«Возможности реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду через культурно – досуговую деятельность».
проект ( группа) на тему

Сандер Оксана Юрьевна

Педагогический проект

Цель проекта: создать условия для формирования основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей через культурно-догусовую деятельность с привлечением родителей в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx106.23 КБ

Предварительный просмотр:

http://thumbs.dreamstime.com/x/music-notes-border-multi-color-signs-illustration-32485743.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Ракета»

муниципального образования город - курорт Анапа

Педагогический проект

«Возможности реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

в детском саду через

культурно – досуговую деятельность».

г-к. Анапа

2016г.


Педагогический проект

«Возможности реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду через

культурно–досуговую деятельность»

Участники проекта: дети от 3 до 7 лет, родители, педагоги.

Вид проекта: творческий, познавательный

Продолжительность: долгосрочный, проект рассчитан на весь период пребывания ребенка в детском саду (с младшей группы и до выпуска в школу)

Автор-разработчик: музыкальный руководитель первой квалификационной категории Сандер Оксана Юрьевна

1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта

1.1 Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта:

Федеральный государственный образовательный стандарт – это стандарт качества дошкольного образования. По словам А. Г Асмолова (российский психолог, политик и учёный)  «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства. Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в программу включён раздел «Культурно–досуговая деятельность», посвящённый особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно–досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (активный и пассивный), эмоциональное благополучие.

Праздники календарного круга вливаются в целостный образовательный процесс, куда включаются педагоги, дети, родители, как участники праздничного действа и подготовки к нему. В общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками развиваются социально–коммуникативные качества, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, формируется уважительное отношение к семье, коллективу, к родине, позитивные установки в различных видах деятельности, труда и творчества. Важно, что дети через праздники календарного круга проживают традиционный духовный мир и через них формируются нравственные принципы и ориентиры, которые будут сопровождать их в жизни.

Проведение праздников помогает детям и взрослым в восстановлении традиционных отношений в семье. Участие детей и родителей в таких мероприятиях приводит к большему взаимопониманию и общению в семье. Ведь родители, которых дети приглашают в качестве зрителей, видят достижения своего ребенка и вместе с ним радуются успехам. Но праздники в детском саду – это торжество не только для детей, родители тоже принимают в них непосредственное участие. И, как показывает практика, родители с удовольствием участвуют в играх, танцах, соревнованиях, играют на музыкальных инструментах и с не менее веселым настроением исполняют роли на утренниках, что придаёт особую теплоту и непосредственность празднику. А главное, что они приносят домой положительный заряд эмоций. Ведь дома они вместе могут обсудить прошедший праздник, похвалить друг друга.

Эта современная форма сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующая стандарт дошкольного образования, помогает мне установить позитивную и эмоциональную атмосферу. Родители становятся более открытыми для общения, что в дальнейшем, помогает мне гораздо проще налаживать с ними контакты, и совместными усилиями готовиться к предстоящему празднику.

2.1 Проблема данного проекта

В настоящее время, когда одним из требований ФГОС ДО является интеграция образовательных областей, и вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро, то я не могу обойти эту проблему стороной. И для реализации поставленных целей, стараюсь привлечь как можно больше сотрудников нашего дружного коллектива: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, повара, и, конечно же, ни одно мероприятие в нашем саду не проходит без помощи старшего воспитателя и заведующего детского сада.

Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Н.А.Ветлугиной, А.Н. Зиминой, О.П. Радыновой и др.

Для того чтобы избежать возникновения возможных противоречий в коллективе, я провожу консультации и тренинги для воспитателей и осуществляю личностно-профессиональное саморазвитие, а также стараюсь учитывать особенности характера каждого воспитателя.

Моя основная задача, приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому. Успех в данной работе может быть, достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка, поэтому разрабатывая культурно–досуговую деятельность, я стараюсь исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, а, следовательно, в моей работе необходимы: оригинальность, востребованность,  интерактивность.

2. Концепция

2.1 Цель и задачи проекта

Цель проекта: создать условия для формирования основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей через культурно-догусовую деятельность с привлечением родителей в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

-приобщать к музыкальному искусству детей и родителей.

- повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности;

- обогащать словарный запас и активизировать речь детей.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;

- обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Воспитательные задачи:

- раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;

- способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями.

2.2 Ожидаемые результаты проекта:

- повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;

- повышение качества музыкального образования детей;

- взаимодействие всех участников педагогического процесса выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи;

- повышение детской самооценки, формирование самостоятельности и инициативы;

- развитие  творческого  потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;

- сближение родителей со своими детьми, привитие любви и уважения к членам семьи;

- повышение личного авторитета педагога.

3 Стратегия и тактика проектных действий

Праздники в детском саду – это неотъемлемая часть педагогического процесса. А хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию.

Первый этап предвещающего праздника – это составление сценария, к которому я подхожу с особой ответственностью. Все сценарии утренников, развлечений и досугов я составляю с учетом образовательных потребностей разных категорий детей. Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс я формирую из различных современных программных сборников. Конечно же, составляя сценарии, я ставлю цели и задачи, которые помогают раскрыться каждому ребенку.

Основные цели культурно –досуговой деятельности:

в младшей группе (от 3-4 лет):

- обеспечить каждому ребенку отдых (активный и пассивный), эмоциональное благополучие;

- вызвать интерес, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения;

- приобщить детей к праздничной культуре.

в средней группе (от 4 до 5 лет):

- создать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений;

- приобщить к художественной культуре;

- осуществить патриотическое и нравственное воспитание;

- сформировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, стране.

в старшей группе (от 5-6 лет):

- создать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, а также использование знаний и умений для проведения досуга;

- вызвать эмоционально положительное отношение к праздникам;

- воспитать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками;

- развить художественные наклонности в пении, музицировании.

В подготовительной группе (от 6-7лет):

- формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми;

- развить творческие способности, любознательность, память, воображение;

- расширить представления об искусстве, традициях и обычаях народов России;

- расширить представления детей о международных и государственных праздниках;

- совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и познавательную деятельность.

Для того, чтобы поставленные цели и задачи были реализованы, составляя сценарий я использую все образовательные области, так как:

«Социально-коммуникативное развитие» 

- формирует представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;

- развивает навыки игровой деятельности;

- формирует гендерную, семейную, гражданскую принадлежности, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- развивает свободное общение о музыке с взрослыми и сверстниками;

- формирует основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

«Познавательное развитие»

- расширяет музыкальный кругозор детей;

- формирует целостную картину мира средствами музыкального искусства, творчества.

«Речевое развитие»

- развивает устную речь в ходе высказываний детьми своих впечатлений;  

- обогащает «образный словарь».

«Художественно-эстетическое развитие»

- развивает детское творчество;

- приобщает к различным видам искусства;

- закрепляет результаты восприятия музыки;

- формирует интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

«Физическое развитие»

- развивает физические качества в ходе музыкально - ритмической деятельности;

- сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье детей;

- формирует представление о здоровом образе жизни, релаксации.

Проводя праздник со своими воспитанниками в нашем детском саду, я ставлю перед собой главную задачу – доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения. Прежде чем написать сценарий, я продумываю идею (главный вывод праздника), которая будет в основе. Поэтому на тренингах с воспитателями, я всегда делаю акцент на том, что к утреннику нужно подойти со всей ответственностью, ведь следует учесть, что написанный мной сценарий и воплощенный сценарий воспитателями – это два разных сценария. Так как можно хорошо воплотить самый слабый, и не раскрыть самый интересный. Поэтому для успешного результата я стараюсь продумать все организационно-технические моменты.

Итак, когда сценарий составлен, я плавно перехожу ко второму этапу. То есть подготовки к технически – материальному обеспечению (подготовка костюмов для детей и взрослых, атрибутов для игр, танцев и сценок, подготовка музыкального зала, в нашем случае это группа младшего возраста). Именно на этом этапе активное участие принимают все участники предстоящего праздника. Например, дети и воспитатели готовят элементы для украшения группы (снежинки, осенние листья, рисуют картинки для выставок), родители и дети готовят костюмы или элементы костюмов для выступления. Конечно же, в нашем современном мире, родителям очень трудно найти немного свободного времени для своих малышей, поэтому наши педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества, привлекая их, например, к совместной подготовке к празднику. Впоследствии чего, родители сами начинают проявлять инициативу, в разработке эскизов и изготовлении костюмов, принося в детский сад великолепные тематические поделки, которые они делают дома вместе со своим ребёнком. Что, в свою очередь, вызывает огромное количество положительных эмоций у ребёнка. Совместные поделки родителей и детей мы используем в качестве украшения помещения на праздниках, создавая тематические выставки на окнах нашего детского сада, в холлах учреждения.

Так как, важным фактором эстетического воспитания является правильное, красочное оформление помещения, весь наш педагогический коллектив принимает в этом непосредственное участие. Вместе с заведующим детским садом и старшим воспитателем мы составляем эскиз будущего праздничного оформления, затем на педагогическом совете обсуждаем с педагогами план реализации задуманного. Ведь главная задача создать праздничную атмосферу, и немало важно донести до ребенка основную идею праздника. Например, на праздник осени мы создаем атмосферу осеннего леса, на Новый год стараемся создать «Новогоднюю сказку».

Итак, когда все готово и дата мероприятия известна, мы подходим к третьему этапу – это проведение мероприятий (праздников, развлечений и досугов).

Четвертый этап (заключительный) - это подведение итогов. По окончании праздника на педагогическом совете мы анализируем прошедшее мероприятие. Я обязательно хвалю артистов, даже если не всё задуманное получилось, высказываю дружелюбное к ним отношение, и стараюсь очень тактично указать на недостатки (если они есть). Обсуждаем поведение детей и родителей после праздника: рассказывают ли дети друг другу о прошедшем мероприятие, поют ли песни, танцуют ли танцы, которые исполнялись на празднике, играют ли в игры. Очень важно мнение родителей о проведенном мероприятии для дальнейшего анализа и соответствующих выводов. Ведь мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость.

4. Ресурсная база проекта

Для того, чтобы не отставать от современного мира и от современной системы образования, в своей работе я использую информационные источники, содержащие графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленные на реализацию целей и задач современного образования.

В последнее время информационные технологии активно становятся необходимым и важным средством обучения детей. Учитывая современные требования по организации учебно-воспитательного процесса, связанные с ростом научно-технического прогресса в сфере информационных технологий, я использую такие технические средства, как мультимедийное оборудование и компьютер, которые обогащают и расширяют представления и знания детей, а мне облегчают поиск новых нетрадиционных форм и методов. С помощью ИКТ я получаю информацию о новых тенденциях в вопросах педагогики. Также я могу принимать участие в работе сетевых профессиональных сообществ для обмена опытом. Через поисковые системы сети Интернет у меня есть возможность найти фотографии, иллюстрации, звуковое оформление (голоса животных и птиц, звуки природы) необходимые для проведения праздника,

С помощью программ Microsoft Office PowerPoint, Windows Media, Windows Movie Maker, Movavi Video Editor я разрабатываю мультимедийные пособия, презентации. В программе Мicrosoft office word составляю и разрабатываю методические рекомендации, информационные буклеты, памятки для родителей и педагогов.

В социальной сети работников образования nsportal.ru мной был создан свой персональный сайт для распространения собственного педагогического опыта (web–адрес сайта: http://nsportal.ru//sander-oksana-yurevna).

5. Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями

Информационно – аналитические:

- анкетирование

Наглядно – информационные:

- стенды

- альбомы

- папки-передвижки

- фото – выставки;

Познавательные:

- родительские собрания

- индивидуальные беседы

- круглые столы

- совместное создание развивающей среды

Досуговые:

- совместные праздники и развлечения

- дни здоровья

- выставки

- творческие конкурсы

- совместные проекты

6. Литература:

 - О.П.Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили-учебное пособие «Музыкальное воспитание дошкольников»;

- О.П.Радынова учебное пособие «Музыкальное развитие детей»;

- Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» учебник для учащихся педагогических училищ;

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

6.1 Электронные ресурсы:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/22/formy-vzaimodeystviya-detskogo-sada-s-roditelyami

https://edu.tatar.ru/almet/dou39/zol-petushok/page1831464.htm

http://www.maam.ru/stati/pedagogika-i-obrazovanie/kulurno-dosugovaja-dejatelnost-v-detskom-sadu.html


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

 В. А. Сухомлинский

Реализация проекта началась в 2014г. Для эффективной реализации, для достижения положительных результатов я занимаюсь самообразованием, посещая вебинары и семинары, прохожу курсы повышения квалификации, делюсь педагогическим опытом на методических объединениях.

У меня имеются награды:

- грамота за второе место в муниципальном конкурсе «Огонь-опасная игра», посвященная 365-й годовщине создания пожарной охраны России (2014г.);

- грамота за творческий подход в организации и проведении мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (2014г.).

-грамота победителя муниципального конкурса «Новогодняя сказка» (2016г.)

Благодаря совместной работы всего нашего коллектива, наш детский сад имеет:

- грамоты за участие в муниципальном фестивале «Музыкальная палитра» (2014г, 2015г.), в которой принимали участие педагоги, родители и воспитанники нашего детского сада;

- грамоты победителей в муниципальном конкурсе «Новогодняя сказка» в номинациях: «Новогодний зал чудес», «Новогодняя красавица», «Мастерская Деда Мороза» «Арт-фото» (2015г.),

- диплом Лауреата Всероссийского конкурса издательства «Творческий центр Сфера» «Великой победе посвящается» в номинации  «лучшее мероприятие, посвященное 70 летию ВОВ» (2015г.),

- победители всероссийского конкурса детей, педагогов, воспитателей и родителей «Талантоха» (2015г.)

- лауреаты муниципального конкурса «Законы дорог».

А также мы принимаем участие в организация социально-значимых акциях:

- «Автокресло-детям!» в рамках проведения ежегодного месячника безопасности дорожного движения,

- «подарок ветерану», «Сирень Победы» (к 9 мая) (2015г.)

- в экологической акции «Поможем птицам перезимовать» (совместно с заповедником Утриш).

Проводим мероприятия с неорганизованными группами во дворах жилых домов, возле нашего детского сада (справка-подтверждение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...