Роль наблюдения в интеллектуальном развитии дошкольника
консультация по окружающему миру на тему

ОСИПОВА ВЕРОНИКА ВЛАДИМИРОВНА

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации: Сборник научно-методических статей. Выпуск 4. Часть 2. Орел, 2011.

«Роль наблюдения в интеллектуальном развитии дошкольника»

 «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»

                                             А. Н. Толстой        

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому необходима такая организация познавательной деятельности, где воспитание познавательных интересов дошкольников осуществляется через наблюдение и труд в природе. Интерес к познанию по мере его развития становится мотивом умственной деятельности. Ребенок начинает искать ответы. Причем надо сделать так, чтобы открытия он совершал самостоятельно. Тогда и знания будут крепче, да и чувство радости («Я сам!») подтолкнет его к дальнейшим наблюдениям.

Наблюдение играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка.

Систематические и последовательные наблюдения развивают речь, память, мышление, воображение и способствуют интеллектуальному развитию ребенка.

Исходя из опыта, мы убедились, что природа играет особую роль в развитии логического мышления и связной речи. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, мы обогащали его душу полными, яркими образами природы. Умение наблюдать рождало привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Дети учились рассуждать, рассказывать и описывать.

Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, иней, метель, гроза), дети постигали их, задавали вопросы и постепенно подходили к их пониманию. Могли объяснить почему, например, появляется иней. Это и создавало благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

        Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе мы  использовали художественное слово, загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что позволяло расширить представления детей, развить их наблюдательность.

В работе с детьми для закрепления образа наблюдаемого явления мы использовали такой прием, как  раскрашивание черно – белых рисунков – по памяти или с натуры. При этом целесообразно требовали, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу.

В процессе наблюдений применяли такой прием, как имитация ребенком движений, звуков, предметов и явлений природы (как грохочет гром, барабанит дождь, скрепит снег, как падают листья). Попытка таких имитаций заставляла детей внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет или явление, улавливать такие тонкости.

        Эффективность наблюдений значительно повышалось, если дети фиксировали свои результаты, в «дневнике наблюдений», и «календаре природы». Проводив повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы (дождь, снег, ветер), в разное время года, мы  «подталкивали» детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания их связей. Каждое повторное наблюдение несло в себе элемент новизны, и от наблюдения к наблюдению усложнялось их содержание.

        Интересным приемом, заставляющий внимательно смотреть на предмет,  считаем  предложить детям самим исследовать объект и получить нужные результаты, т.е., «сделать открытие». Например, ранней весной озимая рожь, посеянная на грядках в начале осени,  под снегом остается зеленой – значит, снег как шуба согревает зеленые растения.

Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда мы не только фиксировали то, что дети услышали или увидели, а пытались помочь ребенку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Например, осенью дети наблюдали образование льда. Одновременно они наблюдали за температурой воздуха. Сопоставив эти два явления, мы помогали  детям установить причинно – следственную связь (от понижения температуры зависит толщина льда).

 Считаем ценным такой прием как, развития у детей способности сомневаться. Например: когда быстрее высохнет лужа в ветреную или безветренную погоду. Использовали  встречные вопросы на вопрос, задаваемый ребенком (получалась своеобразная мини-дискуссия). Часто в  работе с детьми применяли прием «заранее запланированная ошибка» — пусть дети заметят ошибку, поправят. И не когда не забывали о  шутке: она активизировала мысль, озадачивала детей (птицы улетают, потому что в магазине не продают для них одежды?). Неожиданные занимательные приемы побуждали их к размышлению. Эти приемы особенно нужны детям с недостаточной работоспособностью: они мобилизировали их внимание и волевые усилия.

В наблюдениях с целью развития интеллекта, мы учили детей не только,  наблюдать за состоянием погоды, но и предсказывать ее, уметь определять. Поэтому с детьми мы создали «Клуб юных синоптиков». Цель данной работы – через приобщение детей к сокровищнице народной культуры, народному опыту, знание народных примет, результаты собственных наблюдений по их проверке, повысить уровень не только интеллектуального, но и творческого потенциала ребенка (рифмовка и рисование примет).

В своем клубе мы учились  определять изменения погоды по поведению животных, реакции растений, некоторым локальным явлениям неживой природы. Учить детей определять погоду — значит учить их наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы.

 Свою работу мы начинали со знакомства с явлениями неживой природы — именно от них зависят изменения в жизни животных и растений. Наблюдения проводили в разное время суток (утром, днем, вечером) на прогулках, экскурсиях и даже из окна комнаты группы. Объектами наших наблюдений стали солнце, звезды, луна, заря, радуга, туман, иней, роса, пузыри в лужах во время дождя, ветер, тучи, дым из трубы. Дети самостоятельно и вместе с родителями наблюдали за объектами природы дома, по дороге в детский сад, в выходные дни на даче. Об увиденном, они рассказывали в детском саду, рассуждали о достоверности примет и вели календарь «Наблюдай и предсказывай».

Постепенно в работу мы включали и определение погоды по поведению живых организмов, растений (большое количество, ярко-красной зрелой рябины позволяет предположить, что осень будет сухая и поздняя; дружный отлет птиц и поздний листопад предупреждают о продолжительной зиме). Дети знакомились не только с особенностями реакций животных и растений на метеорологические факторы, но и с научным объяснением механизмов предчувствия изменения погоды. Температурное чувство живых организмов обеспечивает постоянно поддерживаемую оптимальную температуру тела животного. И если условия среды резко изменяются, то животное определенным образом реагирует на это. Так, за несколько часов до резкого похолодания вороны и галки начинают утеплять жилище, воробьи забираются под крыши. Подобные наблюдения доступны детям, вызывают интерес к природе, учат их «читать книгу природы.

Опираясь на  опыт работы Л. Левиной (журнал «Обруч», № 4, 2000 год) наблюдения и прогнозирования мы превращали в творческий процесс, который  заключался в рифмовке известных народных примет и изображении их в рисунках. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и запоминаются детьми, чаще используются в речи.  Перед этим мы проводили словарную работу по подбору слов, обозначающих движение, поведение животных и растений, отражающие действия живых объектов, значение которых указывает на приближение изменения погоды; подбирали описательные прилагательные. Вначале мы придумывали короткие фразы (дятел стучит – скоро дождик налетит, одуванчик цветок сожмет – скоро дождик пойдет, паук сеть плетет – солнышко жарко печет, дым кверху идет – сильный мороз всех ждет…), а с накоплением опыта стали придумывать четверостишия (низко ласточки летают – о дожде предупреждают, а летают высоко – значит, дождик далеко)

 Мы использовали таблицы-опоры, которые помогали найти рифму для приметы. Например:

Таблица № 1

Кто? Что?

Что делает?

Какая погода будет?

Одуванчик

Сжимается

Дождик начинается

Таблица № 2

Кто? Что?

Что делает?

Изменения в поведении людей

Лягушка

Крик подняла

Мама  зонт с собою взяла

С детьми мы выпустили журнал «Живые предсказатели»,  поместили в него детские рисунки, рассказы, рифмованные приметы, загадки, придуманные детьми о животных и растениях, предсказывающих погоду. Проводили дидактические игры, например «Кто, назовет больше признаков улучшения (ухудшения) погоды?»

Таким образом, мы убедились, что наблюдения в природе являются одним из средств интеллектуального развития личности. Своими необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у ребенка удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей. Наблюдения за природой — это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.

В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются  значимость, цели, условия проведе...

«Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников»

Консультация для родителей о роли сказки в воспитательном процессе: как правильно рассказать сказку, чтобы добиться нужного результата; какую выбрать сказку....

Роль фольклора в интеллектуальном развитии дошкольников

Данная статья раскрывает роль фольклора в развитияиречи дошкольников. Сказки, поговорки ,загадки  легко запоминаются детьми. Читая их , дети различают добро и зло, любовь к труду и лень и т.д....

МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Актуальность.             Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возра...

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности....