Исследовательская работа "Хлеб - всему голова"
творческая работа учащихся по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Марамыгина Елена Александровна

Цель исследования: узнать, как хлеб приходит на наш стол, и можно ли его приготовить в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

Управление народного образования

Администрации МО «Каракулинский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Каракулинский детский сад №2»

Хлеб – всему голова 

(исследовательская работа)

Выполнила:

Тебенькова Алеся Ивановна,

6 лет, воспитанница подготовительной группы

Руководитель: Марамыгина Елена Александровна, воспитатель  I квалификационной категории

2017 г.

Оглавление

I.

Введение ………………………………………………………………

3

II.

Исследовательская часть

1. От зернышка до нашего стола…………………………………

4

2. Хлеб разных народов……………………………………………

5

3. Интересные факты о хлебе……………………………………

6

4. Как испечь хлеб в домашних условиях………………………

8

III.

Заключение……………………………………………………………

10

IV.

Список литературы……………………………………………………

11

Приложение

Введение

Хлеб душистый, пропеченный.

С хрупкой спинкой золоченой,

Нам привычен и знаком.

К нам заходит в каждый дом.

У народа есть слова:

«Хлеб — всей жизни голова».

Как много разного, вкусного, красивого хлеба мы видим сейчас в наших магазинах. Это и белый хлеб, и серый, и даже черный. Названий очень много, а форм просто огромное количество. Здесь можно увидеть булочки и батоны, плюшки и рогалики, лепешки и рулеты. (Приложение №1)

В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, какой же путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Из чего он готовится? Что нужно, чтобы получился вкусный хлеб?

Цель исследования: узнать, как хлеб приходит на наш стол, и можно ли приготовить его в домашних условиях.

Задачи исследования:

 1) проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола;

 2) выяснить какой хлеб пекут разные народы мира;

 3) обнаружить интересные факты о хлебе;

 4) узнать о процессе приготовления хлеба и испечь его в домашних условиях.

Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: процесс приготовления хлеба.                                                                                               

Методы исследования:

Изучение литературы, интернет-сайтов, наблюдения и эксперименты.

1. От зернышка до нашего стола

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Хлеб — пищевой продукт, получаемый путём выпечки, паровой обработки или жарки теста.

Бабушка рассказала мне, что хлеб бывает пшеничный,  ржаной и  пшенично-ржаной. Его получают из пшеницы и ржи. (Приложение №2) И рожь и пшеница бывают яровые и озимые. Яровые сорта  высевают весной, а осенью собирают урожай, а озимые - высевают осенью, а собирают чуть раньше яровых. Озимые сорта дают более высокий урожай.

На уроках мы узнали, чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. (Приложение №3, рис 1) Делается это для того, чтобы взрыхлить землю, освободить ее от сорняков. Еще землю боронят, чтобы не было комочков.

Затем на поле выходит трактор с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. В ящики сеялки насыпают семена. (Приложение №3, рис 2) Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба.

Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. (Приложение №4, рис 1) Всходы не боятся снега, они прозимуют зиму под теплым одеялом, а весной будут расти дальше. Растает снег, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами. Как только колосья станут сухими, а зерна в них плотными, начинается жатва. Выходят на поля комбайны. (Приложение №4, рис 2) Комбайны - это такие машины, которые косят растение, молотят зерно. Зерно, намолоченное комбайнами, грузовые машины везут на механический ток. Там зерно очищают, сушат и сортируют. Потом зерно везут на мельницу – большой элеватор, где зерна мелют, превращая их в муку. (Приложение №5) 

С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Мы выяснили, что для того, чтобы испечь хлеб нужно воду, соль, муку, яйца, немного сахара и дрожжи. Приготовить опару и ждать пока тесто поднимется. Затем тесто мешают, раскладывают в формы и выпекают в специальной печи. (Приложение №6)

 Ну а дальше вся выпечка попадает на полки наших магазинов. (Приложение №7) В магазине мы его покупаем и приносим домой.

Вывод: Чтобы хлеб попал на наш стол он проходит огромный путь. В его изготовлении участвуют сотни людей.

2. Хлеб разных народов

Хлеб едят во всех странах мира. Даже в местах, где пшеница не растет; там муку делают из кукурузы, ржи или риса. Посмотрев в интернете, мы нашли, какой хлеб пекут в разных странах.

В России национальное блюдо – это каравай из пшеничной муки. Его украшают резными фигурками и плетением из теста. (Приложение №8, рис 1)  И каравай из ржаной муки. Самые известные виды черного каравая - это «Бородинский», «Купеческий». (Приложение №8, рис 2)

В Мексике выпекают Тортилью – это тонкая лепёшка из кукурузной или пшеничной муки. Лепешка очень тонкая и в неё можно заворачивать любую начинку. (Приложение №9, рис 1)

Хлеб в Турции – симит - это круглый бублик с кунжутом. Он очень тонкий и хрустящий, прекрасно утоляет чувство голода и полезней любого сникерса. (Приложение №9, рис 2)

Бриошь - сладкая булка из сдобного теста на дрожжах с добавлением масла. Эти булочки выпекают во Франции. Изделие отличается своей необычной формой. Оно, как бы, слеплено из нескольких шариков. (Приложение №10, рис 1)

В Израиле делают сдобный хлеб в виде косички. Называется он хала. Тесто раскатывается в колбаску и переплетается, после чего его смазывают яйцом, чтобы при выпечке получилась корочка с золотистым блеском. Сверху часто посыпается кунжутом. (Приложение №10, рис 2)

Матнакаш — армянский национальный хлеб из пшеничной муки в форме толстой овальной или круглой лепешки. (Приложение  №11, рис1)

Армянский Лаваш – бездрожжевой хлеб, популярный у народов Кавказа. Представляет собой очень тонкую пресную лепешку. Может выпекаться в каменной печи – раскатанные куски теста налепливают прямо на каменные стенки. (Приложение №11, рис 2)

Оби нон – узбекская лепешка на дрожжевом тесте и воде. (Приложение №12) Особо почтительное отношение у узбеков к хлебу. На стол лепёшку обязательно кладут «лицом» вверх. Переломить лепёшку (это делает обычно старший член семьи) считается знаком к началу трапезы. 

Вывод: у разных народов разные способы и рецепты приготовления хлеба. Но как бы хлеб не пекся, какого бы вида он не был, в любой стране к нему относятся с уважением.

3. Интересные факты о хлебе

Наши предки говорили, что хлеб – всему голова, считая его важнейшим атрибутом застолий. И были правы: даже если ваш обед будет состоять только из хлеба, вы обязательно наедитесь. Ведь в этом продукте содержатся все необходимые организму крахмалы, жиры и белки. Посмотрев энциклопедии, мы нашли стихи, пословицы и поговорки о хлебе. (Приложение № 13)

С хлебом связаны и многие народные приметы. Считается, что нельзя оставлять на столе кусок хлеба, лежащий коркой вниз, — отпугнешь удачу. Если парень и девушка случайно откусят от одного куска, то непременно влюбятся друг в друга.

Самый первый хлеб был изготовлен не из злаков, а из желудей. А там, где не росли дубы, муку делали из орехов.

С хлебом связано много необычных рекордов из Книги Гиннеса. Например, самый настоящий гигант среди булок появился в 1996 году в Мексике. Пекари испекли чудо-изделие длиной более девяти километров. (Приложение №14, рис 1) и накормили им почти весь город.

Самый большой пасхальный хлеб с творогом испекли в Румынии весом 170 кг. (Приложение №14, рис 2)

Знали ли Вы, что из хлеба можно сделать мозаику. И мы не знали. Оказывается, что 27-летняя англичанка Лаура Хендлен стала знаменита на всю страну благодаря своему необычному увлечению: она создала из кусочков поджаренного хлеба репродукцию «Джоконда» размером 9 на 11 метров. (Приложение №15, рис 1)

Самую быструю булочку испекли пекари из США. Они пожали пшеницу в поле, смололи её в муку, а потом замесили, сформировали буханку и испекли её за 8 минут 13 секунд.

Самый большой каравай в мире испекли специально для «Праздника хлеба и урожая» в Киеве. Его вес составил 150 кг. (Приложение №15, рис 2)

В ржаном хлебе содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и втрое — магния, чем в выпечке из пшеничной муки. У людей употребляющих изделия из тёмной муки ишемическая болезнь и другие сердечно-сосудистые заболевания встречаются значительно реже.

Вывод: Хлеб очень полезен, в нем содержатся все необходимые организму крахмалы, жиры и белки. Ржаной хлеб более полезен, чем пшеничный.

4. Как испечь хлеб в домашних условиях

Узнав много интересного о хлебе, мы решили сами попробовать испечь хлеб в домашних условиях. Для начала мы рассмотрели зерна пшеницы и ржи. (Приложение № 16) Зерна отличаются по цвету и форме. Зерна пшеницы более круглые и светлые, а зерна ржи длинные и темные. Размололи их в кофемолке, получилась мука. Из пшеницы мука – белого цвета, а из ржи – серого. Мы предположили, что цвет хлеба зависит от цвета муки. (Приложение № 17)

Чтобы узнать, действительно ли цвет хлеба зависит от цвета муки, мы решили испечь хлеб дома с мамой. Рецепт приготовления хлеба мы узнали у бабушки. Он состоит из воды, дрожжей, соли и муки. Мы просеяли отдельно пшеничную и ржаную муку, приготовили дрожжи, соль и воду. (Приложение № 18)

После того, как были приготовлены продукты, мы начали замешивать тесто. В посуду положили дрожжи и воду, хорошо размешали, добавили соль и пшеничную муку. Начался важный процесс замешивания теста. Нужно было тщательно размешать все продукты, чтобы в тесте не было комочков. Нам на помощь пришел миксер. (Приложение № 19) Также мы замесили тесто из ржаной муки.

Приготовили две тарелки, смазали их маслом, выложили в них готовое тесто и оставили на 1 час. Через час тесто из пшеничной муки сильно увеличилось в размере, а тесто из ржаной муки только чуть-чуть. (Приложение № 20)  Пришло время выпекать наш хлеб.

Мы приготовили противень, смазали его маслом. Из теста слепили два каравая и выложили их на лист. Включили духовку на 175 градусов и поставили наши караваи для выпекания. (Приложение № 21)

Через 40 минут из духовки мы достали горячий ароматный хлеб. Намного остудив его, мы разрезали и увидели, что хлеб получился разного цвета. Значит, цвет хлеба действительно зависит от сорта муки. (Приложение № 22)

Я решила угостить «своим» хлебом друзей и воспитателей. Принесла белый каравай в садик. А черный каравай мы с удовольствием съели дома. Всем очень понравился мой хлеб.

Я поняла, что приготовление хлеба совсем нелегкий труд. А если еще учесть, что его нужно вырастить из маленького зернышка. Вот поэтому надо ценить каждую крошку хлеба и понимать, что хлеб – наше богатство.

Заключение

Работа по данной теме была трудной, но интересной, мы узнали из книг и интернета, как появляется хлеб на нашем столе. Какой хлеб пекут в других странах. Теперь я точно знаю, что булки не растут на деревьях. Мы с мамой попробовали сами размолоть зерна в муку и испечь хлеб в домашних условиях. И у нас это получилось.

В ходе исследования мы узнали:

1. Путь хлеба от зернышка до нашего стола - огромный путь. В его изготовлении участвуют сотни людей.

2. У разных народов разные способы приготовления хлеба, но все к нему относятся с уважением.

3. Мы испекли хлеб дома и выяснили, что домашний хлеб очень вкусный, ничем не хуже магазинного.

Своими исследованиями я поделилась с ребятами в детском саду. Им тоже захотелось испечь свой хлеб.

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет самой первой святыней.

Золотые слова забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" - в поле, в доме, в державе!

Список литературы

Арутюнов С.А., Воронина Т.А. Хлеб в народной культуре. –М.: Наука, 2004г

Емельянова Е.Л. Расскажите детям о хлебе. Для занятий в детском саду и дома.- Мозаика-Синтез, 2014г

Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

http://www.thleb.ru/about/item/15/

http://www.karavay.spb.ru/entsiklopediya/fakty-o-khlebe/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хлеб

http://hlebstol.ru/bread-of-the-world

http://www.povarenok.ru/blog/show/6601


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хлеб – всему голова» Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Коррекционно-образовательные задачи:Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.Активизация знаний детей...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Проект информационно-исследовательский. Тема: «Хлеб – всему голова»

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).Проект призван обратить внимание де...

Экологический информационно-исследовательский проект в ДОУ «Хлеб – всему голова»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Приобщение дошкольников к истокамнациональной культуры через экологическое образование» « Хлеб – всему голова!»       Актуальность опытаПрирода – это наш...

Познавательно – исследовательский проект "Хлеб - всему голова"

Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется круг представлений об о...

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб-всему голова»

Хлеб - это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.К со...

Проект информационно-исследовательский «Хлеб – всему голова!»

Сформировать у детей понимание роли человеческого труда, воспитывать бережное, уважительное отношение к их деятельности....