Опытническая деятельность в лаборатории «Юный исследователь»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Аджиева Рауза Даировна

Предварительный просмотр:

Экспериментально - исследовательская деятельность

детей  дошкольного возраста в летний период

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы

- постановка и решение вопросов проблемного характера

- наблюдения

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)

- опыты

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

- подражание голосам и звукам природы

- использование художественного слова

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации

- трудовые поручения, действия

Оборудование для исследовательской деятельности

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7.  Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.

10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

   Материал, подлежащий исследованию

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

3.  Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

Опытническая деятельность в лаборатории «Юный исследователь»

Природные объекты исследования.

Цель исследования.

Формы организации исследования.

Вода:

Цели и задачи исследования:

1. Расширять  представления детей о свойствах воды.

2. Развивать у детей умение использовать различные способы познавательной деятельности.

3. Учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты

Тема: «Круговорот воды в природе»

Опыт 1. Куда уходит вода.

Воронка, песок, глина, почва, вода.

Вывод: вода просочится в почву, песок.

Опыт 2. Путешествие капельки.

Свечка, ложечка с водой, стекло над ложкой.

Вода нагревается, превращается в пар и испаряется.

Вывод: вода в природе находится в постоянном движении: снизу- вверх, сверху- вниз(на земле она нагревается и, превращаясь в пар, поднимается вверх; высоко над землей она охлаждается, снова становится водой и возвращается на землю в виде осадков: дождя, града.

Проблемные вопросы

«Ходит капелька по кругу»

«Волшебная вода»

«Цветные капельки»

«Очистим воду»

«Брызгалки»

«Фонтанчики»

«Вода- зеркало»

«Мыльные пузыри»

«Разноцветные дорожки»                                                                                                «Веселые кораблики»

«Как растворить масло в воде»

«Куда исчезла вода»

Труд: полив растений

Ветер – воздух:

Цели и задачи исследования:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха.

2. Формировать знания о том, что воздух есть всюду: и в комнате, и на улице, и в воде, и в губке.

3. Учить способам обнаружения воздуха.

Тема:  «Обнаружение воздуха»

Опыт 1. С водой и соломинкой.

Дети дуют в воду через соломинку. Образуются пузырьки, которые всплывают и лопаются.

Вывод: пузырьки наполнены воздухом.

Опыт 2. Со стаканом и тазиком с водой.

В таз с водой перевернуть прозрачный стакан (прямо). Вода не заполняет стакан. Почему?

Вывод: воздух занимает все пространство в стакане, воде в него не попасть. Если наклонить стакан, воздух выходит и вода заполняет стакан.

Воздух прозрачный, невидимый, легкий и занимает свободное место.

Опыт 3. Поймай воздух.

Пакет скрутить со стороны отверстия. Пакет надулся, стал выпуклым.

Вывод: Воздух есть в мешочке, он раздул пакет.

Опыт 4. Воздух в игрушке.

Взять резиновую игрушку. Если игрушку сжать - она свистит, шумит.

Вывод: В игрушках есть воздух.

Проблемные вопросы

«Воздух занимает место»

«Тесная бутылка»

«Откуда ветер дует»

«Волшебная змейка»

«Перекати – поле»

Рисование предметов, в которых находится воздух.

Песок. Глина. Камни.

Цель исследования:

Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности и наблюдению увиденного.

Тема:  «Растворимость веществ»

Опыт (1 часть) Что произойдет с солью, сахаром, краской, песком, землей, глиной, если их растворить в воде.

Банка с песком, землей, глиной, сахаром, солью, красками; мерные стаканы, ложки, кувшины с водой, губка, фартуки, конверты с заданиями, карандаши.

Дети опытным путем проверяют, что получится с данными веществами и зарисовывают результаты своего опыта. Объяснение результатов, отметить, какие вещества растворились, а какие осели.

Вывод: Не все вещества растворяются в

воде.

Опыт (2 часть)

Оставить стаканчики с этими веществами на несколько дней. Посмотреть, какие изменения произошли с землей, глиной, песком, гуашью, сахарным песком.

Дальнейшая фиксация опыта. Рисунки детей.

Проблемные вопросы

«Из чего дом построен»

«Превращения камешков»

«Лепим из песка»

«Состав почвы»

«Что такое горы»

«Почему падает дерево»

«Вода камень точит»

Изготовление макета « Талнахские горы»

Ярмарка «Игрушки и посуда из глины»

Игры-эксперименты:

«Песчаные бури» (Что произойдет с песком, если дунуть в трубочку?)

«Норка для мышки» (Из чего нора крепче - из песка  или глины?)

«Помой сапожки» (От чего легче отмыть обувь – от глины или от песка?)

«Следы на песке» (Где остаются четкие следы – на влажном или на сухом песке?)

Оформление коллекции «Такие разные камни»

Явления неживой природы:

Цель наблюдений в природе:

Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Наблюдение за солнцем ( несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи).

Опыт 1.

Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.

Опыт 2.

Предложить позагорать, подставив по очереди ласковым лучам солнца лицо, руки.

Опыт 3. Солнце – свет.

Предложить разноцветные стеклышки, пофантазировать.

Наблюдение за небом, облаками ( за разным состоянием).

Игры:  «Угадай по оттенкам цвета природную стихию», «Пейзаж».

Предложить детям, используя мимику лица, передать состояние природы.

Ведение « Календаря погоды ».

Проблемные вопросы

«Куда плывут облака»

«Куда нас приведет компас»

«Догони тень»

«Солнечные зайчики»

«Радуга – дуга»

«Пусть всегда будет солнце»

«Измерим тень»

«Таинственные картинки»

Изготовление солнечных часов

Наблюдение за высотой стояния солнца(по солнечным часам)

Изготовление из бросового материала оборудования для метеостанции

Живая природа:

Цель наблюдений в природе:

Показать разнообразие и красоту живой природы, отметить ее пользу для человека и необходимость охраны природы.

Тема: «Мы - друзья леса»

Наблюдение за мхом ( на деревьях и на земле).

Отметить его цвет, структуру. Обратить внимание, что  на деревьях с одной стороны мха больше. По этому признаку определяют, где север, а где юг.

Наблюдение за водоемом.

Рассмотреть берег, обратить внимание на прозрачность воды. Вспомнить, кто живет в воде. Игра «Путешествие капельки».

Наблюдение за ягодами.

Показать ядовитые ягоды ( волчье лыко, вороний глаз), предупредить, что их нельзя срывать и тем более есть.

Найти или вспомнить ягоды, растущие на Севере ( черника, голубика, брусника и др.).

Наблюдение за птицами.

Попытаться увидеть птиц, послушать их пение с закрытыми глазами; напомнить о том, какую пользу приносят птицы.

Тихие игры.

«Найди ошибку»

Нужно найти ошибки в поведении детей- героев рассказа.

«Летний день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Дети поймали ежа и взяли его домой.

«Прятки»

Дети прячутся за деревьями. Правило - прятаться бесшумно, разговаривать тихо.

«Сороконожка»

Дети идут по тропинке с закрытыми глазами за ведущим, держась друг за друга. Ощутить запах природы.

Тема:  «Деревья, кустарники»

Наблюдение за карликовой березой.

Назвать признаки  березы. За правильный ответ – «подарок» от березы - фишка. Предложить подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу; сказать, почему березка нравится.

Игры и упражнения.

« Запахи природы »

Рассказать о каком-нибудь запахе.

« Что там далеко ? »

Всмотреться  вдаль, заметить мелкие детали, рассказать о них.

« Моя находка»

Предложить детям разойтись, найти что-нибудь и принести находки в определенное место. Найденное рассматривается. Предложить пофантазировать, на что похожи находки ( палочки, коряжки, шишки, листья, камешки).

Проблемные вопросы

«Почему зерно сеют в землю»

«Где спрятано семечко»

«Как растения воздух очищают»

«Зависимость растения от солнечного света»

«Растение теряет влагу»

«Живые часики» (цветочные часы)

«Кто живет в траве»

«Как растения дружат с ветром»

«Назови растения на клумбе»»

«Сколько лет дереву»

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание сломанных веточек)

Труд:

- составление букетов из живых цветов

- изготовление поделок из природного материала

- аппликация из природных материалов

Познавательное игровое занятие

«Чистый воздух и вода на Земле нужны всегда».

Цели:

- дать детям представление о планете Земля;

- расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха и воды.

Материалы:

Глобус, картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, дымовых труб. Загрязняющих атмосферу; кукла-поросенок.

Словарная работа: объяснение слова глобус.

Ход занятия:

Вводная беседа.

Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Знакомство с глобусом.

Воспитатель показывает глобус.

- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

- Кто знает, как называется эта модель? ( Глобус). Посмотрите на глобус. То, что вы обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья.

Весь наш земной шар окружен оболочкой из воздуха.

- Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? ( Чтобы жить, дышать.)

- Как вы думаете, зачем нужна вода? ( Чтобы жить, купаться, умываться.)

- Что вы думаете о солнце, какое оно? ( Яркое, горячее.)

- Зачем нам нужно солнце? ( Чтобы греть, светить.)

Сказка « Спор»

    Поспорили как то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы спор решить, решили спросить у кого-нибудь.

    Спросили у растений: « Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: « Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода: « Я самая важная!» « Но и без воздуха не проживешь!» - добавили растения. – Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух: « Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.

Встреча с Поросенком

Раздается стук. Появляется игровой персонаж – поросенок. Он грязный, плачет, кашляет.

- Ребята, кто это к нам пришел, такой грязный, такой несчастный? ( Ответы детей.)

- Как вы думаете, что с ним могло случиться? ( Ответы.)

Поросенок: Я шел к вам в гости мимо речки, солнышко пригрело, и я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Может вы знаете, что со мной случилось? ( Ответы.)

- Ой, я вспомнил! На берегу речки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая! ( Показывает картинку). Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся. И так мне стало плохо и неприятно.

Дети жалеют поросенка. Воспитатель предлагает ему умыться. Поросенок уходит.

Игра « Ручеек»

Пока поросенок умывается, дети играют в « Ручеек» - чистый и прозрачный.

Проблемный вопрос: « Откуда в кране вода?»

Дети рассаживаются. Возвращается поросенок. Воспитатель обращает внимание на его чистоту.

Поросенок: Ребята, какая чистая вода течет у вас из крана!

- А как вы думаете, откуда она там взялась? ( Ответы.)

-А еще воду берут из подземных озер. Там она особенно чистая, а если выходит на поверхность, образуется родник.

- А кто из вас пил воду из родника?

- А как говорят о чистой воде? ( Прозрачная, хрустальная.)

Поросенок: Мало чистой воды на  Земле, поэтому воду надо беречь.

- Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? ( Напрасно не лить воду, закрывать краны).

- Правильно, ребята. Как хорошо у вас, но мне уже пора домой. Спасибо, что разрешили мне умыться. До свидания.

Поросенок уходит.

 Итог занятия

Воспитатель говорит о госте, напоминает, как ему было плохо от грязной воды и воздуха.

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы с поросенком больше такого не случалось?       ( Ответы.)

- Надо охранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не жечь в кострах мусор.

Вода и Воздух – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных и растений.

                                                           

Тема: "Земля, воздух, вода, огонь"

Программное содержание:

Цели: Познакомить детей с элементами стихии: Земля, Воздух, Вода, Огонь.; продолжать учить выражать свои чувства и лучше понимать других при помощи выразительных движений - жестов, мимики, пантомимики.

Оборудование: целлофановый пакет, перетянутый резинкой; земля, глина, чернозем, песок; свеча на металлическом подносе; таз с водой.

Ход занятия

1.Беседа.

Ребята, можете ли вы сказать, что такое Земля? Опишите ее цвет, запах, свойства, состояние и т.д. Составьте рассказ о Земле. Как вы себе ее представляете?

( Аналогичный вопрос и про Воздухе, Воде, Огне.)

—  Ребята, подумайте и скажите, а есть ли в человеке что-то такое, похожее на эти явления природы. Может быть, это проявляется во внешности, или в действиях, поведении, или в качествах характера человека... Есть ли у нас то, что можно условно считать Землей? ( ответы детей)

Можно обсудить с детьми такие аналогии:

Земля - это как бы ноги, руки, кости, туловище;

Воздух - легкие, бронхи и другие органы дыхания;

Вода - кровь;

Огонь - радость, любовь (пламя любви).

2.Практическое восприятие стихий мира (зрительное, слуховое, обоняние, осязание, вкус)

Например:

а) в обычном целлофановом пакете, перетянутом резинкой, находится воздух;

б) землю можно представить: глина, чернозем, песок;

в) огонь: горение свечи или бумаги ( соблюдение техники противопожарной безопасности);

г) вода: таз с водой или другая емкость.

3.Дидактическая игра "Покажи жестом одно из природных явленийй".

Предложить детям придумать четыре разных жеста, которые будут напоминать землю, воздух и огонь.

Это можно сделать, комментируя такие фразы:

- Мы ходим по ... (земле).

- Мы пьем ... (воду)

- Бросить дрова в ... (огонь).

- В лесу чистый ... (воздух) и т.д.

Дети отвечают жестами. Игра проводится в музыкальном сопровождение.

Свойства земли.

Цель: учить детей составлять небольшие рассказы; развивать наблюдательность и любопытство; воспитывать любовь и уважение к земле.

Оборудование: на каждого ребенка бумажная тарелочка с комом земли, емкость с водой и стаканчик с песком, салфетка.

Ход занятия

1. Опытно - экспериментальная работа.

Воспитатель. Ребята у каждого из вас на бумажной тарелочке комок земли и палочка. Давайте посмотрим, из чего состоит земля, что находится в ней. Правильно, здесь можно заметить: корешки, камешки, перегной, различную живность. Например, жучки, червячки и т.д. Обратить внимание, что земля у всех немного отличается: по цвету, по составу, по запаху. Какая может быть земля?

   Возьмите воду и песок и попробуйте с их помощью изменить землю - это будет ваш личный опыт и результат.

Опыты с землей.

Дети делают выводы: земля жидкая, твердая, рассыпчатая, темная, светлая и т.д. (дети моют руки)

2. Практическая работа с землей (труд на участке). Землю они выносят на прогулку, высыпают ее в клумбу, под деревья, рыхлят, подпушают или же, по своему усмотрению, пересыпают в горшочек и сажают в него комнатные растения.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...

Познавательно-экспериментальная деятельность в старшей группе "Лаборатория юных исследователей"

Цель:- создать условия для сообщения новой информации, для показа опытов одарённым детям, -дать возможность одаренным детям взять на себя роль юных учёных и продемонстрировать свои достижения пер...

Познавательно-экспериментальная деятельность в старшей группе "Лаборатория юных исследователей"

Цель:- создать условия для сообщения новой информации, для показа опытов одарённым детям, -дать возможность одаренным детям взять на себя роль юных учёных и продемонстрировать свои достижения пер...

НОД "Познавательная лаборатория юных исследователей"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Познавательная лаборатория...

Лаборатория "Юные исследователи"

Опытно-экспериментальная деятельность.Показатьдетям,как быстро загораются предметы из разных материалов....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория юных исследователей"

Задачи данной презентации. Познакомить детей с понятием «лаборатория». Дать представления о назначении детской лаборатории, как вести себя во время эксперимента.  Уточнить у детей, кт...