Роль коллективной деятельности в естественнонаучном образовании в детских садах Франции.
статья по окружающему миру

Сергеева Светлана Васильевна

В данной статье используется перевод диссертационного исследования madame  Ledrapier  Catherine, где четко показана   необходимость начала естественнонаучного образования в дошкольном возрасте. В статье приводятся классификация  видов  коллективной деятельности в естественнонаучном образовании в детском саду, роль педагога при детском экспериментировании, на примере детских садов Франции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvenno_-_nauchnoe_obrazovanie_v_sadah_frantsii.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Роль коллективной деятельности  в естественнонаучном образовании в детских садах Франции.

Сергеева С.В.

Воспитатель

ГБОУ»Школа№2051»

Г.Москва

 В данной статье используется перевод диссертационного исследования madame  Ledrapier  Catherine, где четко показана   необходимость начала естественнонаучного образования в дошкольном возрасте. В статье приводятся классификация  видов  коллективной деятельности в естественнонаучном образовании в детском саду, роль педагога при детском экспериментировании, на примере детских садов Франции.

Ключевые слова: естественнонаучное образование, коллективная деятельность и ее виды, экспериментирование, исследование.

   Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.                               

  Государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

   Проблемами естественнонаучного образования в разное время занимались ученые: ТА. Агекян, В.А. Амбарцумян, В.И. Вернадский, Б.А.Воронцов-Вельяминов, Л.Э. Гуревич, А.А Гурштейн, М.М. Дагаев, А.И.Еремеева, И.А. Климишин, А.Д. Марленский, И.Д. Новиков и др.

    Большой вклад в формирование естественнонаучных представлений в современных образовательных системах внесли О.И. Донина,

Ф.Ю. Зигель, В.Н. Комаров, Б.В. Кухаркин, Е.П. Левитан, Е.А. Паладянц, Ф. Хойл, С.Хокинг и др.

  Одна из западных стран, которая привлекает внимание в плане  естественнонаучного образования - это Франция. Вообще французская система образования легла в основу системы дошкольного воспитания в Канаде и некоторых стран Европы (Швейцарии, Нидерландах и др.).  Именно Франция выступила в 1948 году  с идеей создания  Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР). [1]

  В детских садах во Франции естественнонаучное образование строится на коллективной деятельности, реализации коллективных проектов.

  Участие  в реализации коллективных проектов - это часть образовательной программы, продвигающей  ценности и положения педагогики. Первая детская   деятельность в естественнонаучном образовании - это участие в исследовании, в присвоении знаний. Стоит ли  ограничивать  простую любознательность и желание открытия? - Нет.  Таким образом, начиная с раннего обучения, можно получить более глубокие знания о культуре, технике.  И  в детском саду  образование  должно не только держаться в реестре ознакомления, необходимо ввести и эмпирический компонент,  для большего  интеллектуального развития.
    Как говорит  Элизабет Ботер  (Élisabeth Bautier): « В детском саду надо начинать  исследовать».[2]
     Развитие системы  дошкольного образования во Франции шло долгим и тернистым путем. Первые попытки в области образования детей этого возраста  не были ориентированы на «уважение к развитию ребенка, его потребность в игре и движении», а были ориентированы на послушание, уважение религиозных канонов. С 1881 года отменяют религиозное образование в пользу нравственного образования, и ставят перед дошкольным образованием  цель воспитания и образования.

 После второй  мировой  войны, школа и детский сад испытывают  новое явление: переход от модели  “продуктивной” к  модели   “выразительной, основанной на свободном  развитие ребенка.

  Проведенные исследования  показали важность дошкольного образования для успеха в школе, а затем и в  профессиональной деятельности. Начиная с 1960-х взгляд общества на ребенка  глубоко изменился: ребенок становится человеком,  психологические знания  доказывают  “все развивается и играется  до шести лет”. Остановимся подробнее на структуре естественнонаучного образования в детском саду во Франции.

    В  начальной школе акцент делается на знания, которые ребенок должен приобрести еще в детском саду.  Детский сад является  «гнездом  образования и обучения в школе». Последние программы четко  утверждают, что  « …детский сад-школа - это важно». Школа важно, потому что то, что может быть сделано в этом возрасте является ключевой основой для дальнейшего развития. Роль  посещения  детского  сада – это   успех  в школе. Вопрос о том, что положить за “естественнонаучное образование”, за его фундамент, можно ли внедрять научное образование, так как дети в этом возрасте и так получат минимум необходимых интеллектуальных  способностей? Такое образование не преждевременно?
 Существует несколько элементов для оправдания научного образования в детском саду:  не нужно ребенка  учить делать все в одиночку, ребенок будет узнавать, делая  что- то новое  в сотрудничестве с  педагогом и сверстниками. Это возможность,  в сотрудничестве с кем  то,  подняться на уровень выше в интеллектуальном развитии. То, что ребенок умеет делать с кем то – это ключ к динамике его развития.

   Существующие требования, установленные « школа - детский сад»,  ориентированы на свободное развитие ребенка,  ускорение
обучения, необходимости  учиться, и стремиться к развитию способностей детей. Эти “руководящие принципы для детского сада” представляют четыре направления деятельности: физической активности, деятельности коммуникации и самовыражения в устной и письменной формах, художественная деятельность и эстетическое развитие, и, наконец,
научно-техническая деятельность.  В научно- техническом образовании в детском саду  нет ни списка понятий  или набора  знания, которые детям необходимо приобрести, тем не менее, есть цели, для достижения которых,
хорошо определены, “научно-технические мероприятия”. Например: « цель всегда ставить и решать проблемы » и «  педагог вмешивается, чтобы помочь отразить или задать проблемы », и еще: « ребенок разворачивает, обнаруживает и организует отношения, которые таят объекты, отслеживает  их свойства  и устанавливает классификации. »   Первая цель для детских садов Франции: « Учить маленьких детей жить вместе».
 Затем приходят другие четыре направления деятельности:
“Научиться говорить и строить свой язык, приобщаться к миру, писать”; затем “Действовать в мире”, т. е. физической деятельности; а затем “Открыть мир”; наконец, “Представить себе, чувствовать себя ”, т.е. очень важна роль действия  в течение обучения в детском  саду  для каждой из этих областей, т.е.  « действие является важным элементом развития ребенка », он исследует, он манипулирует, все это использует  в игре.

  Но  насколько термин “экспериментировать» подходит для детей дошкольного возраста?  

 Детский сад   являются излюбленным местом ознакомительной практики маленьких  детей  с объектами, явлениями, процессами, ролями. Но  ребенок не просто манипулирует   « объектами  науки » или
« техническими  объектами »; это приводит к более подробным  знаниям и деятельности. Потому что « науки и технологии», это также доступ к
строительству, способствующему накоплению объективных  знаний, и поэтому наука  может и должна рассматриваться с самого раннего возраста.
 Явления, свойства, объекты  не зависят от воли того, кто их производит, или наблюдает. Немедленно, после наблюдения или эксперимента, педагог должен « оформить переход из личного опыта » через слово, т.е. педагог должен развивать речь детей.  В  целом, естественнонаучное образование – это  организованный и повторяемый процесс, который будет определять научные задачи  на  различных занятиях, и даже больше, так как это
позволяет « педагогам лучше уточнить цели научного  образования».

  На самом деле, практические занятия – часть великой эпохи,  “выразительная модель ” для детского сада.

  Организация практического занятия  рассматривается как  группой, так и  индивидуально. В индивидуальных практических занятиях педагог переходит  от одного воспитанника к другому, комментирует его деятельность и исправляет, если есть, ошибки. При таком виде занятий у детей очень быстро складываются отношения с взрослым, и коллектив становится индивидуально скрытым, так как коллектив не имеет реальной функции, каждый воспитанник остается в ожидании проверки педагогом.

  Научная  деятельность  никогда не может быть пунктуальной. Для маленьких детей, основное внимание будет уделяться взглядам  и подходам»:

1 . Наблюдение и  выявление  проблемы.
2 . Поиск возможных решений .
3 . Опыт .
4 .Результат .
5 .Вывод .
6 .Оценка.

  Роль  педагога  с педагогической точки зрения будет лежать в формулировке проблемы детям, привлечению  их к ее решению.

    Однако существует вопрос: «  Научное  образование,  может  внести свой вклад в интеллектуальное развитие ребенка »?  На самом деле,  деятельность научного характера может   содействовать интеллектуальному  развитию детей дошкольного возраста, т.к. каждый раз, когда  ребенок реализует новый проект или реализует новое действие, он расширяет свои возможности, учится  взаимодействовать оптимально со своим  окружением. Интерес ребенка не “экспериментировать”, чтобы узнать, законы, но  действовать, чтобы достичь нужного эффекта. « В тех ситуациях, которые ему будут предложены, ребенок будет действовать, искать, производить действия, а затем ребенок разрабатывает новые проекты, ставит  новые проблемы, создает новые способы действий, таким образом, строит  новые знания ».
   Научная деятельность-это не просто наблюдение, накопление экспериментальных данных. Можно прекрасно изучать объект в течение многих лет, не привлекая к  наблюдению научного интереса. Чтобы  объект имел для ребенка какую-то ценность, необходимо, чтобы ребенок
имел  некоторое представление о том, что он  наблюдает.  Пьер Клеман (Pierre Clément) говорит иначе, но все так же четко: « Наши глаза, которые являются продолжением мозга, не могут не видеть, что -  то, что они могут  интерпретировать на основе данных, уже сохраненных в памяти. Остальное даже  не воспринимается! Все  неразрывно связано с  интерпретацией увиденного».[3]

 « Знание всегда является решением проблемы » и  имеет смысл только в отношение к проблеме, которая его родила, т.е. « научные  знания стоят того, что стоят вопросы, от которых они исходят ».[3]

  В начальной школе, ребенок особенно любопытен в материальном мире и имеет значительные потенциальные возможности, которые помогают ему  строить новые знания о мире. Как позволить ему лучше использовать его возможности?  G. Charpak говорит, что, когда начинается научное  обучение в колледже, это, как правило, слишком поздно: « большинство подростков не заинтересованы  в познании   человеческого  мира, мира природного. Для многих дверь закрылась еще  в детстве.»  [4] Анализ этого положения вещей показывает, что если  любопытство  у детей  и гаснет, то  это вина преподавателей, которые не имеют достаточно практикуемых  научных мероприятий для поддержания « этого  любопытства, этой жадности увидеть, потрогать».

 Разработка коллективных мероприятий -  это  важное  условие, чтобы учиться. Это не дать  задачу  для всех, это организовать  деятельность  вместе.  Организовать детей, как образовательное сообщество, с чередующимися работами  в малых группах и всем вместе,  это группа, которая будет осознавать трудности,  думать, и это обеспечит более  эффективное обучение. Поскольку коллективная деятельность-это  развитие сотрудничества, взаимопомощи, взаимодополняемости, а не конкуренция.

  Существует множество различных видов коллективной  деятельности, в зависимости от выбора,  какие факты мы имеем, чтобы охарактеризовать научное образование в детском саду.

  Первый вид деятельности - это эвристически  феноменальный, то есть
открытие нового для детей  явления. Нужно обязательно иметь  богатый материал для каждой группы  учащихся, с тем,  чтобы обеспечить  как можно больше возможных “открытий”. Если не существует ничего, с чем можно действовать, они ничего не найдут. Необходимо обеспечить ситуации свободы действий, движения, и речи учащихся.

 Во-вторых, необходимо рассчитывать на динамику исследования собственно детьми, это – «педагогика доверия» и  есть три заповеди, которые необходимо соблюдать в рамках этих мероприятий:
- есть соответствующее оборудование, и оно всегда  в изобилии,
- есть  работа,   сосредоточенная  в двух направлениях, чтобы делать открытия, и понимать,
- есть роль учителя на этапе исследований учащихся, в основном,
наблюдатель, и анализатор работы учащихся, для того, чтобы понять и направить для дальнейшего обсуждения.

Второй вид деятельности  - это эвристически  изобретательский, т.е. каждая группа ставит небольшие конкретные проблемы, решает их, а затем презентуется  всему классу. Этот вид деятельности также требует богатого материала, свободу действий, движений  и слова детей.
Третий вид деятельности  - это эвристический анализ изменчивости. Этот тип
деятельность отличается от первых двух, но обязательно входит  в один из двух, т.к.  он не может быть первым по  времени. В общем, во время предыдущей операции,  дети  замечают  эффект изменчивости и объясняют его стороны на этапе отчетности, например, в выражении  смысла изменения. В любом случае этот вид деятельности состоит в изучении изменение качества, установление отношений между изменением одного фактора и его влияние на объект в целом.

  В коллективе    каждый старается участвовать в деятельности, внести свой вклад, никто не боится высказывать свои идеи и предположения: они знают, что то, что будет сказано, будет проанализировано, и всегда можно рассчитывать на помощь всего класса, это реальная поддержка.  Таким образом, на лицо полезность сотрудничества, солидарности, поддержки, которые развиваются в рамках коллективной деятельности.
  В коллективной деятельности создаются  интеллектуальные  связи, которые создают настроение и  создают ценности.

Однако  исследовательская  деятельность требует нового профессионального  отношения.
  Новая фигура учителя, новый вид профессионализма – это педагог, который не вмешивается, не предотвращает исследование детей и не требует постоянных ответов.

  Коллективная  деятельность  выступает в качестве основного средства для привлечения   всех детей в интеллектуальный труд моделирования и проблемных ситуаций. Навыки у детей не развиваются спонтанно, и исследовательская деятельность будет  проходить труднее, чем позже дети начнут ею заниматься, т.е.  если эту деятельность не осуществлять, начиная с детского сада.

 Благодаря коллективной деятельности, есть привлечение каждого ребенка  в различные подходы – это и  есть прогресс, т.е. она стимулирует каждого и не оставляет ребенка одного, которая позволяет охватить всех в интеллектуальном труде.  

  Таким образом, ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями  реальности. Ценность такой детской деятельности заключается в том, что наглядно обнаруживаются  скрытые от непосредственного наблюдения  стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, она способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста.

 К.А. Тимирязев отмечал: «… Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».[5]

И хочется закончить китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

        Литература.

  1. Микляева Н.В.   Современные системы дошкольного образования за рубежом. Лекционный курс. Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений. - М.: УЦ «Перспектива», 2011.-104с.

2.BAUTIER, Élisabeth. Préface. Les chemins des savoirs en maternelle /ed. par Michèle LIBRATTI, Christine PASSERIEUX. Lyon : Chronique sociale, 2000.

3.ASTOLFI, Jean-Pierre. L’erreur un outil pour enseigner. Paris : E.S.F., 1997.

4.CHARPACK, Georges. La main à la pâte – Les sciences à l’école primaire. Paris:Flammarion, 1996.

5. http://www.personbio.com/view_post.php?id_info=276 

(Дата обращения 04.04.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду через культурно – досуговую деятельность».

Педагогический проектЦель проекта: создать условия для формирования основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей через культурно-догусовую деятельность с привлечением родителей в...

Роль коллективной деятельности в экологическом образовании дошкольников.педагогический аспект.

В статье раскрывается роль коллективной деятельности в усвоении экологических знаний....

Конспект занятия коллективной трудовой деятельности в средней группе детского сада

Тема: "Уборка в игровой комнате"Вид: хозяйственно-бытовой труд.Цель: формировать у детей умение работать в коллективе, формирование элементарных трудовых действий путем вовлечения в практиче...

консультация для воспитателей "Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе детского сада"

В консультации раскрывается значение театрализованных игр в развитии дошкольника, их роль в коммуникативном, речевом, эстетическом и физическом развитии....

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду

МАСТЕР - КЛАСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....