проект Осень бродит по дорожке
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нидилько Татьяна Васильевна

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_brodit_po_dorozhke.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Осень бродит по дорожке»

познавательно-творческий, игровой

                                        Воспитатель: Нидилько Т.В.

Паспорт проекта.

 Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность: среднесрочный
Сроки проведения: сентябрь-октябрь
Участники проекта: дети «А» подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6 лет

Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

- расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

- расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

- формировать лексико-грамматические категории.

- развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

- закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Работа с родителями:

Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Оформление  папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Разноцветная осень».

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.

2 этап.  Основной этап

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы:«Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью»,  «Ягоды», «Грибы», Осенний лес»,  «Животный и растительный мир осеннего леса»;«Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень», «Почему деревья сбрасывают листья»,«Осень. Что ты о ней знаешь?» «Осенние хлопоты человека»

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок,
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: 
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»,
экскурсия по территории ДОУ;

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»,  «Что растёт на грядке?»,  «Зимние запасы», «Времена года», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,«Знатоки осенней природы»,

Экспериментирование:
«Зелёные и жёлтые листья». «Летающие семена»

Речевое развитие

Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
  • А. Плещеев «Скучная картина»
  • К. Бальмонт «Осень»
  • Н. Сладков «Осень на пороге»
  • Е. Благинина «Улетают, улетели»
  • Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
  • А. Ерикеев «Наступила осень
  • Л.Толстой «Дуб и орешник»
  • З.Федоровская «Осень»
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Социально – коммуникативное
развитие

Сюжетно-ролевые игры: 

«Овощной магазин», «Магазин цветов».«Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:
«Нарядные грибочки», «Листопад»,
«В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Осеннее дерево под ветром и дождем», «Деревья осеннего леса»,  «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний натюрморт»,  «Лес, точно терем расписной…».

Аппликация:

«Осенние картины» «Ветка рябины», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

  • Ручной труд из природного материала:
  • «Бабочка» (из листьев)«Жар – птица» (из листьев)
  • «Лесовичок» (из шишек, желудей)   «Ежик» (из шишки)

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени», «Сыграй песенку дождя»

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!», «У медведя во бору»,  «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»; «Репка»,  «Гуси – лебеди»

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы –листики осенние», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;

Культурно - досуговая деятельность:

  • Квест- игра «В поисках осеннего наряда»
  • «Осенняя викторина»

 

3 этап.  Заключительный этап

 Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень».
Фотогазета «Осень – славная пора».
Альбом «Превращение листа»
Праздник «Осенний бал»

Презентация

Результаты проектной деятельности:

В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, а также желание выявлять, чем же интересна осень.

в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Приложение

Коррекционная логопедическая работа:

1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).

Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.

2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).

Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

Цель: Развивать графические навыки, тонкую моторику.

4. Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать речь детей  существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

Примерный перечень речевых игр:

«4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)

  Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.

«Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)

   Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

«Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)

   Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

«Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)

   Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

   Цель: формировать грамматические категории родного языка.

«Один – много» (сорока - сороки, утка - утки, лист - листья)

Цель: Учить образовывать множественное число имен существительных.

«Чей лист? Чья ветка?» (у клёна - ветка кленовая, лист кленовый)

   Цель: Учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.

«Чего не стало?» (был лист – нет листа, было солнце – нет солнца, были тучи – нет туч)

   Цель: Учить образовывать родительный падеж имен существительных единственного и множественного числа.

«Большой – маленький» (яблоко - яблочко, туча – тучка, шишка – шишечка)

   Цель: Учить образовывать существительные суффиксальным способом.

«Повар» (компот из яблок – яблочный, суп из гороха – гороховый)

   Цель: Учить образовывать относительные имена прилагательные.

6. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.

- Составление рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

- Составление описательных рассказов на темы: «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы», «Деревья осенью».

- Составление рассказа по картине.

Опыт 1. «Зелёные и жёлтые листья».

Поместить лист между бумагой, прокатать скалкой, проследить отпечатки на бумаге.

Вывод: в зелёных листьях есть вещество — хлорофилл,  которое вырабатывается в листьях только летом, когда лист живой, в жёлтых листьях его нет, значит,  лист  неживой, опавший, дерево его сбросило.

Опыт 2.  «Летающие семена»

Детям предложили взять по одному летающему и по одному нелетающему семени (семечко клена - крылатку и желудь). Дети одновременно отпустили из рук эти семена и увидели, что желудь упал намного быстрее, чем крылатка. Из этого опыта мы поняли, что летающие семена падают медленнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Осень ходит по дорожке"

Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе: "Бродит Осень по лесным дорожкам".

Предлагаю вам конспект открытого занятия для детей средней группы по теме: "Бродит Осень по лесным дорожкам". Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие интереса к приро...

Проект Осень бродит по дорожке

Проект Осень бродит по дорожке...

Проект в старшей группе «Осень бродит по дорожке»

Актуальность проектаОгромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любоз...

Проект "Осень бродит по дорожкам"

Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях....

«Осень бродит по дорожке…»

Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, с...

Познавательно-творческий, игровой проект «Осень бродит по дорожке»

В рамках образовательной организации, дошкольникам, родителям (в ворд файле ссылка на материал, который хранится на яндекс диске)....