

Киска в книжке близко – близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой –

Ведь у киски мех такой…

Тёплый…

Ручной труд «Книжкина больница»

- А в какие игры можно поиграть с книгами?

- Не хотите поиграть в игру, которая называется «Библиотека»? Но в нашей группе мало книг. А как вы думаете, где много книг? (в библиотеке). А давайте отправимся в Детскую библиотеку!

Экскурсия в детскую библиотеку.

Детей встречает библиотекарь, приветствует гостей, спрашивает, зачем пришли. Рассказывает об истории книги, демонстрирует мультимедийную презентацию:

- Книги появились не сразу. Сначала люди писали на глиняных плиточках палочкой. А на Руси писали на березовой коре, в Египте – на папирусе – это как бумага, только из тростника. Это растение растёт по берегам реки Нил в Египте. Из него даже древние Египтяне лодки делали и корабли. Потом люди изобрели бумагу. Писали длинные свитки. Книги писали пером (в ходе рассказа библиотекарь показывает детям палочку для письма, берёзовую кору, перо). Чтобы книг было больше, их переписывали – это было очень трудно, поэтому книги были очень дорогие. Такие книги сейчас хранятся в музеях и в специальных хранилищах в Москве. И у нас есть такие книги (показывает детям).

Дать детям возможность задать интересующие их вопросы библиотекарю, понаблюдать за работой сотрудников библиотеки, рассмотреть стеллажи с книгами.

- Ребята, а зачем еще мы пришли в библиотеку? Правильно, мы хотели попробовать себя в роли библиотекаря и читателя.

Организация сюжета игры Библиотека». 

Распределение ролей.

Уточнить у детей, какие атрибуты нужны для игры. Распределение ролей. Предложить детям распределить роли с помощью конкурса. Напомнить, что библиотекарь знает много художественных произведений, может рассказать о них, посоветовать, что можно почитать, поэтому ребёнок, на эту роль должен отвечать этим требованиям.

Первым читателем выступает воспитатель, выбирает книгу, следит за правильностью заполнения формуляра, устраивается в читальном зале. Педагог наблюдает за игрой и лишь, в крайнем случае, включается в игру при помощи наводящих вопросов или советов.

При угасании игры педагог может предложить детям различные линии сюжета:

- в библиотеку приходит с книгой писатель (эту роль берёт на себя педагог, рассказывает детям о своей новой книге, можно предложить детям нарисовать иллюстрации к ней;

- открытие выставки книг;

- получение книг со склада;

- посещение кафе.

Окончание игры

Раздаётся звонок, воспитатель объявляет, что через пять минут библиотека закрывается.

 - Просьба читателям сдать книги библиотекарю. Мы рады будем встречи с вами завтра. Просьба работникам библиотеки навести порядок на своих рабочих местах.

Дети рассуждают, отвечают на вопросы. Предлагают варианты решения ситуации.

Дети подклеивают разорванные книги

Дети объясняют цель прихода.

Дети с интересом рассматривают книги, делятся впечатлениями.

Самостоятельная образовательная деятельность детей. 

Организация самостоятельной игровой деятельности.

Рефлексивно-корригирующий

Рефлексия:

Оценка игры. 

На выходе из библиотеки читателей и работников библиотеки встречает репортёр (педагог):

- вопросы к читателям: зачем вы посетили библиотеку, что нового узнали, понравилось ли вам обслуживание, хотели бы вы ещё раз прийти сюда?

Дети делятся впечатлениями о совместной игровой деятельности.

Пояснительная записка

Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим.

Тема занятия: Чудесная страна «Библиотека».

Характеристика группы детей:

  • возрастная: подготовительная к школе группа (6-7 лет);
  • количественная: 25 детей;
  • социальная: 11 девочек, 14 мальчиков;
  • психологическая: у воспитанников группы развито произвольное внимание, в некоторых случаях до 30 минут; образное мышление, продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, воображение. У детей развита речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь. Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д., на хорошем уровне развита диалогическая речь, у 60% детей – монологическая речь.
  • по уровню развития: общий уровень развития детей по освоению Основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет 93%.

Образовательные области

Уровень развития

1

2

3

4

Физическое развитие

0

0

61%

39%

Познавательное развитие

0

4%

52%

44%

Речевое развитие

0

8%

53%

39%

Социально-коммуникативное развитие

0

12%

66%

22%

Художественно-эстетическое развитие

0

4%

62%

34%

Программа, используемая в работе, авторы, пособие, раздел, количество занятий в неделю.

Данное мероприятие разработано в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Чебурашка», основываясь на пособии Крашенинникова Е.Е., Холодовой О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников» (5-7 лет) согласно комплексно-тематического планирования ДОУ.

Занятие по познавательному развитию (раздел – Ознакомление с окружающим) проводится 1 раз в неделю, т.е. 34 занятия в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Экскурсия в библиотеку"

Конспект по ознакомлению дошкольников с профессией библиотекаря...

Конспект сюжетной игры "Библиотека" для детей старшего дошкольного возраста.

Развивать умение детей реализовывать, развивать сюжет игры, согласовывать тему, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Создат...

Конспект экскурсии в библиотеку

Конспект экскурсии в библиотеку.ЗАДАЧИ:1) формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря;3) вос...

Конспект экскурсии в библиотеку " Библиотека - дом книг" для детей средней группы

Как-то раз возник вопрос Да не в шутку, а всерьез:Книг так много издают,Где же все они живут?Растерялись мы вначале:Неужели дома нет?!Но словарь (конец печали)Дал на это нам ответ.Со слов находчи...

"Сказочная страна - библиотека"

Во ФГОС ДО социализации дошкольников уделяется большое внимание, а дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка в этом направлении. Именно в ДОУ ребенок получает образование, знакомится...

Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»

Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами села, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда дл...

Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»

Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами города, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда ...