Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас»
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организационная информация

    Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

    Гуськова Татьяна Николаевна

    Должность, категория

    Воспитатель, первая категория, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 657

    Мероприятие,  область применения.

    Непосредственная образовательная деятельность. Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»

    Возрастная  группа,

    количество человек

    Старшая группа, вся группа

    Продолжительность   мероприятия

    25 минут

    Методическая информация

    Тема занятия/мероприятия

    Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»  

    Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

    Итоговое.

    Цели  занятия/ мероприятия

    Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

    Задачи  занятия/ мероприятия

    Обучающие:

    - расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

    - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

    - активизировать и расширять словарный запас детей.

    Развивающие:

    - развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

    - развивать умение делать выводы.

    Воспитательные:

    - воспитывать интерес к окружающей жизни.

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

    дети  в ходе занятия/ мероприятия

    Развитие:

    - словарного запаса;

    - умения проводить опыты;

    - умения делать выводы;

    - целостного восприятия.

     Предварительная работа

    - экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

     

    Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

    Магнитная доска, магниты, свистулька, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; пробирки с «запахом» и без запаха, опорные картинки.

                 Этапы занятия/мероприятия

    Время, продолжительность

    этапа

    Подробное описание АМО по установленной схеме:

    - Цели и задачи метода

    - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

    - Предварительная подготовка (если требуется)

    - Технология проведения

    - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

    -  Варианты проведения метода

    Действия  воспитателя, инструкции

    ЗУНы  и качества, которые формируются у  детей  на  этом  этапе

    Инициация

    (приветствие)

    Вхождение в тему

    Инпут

    Проработка содержания темы

    Разминка

    Подведение итогов (рефлексия)

    2 мин.

     

    3 мин.

    13

    мин.

      3 мин.

    4 мин.

    АМО игра «Поздоровайся друг с другом».

    Цель:

    Настроить хорошую атмосферу в группе и динамично

    начать НОД.

    Материалы не предусмотрены.

    Технология проведения:

    Участники ходят по комнате и «здороваются» друг с другом.

    АМО «Отгадай загадку»

    Цель: Обеспечить мотивацию к познанию.

    Материалы не предусмотрены.

    Техника проведения: Воспитатель загадывает детям загадку, и дети становятся вокруг стола.

     

    АМО

    «Проведение экспериментов»

    Цель:    

    Систематизировать знания детей о свойствах воздуха в процессе экспериментальной деятельности; делать выводы.

    Материалы:

    Магнитная доска, магниты

    Свистулька

    Полиэтиленовые пакеты

    Игрушка резиновая

    Стаканчики с водой

    Соломинки

    Веер, на каждого ребёнка Пробирки с «запахом» и без запаха

    Опорные картинки.

    Техника проведения: Проведение экспериментальной деятельности. После вывода каждого эксперимента,  воспитатель развешивает на магнитной доске опорные картинки.

    АМО Подвижная игра «Веер»

    Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, размяться, отвлечься от занятия.

    Материалы: веер

    Технология проведения: Дети выходят на середину зала. Воспитатель читает стихотворение. Дети за воспитателем повторяют движения.

    АМО «Понравилось – не понравилось»

    Цель: Выяснить впечатления от занятия.

    Материалы: Магнитная доска, опорные картинки, мыльные пузыри по количеству детей.

    Технология проведения: 

    Воспитатель по развешанным на магнитной доске картинкам предлагает вспомнить  сделанные выводы.

    Воспитатель предлагает поиграть в необычную игру  «Поздоровайся друг с другом». Участники ходят по комнате и «здороваются» друг с другом теми частями тела, какие называет воспитатель. Можно предложить поздороваться: руками, плечами, носами, ушами, коленками, пятками и другими частями тела. Ребята, так мы поздоровались и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение.  

    − Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

    Через нос проходит в грудь

    И обратно держит путь.

    Он не видимый, и все же

    Без него мы жить не можем.

    Что это?  (Воздух)

    − Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?

    (Люди проводят опыты в лабораториях).

    − У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию.

    − Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо? Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а  затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вздохнули?

    (Воздух)

    − Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух?  (Нет).

    − Значить какой воздух?  (Невидимый).

    Опыт №1 (воздух прозрачный можно увидеть) (воздух не имеет формы, занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.)

    − Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет.  Посмотрите. Что в нем? (он пустой)

    - Да, он пустой и его можно легко смять. Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой). Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму. Что в пакете? (воздух)

    − Воздух занял все место в мешке. Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

    Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

    Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

    Вывод: Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

    А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

    Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

    Вывод: Воздух прозрачный.

    − Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

    (Ответы).

    Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. И Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

    ОПЫТ № 2. (воздух не имеет запаха)

    − Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

    − Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать пробирки  с духами, апельсином, чесноком. Один ребенок вдыхает просто воздух). Все что-то почувствовали, только Саша ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Саша ничего не почувствовал,  потому что я ему ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух.  Какой из этого можно сделать вывод?

    Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

    ОПЫТ №3 (воздух может двигаться) (воздух бывает холодным, теплым и горячим)

    − Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Возьмите веер и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветер) Правильно, мы чувствуем ветерок.

    Вывод: Значит, воздух может двигаться.

    Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

    А как еще можно почувствовать воздух?

    − Можно подуть себе на руку. Подуйте слегка на руку. Что почувствовали? (теплый ветер)

    Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

    Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

    − У вас очень красивые веера. Выходите с ними поиграть.

    Физкультминутка

    ОПЫТ №4 (воздух можно услышать)

    − А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?  (Ответы)

    − На самом деле звук возникает, когда дрожит воздух, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется. (Колебание)

    − Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? (Да).

    − Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух. Также мы можем другим способом услышать воздух. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки. Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит,  получаются звуки).

    Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

    ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим)

    − Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)

     – Значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим и перейдём в нашу лабораторию. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?

    (Выходят пузырьки).

    − Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.  (Ответы)    

    − Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. Пузырьки − это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

    − А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет).

    − Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Человек не может жить без воздуха.

    Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

    А только ли человеку нужен воздух? ( растениям, животным)

    Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

    Посмотрите внимательно (изображения природы)

    Какой в лесу воздух? (там чистый воздух)  

    Почему он там чистый? (нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

    (продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

    − Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)

    Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

    Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни.

    Солнце светит очень ярко,

    И ребятам стало жарко.

    Достаём красивый веер –

    Пусть прохладою повеет.

    (Садитесь на свои места)

    − Ребята, что вы узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет цвета, не имеет формы, но занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает,  

    не имеет запаха, но может передавать запах предметов,

    воздух можно услышать, воздух может двигаться, воздух бывает холодным, теплым и горячим, мы можем его вдыхать и выдыхать, воздух жизненно необходим, воздух бывает чистым и грязным).

    Ребята вам понравились опыты про воздух? А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

    Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Наше занятие подошло к концу.

    − Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно, и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри. Дети дуют мыльные пузыри.

    Возникновение близости и позитивной внутренней обстановки.

    Настрой на занятие.

    Умения детей

    проводить опыты. Умения

     отвечать на поставленный вопрос; делать выводы. Радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности.

    Снятие напряжения. Развитие умения выполнять различные движения по тексту.

     

    Умение делать выводы из услышанного материала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"

    Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через эл...

    Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе "Воздух вокруг нас"

    Данный материал был успешно использован в группе младшего возраста. Он способствовал обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;расширил представления детей о значимости воздуха в ...

    Конспект ОД по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас».

    Конспект ОД  по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас»....

    Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»

    Светлана ТегаеваОткрытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас» Цель: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может дви...

    Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе

    Организованная образовательная деятельность по экспериментированию проводилась с детьми старшей группы. В количестве 8 детей.По теме: «В гостях у Феи Волшебства»Цель: Создание условий, спо...

    Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе "Необыкновенный и удивительный магнит "

    Знакомство детей с понитиями "магнит", "магнитная сила". Дать представление о свойствах магнита. Обогащать словарь детей (притягивает,  примагничивает, магнетические, нем...