Роль коллективной деятельности в экологическом образовании дошкольников.педагогический аспект.
статья по окружающему миру на тему

Сергеева Светлана Васильевна

В статье раскрывается роль коллективной деятельности в усвоении экологических знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль коллективной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста: педагогический аспект.

Сергеева Светлана Васильевна

старший воспитатель

 ГБОУ СОШ №2031

Аспирантка МГПУ

 Кафедра

 «Управления дошкольным образованием»

г.Москва

Одним из ключевых принципов устойчивого развития человечества в XXI веке следует признать приоритет экологического образования  подрастающего поколения в первую очередь. Важнейшим звеном в системе экологического образования являются дошкольные образовательные учреждения, где должны быть заложены основы сознательного, ответственного отношения к природной среде как к общественной и личной ценности. Однако это становится возможным лишь при условии соответствующей профессиональной подготовленности воспитателей ДОУ.

   От уровня экологической компетентности воспитателя ДОУ, его педагогического мастерства в профессиональной эколого-ориентированной деятельности зависит то, в какой мере удастся реализовать цели экологического образования.

 Однако в силу сложившегося стереотипа экологическое воспитание дошкольников проводится в основном на базе методик по ознакомлению с окружающим и некоторых разделов трудового воспитания. Это приводит к преобладанию несколько отстраненных и прагматических установок детей по отношению к природе.

  Главная цель экологического образования – формирование основ экологической культуры, т.е. правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности.

    Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно  делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире. Период дошкольного детства- благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе.

Тема формирования экологической культуры обширна и может рассматриваться через разнообразные формы детской деятельности.

  Коллективные  проекты - это один из видов  экологического образования.   И  в детском саду  экологическое  образование  должно не только держаться в реестре ознакомления, необходимо ввести и эмпирический компонент,  для большего  интеллектуального развития.
    Как говорит  Элизабет Ботер  (Élisabeth Bautier): « В детском саду надо начинать  исследовать».[2]

  Детский сад   являются излюбленным местом ознакомительной практики маленьких  детей  с объектами, явлениями, процессами, ролями.
    На самом деле, практические занятия – часть великой эпохи экологического образования,  “выразительная модель ” для детского сада.

     Исследовательская  деятельность-это не просто наблюдение, накопление экспериментальных данных. Можно прекрасно изучать объект в течение многих лет, не привлекая к  наблюдению научного интереса. Чтобы  объект имел для ребенка какую-то ценность, необходимо, чтобы ребенок
имел  некоторое представление о том, что он  наблюдает.  Пьер Клеман (Pierre Clément) говорит иначе, но все так же четко: « Наши глаза, которые являются продолжением мозга, не могут не видеть, что -  то, что они могут  интерпретировать на основе данных, уже сохраненных в памяти. Остальное даже  не воспринимается! Все  неразрывно связано с  интерпретацией увиденного».[3]

   Разработка коллективных мероприятий -  это    организация  детей, как образовательного сообщества, с чередующимися работами  в малых группах и всем вместе,  это группа, которая будет осознавать трудности,  думать, и это обеспечит более  эффективное обучение. Поскольку коллективная деятельность-это  развитие сотрудничества, взаимопомощи, взаимодополняемости, а не конкуренция.

  Существует множество различных видов коллективной  деятельности в детском саду.

  Первый вид деятельности - это эвристически  феноменальный, то есть
открытие нового для детей  явления. Нужно обязательно иметь  богатый материал для каждой группы  воспитанников, с тем,  чтобы обеспечить  как можно больше возможных “открытий”. Если не существует ничего, с чем можно действовать, они ничего не найдут.

 Второй вид деятельности  - это эвристически  изобретательский, т.е. каждая группа ставит небольшие конкретные проблемы, решает их, а затем презентуется  всей группе. Этот вид деятельности также требует богатого материала, свободу действий, движений  и слова детей.
Третий вид деятельности  - это эвристический анализ изменчивости. Этот тип
деятельность отличается от первых двух, но обязательно входит  в один из двух, т.к.  он не может быть первым по  времени. В общем, во время предыдущей операции,  дети  замечают  эффект изменчивости и объясняют его стороны на этапе отчетности, например, в выражении  смысла изменения. В любом случае этот вид деятельности состоит в изучении изменение качества, установление отношений между изменением одного фактора и его влияние на объект в целом.

  В коллективе    каждый старается участвовать в деятельности, внести свой вклад, никто не боится высказывать свои идеи и предположения: они знают, что то, что будет сказано, будет проанализировано, и всегда можно рассчитывать на помощь всей группы, это реальная поддержка.  Таким образом, на лицо полезность сотрудничества, солидарности, поддержки, которые развиваются в рамках коллективной деятельности.
  В коллективной деятельности создаются  интеллектуальные  связи, которые создают настроение и  создают ценности.

Однако  исследовательская  деятельность требует нового профессионального  отношения.
  Новая фигура воспитателя, новый вид профессионализма – это педагог, который не вмешивается, не предотвращает исследование детей и не требует постоянных ответов.

  Коллективная  деятельность  выступает в качестве основного средства для привлечения   всех детей в интеллектуальный труд моделирования и проблемных ситуаций.
 Благодаря коллективной деятельности, есть привлечение каждого ребенка  в различные подходы – это и  есть прогресс, т.е. она стимулирует каждого и не оставляет ребенка одного, которая позволяет охватить всех в интеллектуальном труде.  

  Таким образом, ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями  реальности. Ценность такой детской деятельности заключается в том, что наглядно обнаруживаются  скрытые от непосредственного наблюдения  стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, она способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста.

 К.А. Тимирязев отмечал: «… Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».[3]

И хочется закончить китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

        Литература.

1.BAUTIER, Élisabeth. Préface. Les chemins des savoirs en maternelle /ed. par Michèle LIBRATTI, Christine PASSERIEUX. Lyon : Chronique sociale, 2000.

2.ASTOLFI, Jean-Pierre. L’erreur un outil pour enseigner. Paris : E.S.F., 1997.

3. http://www.personbio.com/view_post.php?id_info=276 

(Дата обращения 04.04.2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ТСО обучения в экологическом образовании детей.

Технические средства обучения - это устройства, которые помогают педагогу объяснять более широко новый  материал, обеспечивая ребенка наглядной информацией.Доказано, что наиболее в...

роль тсо обучения в экологическом образовании детей

роль тсо обучения в экологическом образовании детей...

Роль художественного слова в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. И важно начинать п...

Роль коллективной деятельности в естественнонаучном образовании в детских садах Франции.

В данной статье используется перевод диссертационного исследования madame  Ledrapier  Catherine, где четко показана   необходимость начала естественнонаучного образования в дошколь...

РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...