Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе: "Бродит Осень по лесным дорожкам".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кузьмина Жанна Васильевна

Предлагаю вам конспект открытого занятия для детей средней группы по теме: "Бродит Осень по лесным дорожкам". Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие интереса к природе и жизни диких животных осенью, развитие любознательности у детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brodit_osen_po_lesnym_dorozhkam.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 2 р. п. Семибратово»

Конспект открытого занятия

 по развитию речи

в средней группе на тему:

«Бродит осень по лесным дорожкам».

Подготовила и провела: Кузьмина Ж.В.

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей об основных приметах осени в живой и неживой природе.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к сезонным изменениям в природе и в жизни диких животных.

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.

Развивать умение слушать, понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Беседы об осени.

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года».

Наблюдения на участке ДОУ за живой и неживой природой.

Рассматривание репродукций художников.

Чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: мольберт, репродукция на тему «Осень», ширма, куклы Би-Ба-Бо: сорока и заяц.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, сейчас утро. Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки-ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем-передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - моё, я выпускаю доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас!

Все вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. И я вам сейчас  загадаю загадку. 

               ***

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Воспитатель: Молодцы, конечно же, это осень. А у нас за окном, какое время года?

Дети: Осень. 

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице осень?

Дети: Солнце светит, но греет слабее и слабее, листья желтеют и опадают, становится холодно, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся под кору деревьев. Закапываются в песок и т. д.

Выставляется репродукция на тему «Осень».

Воспитатель: Ребята, вы любите осень? За что? А играть вы любите? Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Да - нет».

Дидактическая игра «Да- нет»

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да!

Воспитатель: Осень очень красивое и сказочное время года.

«Нельзя нам на свете прожить без чудес»

М. Сидорова

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Воспитатель: Я приглашаю вас в осенний лес…. 

«Динамическая пауза»

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.            (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.        (Ходьба "змейкой”).

Может быть и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.   (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.     (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Появляется грустный зайчик.

Воспитатель: Здравствуй, зайчишка,  почему ты такой грустный?

Зайчик: Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одни зайцы считают, что пора менять, а другие зайцы говорят, что рано. Мы не знаем, что делать. Помогите, пожалуйста, ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень интересный, но мы с вами постараемся ответить на него и поможем зайцам принять правильное решение.

Зайчик: Спасибо, ребята, побегу к зайцам на поляну и расскажу, что вы нам поможете .

Воспитатель: Ребята, послушайте, как тихо и спокойно в осеннем лесу. В лесу «живет» эхо, давайте  «спросим» у эха, может оно нам «подскажет» ответ на вопрос зайца.

Артикуляционная гимнастика «Эхо»

Эхо лесное, спросить смогу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали.

Травы лесные, где вы, не вижу?

Ниже-ниже-ниже.

Цветы луговые, а вы все цветете?

Что ты, что ты.

Птички-певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели.

Рыбы речные, вы где?

А мы на дне, в глубине.

Лягушки и жабы, куда подевались?

В ил закопались, в ил закопались.

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем.

Сорока: Кто нарушает тишину в нашем лесу?

Воспитатель: Здравствуй, Сорока, это мы, ребята из детского сада.

Сорока: А, это вы ребятишки, снова к нам пришли в гости, слышала, к вам зайчишка прибегал, и про их беду рассказал. Сможете им помочь?

Дети: Да

Сорока: Все-то они знают, всем помогают. А я тоже хочу вас проверить, сможете мне сказать, что было бы, если бы к нам совсем не пришла осень?

Ответы детей:

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не было бы листопада.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за разноцветными листьями.
  • Не было бы туманов.
  • Не смогли собирать грибы.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели бы спрятаться и замерзли.
  • Не успели бы птицы улететь на юг.
  • Не созрели бы орехи, желуди на дубах, клюква на болоте.
  • Не смогли одеть осеннюю одежду.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
  • Не наблюдали бы за инеем.

Сорока: Из ваших ответов я поняла, что осень вам нравиться.

Воспитатель: Ещё мы знаем пальчиковую игру, которая называется «Осень» и можем тебя научить.

Сорока: Ой, что это за игра?

Пальчиковая игра «Осень»

Осень, осень (трём ладошки друг о друга)

Приходи! (сжимаем кулачки)

Осень, осень (трём ладошки друг о друга)

Погляди! (положить ладошки на щёчки)

Листья жёлтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. (поглаживаем ладони)

Солнце нас уже не греет, (сжимаем кулачки)

Ветер дует всё сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится, (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем (делаем вид)

И ботинки обуваем. (постучать ногами)

Сорока: Интересная игра, а зайцам-то, что вы ответите?

Воспитатель: Ребята, расскажите, как лесные звери готовятся к зиме?

Дети: Ёж, барсуки готовят гнёздышки из сухой травы, листьев, чтоб зимой впасть в спячку. Белка меняет рыжую шубку на серую, и складывает запасы в кладовую; зайцы меняют серую шубку на белую.

Воспитатель: Правильно зайцы меняют шубку, но когда выпадет снег. Сорока-белобока передай, пожалуйста, зайцам, как только выпадет снег, значит, наступила пора зайцам менять шубу.

Сорока: Спасибо ребята, я облечу весь лес, найду зайцев и передам, что с первым снегом им пора менять шубу.

Шум дождя.

Воспитатель: Ребята, что это шумит?

Ответы детей: Дождь.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад, пока нас не замочил дождь. Лес дорогу покажи, в детский сад нас возврати.

Воспитатель: Все успели возвратиться в детский сад, никого дождь не замочил? Ребята, где мы были? Кого встретили? Кому помогли? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе.

Конспект организованной деятельности по развитию речи и художественно-эстетическому развитию детей средней группы с приминением интерактивной технологии "Хоровод"...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе для детей с нарушениями слуха Тема: «Птицы в лесу»

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи    в средней группе для детей с нарушениями слуха  Тема: «Птицы в лесу»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Осень спросим»

Программное содержание:       Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонн...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Осенние мотивы»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по развитию речи в  подготовительной группеТема: «Осенние мотивы»...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи в средней группе «Золотая осень»

Цель: заучить стихотворение с помощью пальчиковых игр.Задачи: закрепить знания о характерных приметах осени; рассказывать о временах года (об осени) с использованием наглядных пособий; активизировать ...

Конспект Организованной Образовательной Деятельности по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

ООД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.Задачи:1. Закрепление в речи...