Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 5-6 лет.«Наши помощники: глобус и карта» (Кружок "Юный эколог")
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кудрявцева Анжела Геннадьевна

Образовательные задачи:  Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс».  Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что  большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди.

Развивающие: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми..

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

Оборудование:  Интерактивный глобус, большой и маленький глобус, физическая карта Мира  и  физическая карта Российской Федерации.
 

Воспитатель:  Ребята, у каждого из нас есть место, где мы чувствуем себя комфортно и  в безопасности. Это наш дом. А в доме вы, где живете?

Дети: Мы живем в квартире.

Воспитатель: Удобно ли вам там жить?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок. Ваша квартира находится в подъезде, а подъезд, где? 

Дети: В доме.

Воспитатель: А дом?

Дети: Дом находится на улице.

Воспитатель: А улица?

Дети: Улица находится в городе.

Воспитатель: А, где находится город?

Дети: Город находится в стране.

Воспитатель: А страна?

Дети: Страна находится на Земле.

Воспитатель: Вот и получается, что Земля – наш общий дом. В нем есть все, что необходимо для жизни – вода, пища, свет и тепло. И все это надо беречь, любить и пользоваться с умом.

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о нашей планете - Земля? Какая она по форме и размеру?

Дети: Наша Земля большая, круглая

Воспитатель: Да наша планета круглая - это огромный - преогромный шар. А теперь я вам немного расскажу историю нашей планеты Земли.
Земля наша образовалась много миллионов лет назад. Вначале это была огненная смесь кипящих каменных пород и вредных газов. Но прошли миллионы лет, и Земля остыла; поверхность ее покрылась коркой. Раскаленную Землю покрывали плотные облака пара и газа. Когда температура понизилась, начались дожди, сотни лет шли дожди, и образовались моря. В течение первого миллиарда лет на Земле жизни не было. В это бурное время появлялись и исчезали горы. Море то покрывало сушу, то отступало. Климат на Земле становился теплее, и тогда стали появляться живые организмы. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве, и изображают ее в виде глобуса. А что такое глобус? 
Дети: Глобус - это модель нашего земного шара.
Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие, а еще есть интерактивные глобусы. Это такой глобус, который может вести с вами настоящий диалог. И хотя вы при этом молчите, ваше общение с глобусом происходит посредством специальной ручки-указки. Этой ручкой вы указываете место на глобусе, о котором хотите узнать, а глобус в ответ выдает информацию о выбранном вами месте.
Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Больше всего на глобусе синего цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?
Дети: Вода, моря, океаны.
Воспитатель: Давайте это проверим с помощью нашего интерактивного глобуса. Да, и чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море, или океан. Какие еще цвета есть на глобусе?
Дети: Зеленый, коричневый, желтый.
Воспитатель: Правильно суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни. Предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Лес, горы, море»
На словесный сигнал «лес», дети имитируют движения различных зверей; «горы» - движение орлов; «море» - движения морских животных. 

 


Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе.
- Самое холодное место на Земле - это южный полюс. На глобусе он размещается внизу, где проходит земная ось. Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе - самая верхняя точка глобуса. А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега? 
Дети: Потому что там мало солнца.
Воспитатель: Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь. Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.
Воспитатель: А как вы считаете, где на Земле всегда жарко?
- На середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия - экватор. Экватор - это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом.
Воспитатель: Если Землю представит в виде круга, то воды будет 2/3, остальное – суша.
Воспитатель: Представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус неудобно. Как же нам быть? Для этого люди придумали карту. Как вы думаете, кому нужна карта?
Дети: Путешественникам, военным, морякам, ученым.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже рассмотрим карту нашей планеты (воспитатель вывешивает карту мира). Карта – это тоже изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Давайте найдём на карте место, где находится наша страна. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Давайте найдем Россию и на глобусе. Глобус нам подтвердил, что мы правильно нашли нужное нам место расположения нашей страны. Россия – самая большая по площади, страна мира. 
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия? 
Дети: (Это реки).
Воспитатель: А какого цвета больше всего на карте России? 
Дети: Больше всего на карте Россия, зеленого цвета.
Воспитатель: Что означает этот цвет? 
Дети: Этот цвет означает много лесов, полей, лугов.
Воспитатель: Наша страна богата не только лесами, полями и лугами. Так же у нас много гор, которые обозначены коричневым цветом. Давайте внимательно посмотрим на наш умный глобус и найдем горы
(Несколько детей показывают горы на интерактивном глобусе)

Воспитатель: Дети посмотрите на эти маленькие белые точки. Таких точек на карте России очень много. Все они, означают города. Давайте найдем на карте столицу нашей страны. Как называется столица нашей Родины?
Дети: Столица нашей Родины – Москва.
Воспитатель: Давайте проверим это на интерактивном глобусе.
На глобусах и картах используют условные знаки. Города изображены в виде маленьких белых точек, реки – это тонкие синие линии, для гор используют коричневый цвет, для лесов – зеленый. Вспомните, какими условными знаками и цветом обозначаются моря, реки, горы, леса и города. Вам необходимо указать стрелками, где расположены моря, реки, горы, леса и города к части карты.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что такое карта, глобус – это наши помощники в путешествии. Давайте вспомним, о чем мы сегодня еще с вами говорили, и что нового узнали.
Дети: Сегодня мы узнали об экваторе, тропическом поясе, о том, как образовалась Земля, что большая часть Земли покрыта водой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

 Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

 Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому  целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Цели и задачи экологического кружка

  •  подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  •  воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  •  показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  • воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  • подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  • воспитание правильного поведения в природе.

 Тематический план кружка

 СЕНТЯБРЬ: «Я и природа».

1 тема: «Планета - Земля».
Цель: Рассказ беседа с детьми. Знакомство с картой и глобусом. Изготовление самодельного глобуса.

 2 тема: «Человек и природа».
Цель: Как человек охраняет природу.

 3 тема: «Значение природы в жизни человека».
Цель: Значение природы в жизни человека.

 4 тема: «Взаимосвязи».
Цель: Взаимодействие человека с природой.

ОКТЯБРЬ: «Лес».

 1 тема: «Живая и неживая природа».
Цель: Взаимосвязь живой и неживой природы.

 2 тема: «Лесные растения».
Цель: Деревья и кустарники нашего края

 3 тема: «Птицы нашего леса».
Цель: Какие птицы живут в наших лесах.

 4 тема: «Лес и человек».
Цель: Значение леса, как части природы.

 НОЯБРЬ: «Воздух».

1 тема: «Понятие воздуха».  
Цель: Значение воздуха в нашей жизни.

 2 тема: «Свойства воздуха».
Цель: Опыты с воздухом.

 3 тема: «Распространение семян».
Цель: Влияние воздуха на распространение семян в природе.

 4 тема: «Растения и чистота воздуха».
Цель: Роль растений в поддержании чистоты воздуха.

ДЕКАБРЬ: «Вода».

 1 тема: «Свойства воды, состояние воды».
Содержание: Занятие – экспериментирование. «Вода, снег, пар».

 2 тема: «Круговорот воды».
Содержание: Показать и рассказать детям о круговороте воды в природе.

 3 тема: «Вода в жизни растении и животных».
Содержание: Роль воды в жизни растении и животных.

 4 тема: «Использование воды человеком».
Содержание: Как человек использует воду.

ЯНВАРЬ: «Животные».

1 тема: «Разнообразие животных».
Содержание: животные нашего края, их разнообразие.

 2 тема: «Питание животных».
Содержание: Питание домашних животных и диких.

 3 тема: «Размножение».
Содержание: Как размножаются животные в природе.

4 тема: «Лесные обитатели».
Содержание: Обитатели наших лесов.

 ФЕВРАЛЬ: «Солнце».

1 тема: «День и ночь».
Содержание: Понятие сутки.

 2 тема: «Свет в жизни растении».
Содержание: Для чего нужен свет растениям.

 3 тема: «Свет в жизни животных».
Содержание: Как животные используют свет в своей жизни.

 4 тема: «Солнце в жизни человека».
Содержание: Для чего человеку солнце.

 МАРТ: «Почва. Камни, песок, глина».

1 тема: «Обитатели почвы».
Содержание: Кто обитает в почве.

 2 тема: «Песок».
Содержание: Свойства песка.

 3тема: «Глина».
Содержание: Свойства глины.

 4 тема: «Камни».
Содержание: Разнообразие камней в природе.

 

АПРЕЛЬ: «Растения».

 1 тема: «Виды растений».
Содержание: Разнообразие видов растений.

2 тема: «Части растения».
Содержание: Из каких частей состоит растение.

 3 тема: «Развитие растений».
Содержание: Как растение растет и развивается.

 4 тема: «Связь растений с насекомыми».
Содержание: Взаимосвязь растений и насекомых

 МАЙ : «Правила поведения в природе».

 1 тема: «Древние люди и природа».
Содержание: Кто населял нашу природу в древности.

 2 тема: «Вымершие животные».
Содержание: Отчего и почему вымерли животные.

 3 тема: «Красные книги».
Содержание: Составляем красную книгу.

 4 тема: «Закрепление полученных знаний».
Содержание: Что мы узнали. Диагностика.

 Планируемый результат:

  •  Расширение и уточнение знаний детей о природе и экологий.
  •  Организация экологических пространств в детском саду.
  •  Составление экологических «маршрутов в природу».

 Литература:

  •  С.Н. Николаева «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010.
  •  С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995.
  •  Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
  •  Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
  •  Н.А. Рыжова « Не просто сказки» — М. « Линка – пресс», 2002.
  •  С.А. Козлова « Мой мир» — М. « Линка – пресс», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема: « В лаборатории профессора Глобуса».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         детский сад № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга     Кон...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники – органы чувств"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему:"Наши умные помощники – органы чувств"...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме: «Наши помощники: глобус и карта»

Программные задачи:Образовательные: познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта». Дать детям элементарные представления о том, что сущест...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы « Ис – наша Родина».

Цель: воспитание у детей нравственно- патриотических чувств  в процессе знакомства с родным поселком....