Проект "Осень бродит по дорожкам"
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Чуева София Александровна

Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_brodit_po_dorozhkam.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Корниловскй детский сад,

филиал МБДОУ «Детский сад №189»

Проект

«Осень бродит по дорожке»

познавательно-творческий, игровой

(младшая разновозрастная группа

 общеразвивающей направленности)

                                       

                                              Воспитатель: Агилова Т.А.

        Чуева С.А

Паспорт проекта.

 Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность: 2 месяца
Сроки проведения: сентябрь-октябрь
Участники проекта: дети младшей разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-5 лет

Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

- расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

- расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

- формировать лексико-грамматические категории.

- развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

- закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Работа с родителями:

Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Оформление  папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Разноцветная осень».

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.

2 этап.  Основной этап

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы:«Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью»,  «Ягоды», «Грибы», Осенний лес»,  «Животный и растительный мир осеннего леса»;«Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень», «Почему деревья сбрасывают листья»,«Осень. Что ты о ней знаешь?» «Осенние хлопоты человека»

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок,
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: 
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»,
экскурсия по территории ДОУ;

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»,  «Что растёт на грядке?»,  «Зимние запасы», «Времена года», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,«Знатоки осенней природы»,

Экспериментирование:
«Зелёные и жёлтые листья». «Летающие семена»

Речевое развитие

Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
  • А. Плещеев «Скучная картина»
  • К. Бальмонт «Осень»
  • Н. Сладков «Осень на пороге»
  • Е. Благинина «Улетают, улетели»
  • Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
  • А. Ерикеев «Наступила осень
  • Л.Толстой «Дуб и орешник»
  • З.Федоровская «Осень»
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Социально – коммуникативное
развитие

Сюжетно-ролевые игры: 

«Овощной магазин», «Магазин цветов».«Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:
«Нарядные грибочки», «Листопад»,
«В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Осеннее дерево под ветром и дождем», «Деревья осеннего леса»,  «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний натюрморт»,  «Лес, точно терем расписной…».

Аппликация:

«Осенние картины» «Ветка рябины», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

  • Ручной труд из природного материала:
  • «Бабочка» (из листьев)«Жар – птица» (из листьев)
  • «Лесовичок» (из шишек, желудей)   «Ежик» (из шишки)

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени», «Сыграй песенку дождя»

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!», «У медведя во бору»,  «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»; «Репка»,  «Гуси – лебеди»

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы –листики осенние», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;

Культурно - досуговая деятельность:

  • Квест- игра «В поисках осеннего наряда»
  • «Осенняя викторина»

 

3 этап.  Заключительный этап

 Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень».
Фотогазета «Осень – славная пора».
Альбом «Превращение листа»
Праздник «Осенний бал»

Презентация

Результаты проектной деятельности:

В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, а также желание выявлять, чем же интересна осень.

в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Приложение

Коррекционная логопедическая работа:

1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).

Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.

2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).

Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

Цель: Развивать графические навыки, тонкую моторику.

4. Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать речь детей  существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

Примерный перечень речевых игр:

«4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)

  Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.

«Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)

   Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

«Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)

   Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

«Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)

   Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

   Цель: формировать грамматические категории родного языка.

«Один – много» (сорока - сороки, утка - утки, лист - листья)

Цель: Учить образовывать множественное число имен существительных.

«Чей лист? Чья ветка?» (у клёна - ветка кленовая, лист кленовый)

   Цель: Учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.

«Чего не стало?» (был лист – нет листа, было солнце – нет солнца, были тучи – нет туч)

   Цель: Учить образовывать родительный падеж имен существительных единственного и множественного числа.

«Большой – маленький» (яблоко - яблочко, туча – тучка, шишка – шишечка)

   Цель: Учить образовывать существительные суффиксальным способом.

«Повар» (компот из яблок – яблочный, суп из гороха – гороховый)

   Цель: Учить образовывать относительные имена прилагательные.

6. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.

- Составление рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

- Составление описательных рассказов на темы: «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы», «Деревья осенью».

- Составление рассказа по картине.

Опыт 1. «Зелёные и жёлтые листья».

Поместить лист между бумагой, прокатать скалкой, проследить отпечатки на бумаге.

Вывод: в зелёных листьях есть вещество — хлорофилл,  которое вырабатывается в листьях только летом, когда лист живой, в жёлтых листьях его нет, значит,  лист  неживой, опавший, дерево его сбросило.

Опыт 2.  «Летающие семена»

Детям предложили взять по одному летающему и по одному нелетающему семени (семечко клена - крылатку и желудь). Дети одновременно отпустили из рук эти семена и увидели, что желудь упал намного быстрее, чем крылатка. Из этого опыта мы поняли, что летающие семена падают медленнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Осень бродит по дорожке

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.Экологическое...

Сценарий осеннего праздника "Бродит осень по дорожкам" для детей средней группы

Сценарий  предназначен  для  детей  средней группы. В  ходе  представления  зверята рассказывают и  показывают  беззаботному  Зайцу, как нужно  г...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе: "Бродит Осень по лесным дорожкам".

Предлагаю вам конспект открытого занятия для детей средней группы по теме: "Бродит Осень по лесным дорожкам". Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие интереса к приро...

Проект в старшей группе «Осень бродит по дорожке»

Актуальность проектаОгромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любоз...

«Осень бродит по дорожке…»

Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, с...

Познавательно-творческий, игровой проект «Осень бродит по дорожке»

В рамках образовательной организации, дошкольникам, родителям (в ворд файле ссылка на материал, который хранится на яндекс диске)....

Сценарий осеннего утренника «Золотая осень бродит по дорожкам!» (вторая младшая группа)

Сценарий осеннего утренника «Золотая осень бродит по дорожкам!» (вторая младшая группа)...