Главные вкладки

    «Хлеб – всему голова» Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Коррекционно-образовательные задачи:

    1. Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.
    2. Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.
    3. Активизация знаний детей о музеях города.

    Коррекционно-обучающие задачи:

    1. Развитие обследовательских действий и умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с мукой.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    1. Обогащение словаря детей: хлебобулочные и кондитерские изделия, каравай, баранки, сушки, бублики, печенье, пряники, сухари, соломка, кексы, пирожное, крендель, калач, ржаной, пшеничный, колосья, мука, дрожжи, тесто, хлебопечка.
    2. Совершенствование диалогической речи детей, речи-доказательства.
    3. Закрепление навыка согласования речи и движения.
    4. Упражнение в образовании прилагательных и согласовании их с существительными в роде и числе.
    5. Упражнение в образовании однокоренных слов.
    6. Развитие внимания, памяти, мышления.
    7. Развитие мелкой моторики рук.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл khleb_-_vsemu_golova_2.docx30.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

    Творческая группа

    «Детские открытия»

    «Хлеб – всему голова»

    Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность

    с детьми подготовительной к школе группы

    компенсирующей направленности

    Составитель

    воспитатель высшей квалификационной категории

    Калинова Ирина Николаевна

    Санкт-Петербург

    2013 год

    Цель:

    Расширение и закрепление представлений детей о хлебе.

    Обучение детей сравнению пшеничного и ржаного хлеба, изготовлению цветного теста.

    Интеграция образовательных областей:

    Познание. Коммуникация. Здоровье. Безопасность. Музыка. Труд. Социализация.

    Программное содержание:

    Коррекционно-образовательные задачи:

    1. Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.
    2. Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.
    3. Активизация знаний детей о музеях города.

    Коррекционно-обучающие задачи:

    1. Развитие обследовательских действий и умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с мукой.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    1. Обогащение словаря детей: хлебобулочные и кондитерские изделия, каравай, баранки, сушки, бублики, печенье, пряники, сухари, соломка, кексы, пирожное, крендель, калач, ржаной, пшеничный, колосья, мука, дрожжи, тесто, хлебопечка.
    2. Совершенствование диалогической речи детей, речи-доказательства.
    3. Закрепление навыка согласования речи и движения.
    4. Упражнение в образовании прилагательных и согласовании их с существительными в роде и числе.
    5. Упражнение в образовании однокоренных слов.
    6. Развитие внимания, памяти, мышления.
    7. Развитие мелкой моторики рук.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    1. Воспитание интереса к познанию окружающего мира, любознательности.
    2. Воспитание бережного отношения к хлебу.
    3. Воспитание умения слушать взрослого и друг друга.

    Предварительная работа:

    • Презентация «Откуда хлеб пришёл»
    • Дидактическая игра «А что потом?»
    • Закрепление знаний детей стихов, пословиц, поговорок, загадок о хлебе.
    • Чтение книги Л.Кузьмина «Заветное дело».
    • Просмотр мультфильма «История о девочке, которая наступила на хлеб».

    Материалы и оборудование:

    • Русский угол с печкой, каравай на рушнике.
    • Аудиозаписи: песня «Гимн хлебу» и игра «Каравай».
    • Самовар, хлебобулочные и кондитерские изделия, тесто (в виде кренделя).
    • Колосья пшеничные и ржаные.
    • Миски для замешивания теста.
    • Мука пшеничная и ржаная,
    • Морковный и свекольный соки в прозрачных стаканчиках.
    • Мяч.
    • Картинки с изображением ингредиентов к тесту и кондитерских изделий.
    • Презентация «Музей хлеба».
    • Хлебопечка с выпеченным хлебом.

    Занятие «Хлеб – всему голова»

    Дети входят в группу, здороваются с гостями, проходят в русский уголок.

    Ребёнок

    Велика и необъятна вся российская земля,

    Урожаями богаты наши нивы и поля.

    У народа есть слова:

    «Хлеб – всей жизни голова».

    Славится он первым на земле,

    Ставится он первым на столе.

    Песня «Гимн хлебу»

    (аудиозапись)

    Воспитатель

    Какие слова главные в гимне о хлебе и стихотворении, которое прочитала Алина?

    (ответы детей)

    Воспитатель

    Как вы думаете, что это значит:

    «Хлеб – всей жизни голова»?

    (ответы детей)

    Воспитатель

       Верно. Каждый день мы едим хлеб, и нет такого человека, который не знал бы его вкуса. Хлеб в старину называли «жито». Почему? (от слова «жить»)

       Не случайно мы начинаем занятие у нашей русской печки.

    Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

    Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием на Руси, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

       Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почёт гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

    *Давайте вспомним пословицы, посвящённые хлебу.

    Пословицы и поговорки о хлебе

    *Земля - матушка, а хлеб – батюшка.

    *Хлеб – кормилец.

    *Худ обед, когда хлеба нет.

    *Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

    *Хлеб да вода – богатырская еда.

    *Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

    *Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

    *Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

    *Пока есть хлеб да вода - всё не беда.

    *У народа есть слова: «Хлеб - всей жизни голова!»

    Воспитатель

       В народе ещё говорят: «Хлеб - это жизнь».

    В какой период жизни нашего города эта поговорка была самой важной?

    Почему? (потому что просто выжить было подвигом)

       Верно. Именно поэтому в эти дни мы вновь возвращаемся к важнейшей теме «Хлеб».

    Дети на ковре образуют полукруг перед воспитателем.

    Игра «Хорошо – плохо»

    Воспитатель

    Правила: я буду называть вам высказывания, описывающие разное отношение к хлебу.

    Если вы согласны, хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.

    *Кормить птиц хлебом.

    *Бросаться хлебом.

    *Делиться с другом.

    *Наступать на хлеб.

    *Угощать гостей.

    *Недоедать и выбрасывать хлеб.

    *Играть с хлебом.

    *Съедать до крошки.

    Правильно вы хлопнули сейчас.

    Недаром говорят: «Каждую крошку – в ладошку.

    Воспитатель

    -А сейчас приглашаю вас к нашему самовару.

    Давайте посмотрим, какие хлебобулочные и кондитерские изделия мы видим на столе. Назовите их.

    (ответы детей)

    -Рассаживайтесь.

    Дети садятся на стулья к накрытому столу.

    -Как вы думаете, почему все сладости я поставила ближе к самовару, а перед вами положила по куску хлеба и булки?

    (ответы детей)

    Что важнее? Без чего мы не сможем обойтись?

    (ответы детей)

    Справка

    Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 г хлеба, при тяжелой работе все 700 г. Детям, подросткам нужно 150-400 г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

    Воспитатель

    -Каждый день в обед вам дают хлеб и булку.

     А задумывались вы когда-нибудь, почему они такие разные?

    (ответы детей)

    -Посмотрите на кусочки хлеба и булки.

     Одинакового они цвета? (нет)

    -Понюхайте. Одинакового ли они запаха? (нет)

    -Отломите и попробуйте по маленькому кусочку хлеба и булки.

    -Одинакового они вкуса? (нет)

    -Как вы думаете, почему у них разный цвет, запах и вкус?

    (1 кусок пшеничного хлеба

    2 кусок – ржаного хлеба)

    -Отчего может зависеть цвет хлеба? (от цвета муки)

    -Какая мука нужна для приготовления булки?

    Воспитатель показывает кусок булки                                                      (пшеничная)

    -Какого она цвета? (белая)

    -Какая мука нужна для приготовления хлеба?

    Воспитатель показывает кусок ржаного хлеба.                                     (ржаная)

    -Какого она цвета? (ответы детей)

    -Поднимите салфетки и посмотрите, правы ли вы.

    Воспитатель

    -Мука разная, а колосья, из которых получают зерно для муки одинаковые? (разные)

    Воспитатель показывает колосья.

    -Посмотрите на колосья, потрогайте.

    -Какие пшеничные, а какие ржаные? (ответы детей)

    -Почему так думаете? (ответы детей)

    -Верно. А теперь давайте поиграем. Вставайте вокруг меня.

    Дети образуют круг вокруг воспитателя. У воспитателя в руках мяч.

    Игра «Образуй признаки»

    (с мячом)

    Колосья пшеницы, какие? – пшеничные

    Колосья ржи, какие? – ржаные

    Зерно пшеницы – пшеничное

    Зерно ржи – ржаное

    Мука из пшеницы – пшеничная

    Мука изо ржи – ржаная

    Хлеб из пшеницы – пшеничный

    Хлеб изо ржи – ржаной

    Воспитатель

    -Отчего может зависеть запах и вкус  хлеба? (от состава теста)

    Дети встают полукругом у наборного полотна.

    На столе рядом с наборным полотном лежат картинки

    с изображением ингредиентов для теста и кондитерских изделий.

    Игра «Приготовь тесто»

    Дети выбирают картинки, на которых изображены ингредиенты к тесту.

    -Повторим, что обязательно должно быть в тесте (модели).

    Воспитатель

    Ингредиенты к тесту подобрали, а теперь давайте посмотрим, нет ли у нас на столе теста.

    Дети возвращаются к столу.

    На столе среди кондитерских изделий стоит блюдце с кренделем из сырого теста.

    Воспитатель

    Прежде, чем посмотреть на тесто, вспомним гимнастику для пальчиков.

    Пальчиковая гимнастика

    Бублик, баранку, батон и буханку

    Пекарь из теста испёк спозаранку.

    (1 раз – 1 стр. - загибаем по очереди пальцы на двух руках,

                             начиная с мизинцев;

                  2 стр. – «пекут пирожки».

    2 раз -   1 стр. - соединяем по очереди пальцы на двух руках,

                             начиная с мизинцев;

                  2 стр. – «пекут пирожки».

    3 раз –  1 стр. – на каждое слово по очереди «образуют

                             восьмёрку» из пальцев

                             (из больших и указательных,

                             больших и средних, больших и безымянных,

                             больших и мизинцев

                  2 стр. – «пекут пирожки».)

    Воспитатель

    -Есть ли у нас на столе тесто?

    -Какого оно цвета? (белого)

    -Верите ли вы, что тесто можно сделать разного цвета?

    (ответы детей)

    -Давайте проверим, как это на самом деле.

    Воспитатель выносит поднос со свекольным и морковным соком в прозрачных стаканчиках.

    Воспитатель

    -Как вы думаете, что в моих стаканчиках? (ответы детей)

    -Верно. Я предлагаю вам раскрасить тесто разными соками.

    -Какой сок в этих стаканчиках? (показываю свекольный сок)

    -Какой сок в этих стаканчиках? (показываю морковный сок)

    -Это овощные соки. Какими ягодными соками можно окрасить тесто? (ответы детей)

    -Поставьте перед собой мисочки.

    Воспитатель обходит детей с подносом.

    Дети выбирают сок, в зависимости от выбранного цвета будущего теста.

    Воспитатель

    -Вылейте сок в ваши мисочки.

    -Положите 3 ложки муки, размешайте ложкой.

     Если надо, добавьте муки, чтобы получилось тесто, готовое для лепки.

     Разомните ручкой.

    -Слепите крендель из поученного цветного теста, положите его на освободившееся

     блюдце.

    Дети разминают тесто и лепят разноцветные крендели.

    Выкладывают их на блюдца.

    Воспитатель

    -Понравилось лепить из цветного теста? (ответы детей)

    -Как настоящие учёные мы нашли способ сделать тесто разного цвета.

    -А верите ли вы, что есть целый институт, в котором работают учёные, чтобы придумать самый полезный хлеб?

    (ответы детей)

    -Действительно есть институт хлебопекарной промышленности, в котором придумывают разные сорта хлеба: зерновой, с витаминами, «Здоровье» и т.д.

    -Учёные придумывают разные сорта хлеба, а мы вспомним самый любимый на Руси – каравай.

    Воспитатель приглашает детей на игру «Каравай».

    Игра «Каравай»

    (аудиозапись)

    Воспитатель

    -В нашем городе много музеев. Какие из них вы помните?

    -А верите ли вы, что есть музей хлеба?

    (ответы детей)

    Воспитатель приглашает детей к компьютеру.

    Презентация «Музей хлеба»

    Воспитатель

    -Понравилась вам видео экскурсия по Музею хлеба?

    (ответы детей)

    -Я надеюсь, что вы обязательно сходите со своими родителями в этот замечательный музей.

    -Посмотрев Музей хлеба, подберите родственные слова к слову «хлеб» (хлебный, хлебушек, хлебница, хлебороб, хлебопекарня, хлебозавод, хлебопечка).

    Воспитатель

    -Как вы думаете, в нашей группе есть хлебопечка?

    (ответы детей)

    Воспитатель приглашает детей к хлебопечке.

    Воспитатель

    -«До чего дошёл прогресс»

    -Начали мы занятие у русской печки, а заканчиваем у электрической хлебопечки, при помощи которой свежий хлеб может появиться  в каждом доме, в каждой квартире.

    Воспитатель достаёт хлеб из хлебопечки, даёт посмотреть и понюхать.

    -Какой он? (ржаной, свежий, вкусный, хрустящий, душистый, пахучий, ароматный, аппетитный, поджаристый).

    Ребёнок 1

    Вот он Хлебушек душистый,

    Вот он тёплый, золотистый.

    В каждый дом, на каждый стол,

    Он пожаловал, пришёл.

    Ребёнок 2

    В нём здоровье, наша сила,

    В нём чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло.

    Ребёнок 3

    В нём — земли родимой соки,

    Солнца свет весёлый в нём…

    Уплетай за обе щеки,

    Вырастай богатырём!

    Воспитатель

    Занятие наше заканчивается. Понравилось оно вам?

    Что узнали нового?

    Что понравилось больше всего?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

    Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

    Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».

    Занятие  построено в соответствии с современными требованиями, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей введены элементы игры и проблемная ситуация которая постав...

    Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

    Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

    Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

    Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капелька света»

    Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....