Педсовет - педагогическая мастерская
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Данилова Татьяна Ивановна

Тема педсовета: «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДОУ»

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_ekologii.docx55.77 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим второй педсовет - педагогическая мастерская Педсовет тематический, по одной из годовых задач «Активизировать работу по экологическому образованию дошкольников». 

Тема: «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДОУ»

“Природа – это единственная книга,
каждая страница, которой полна 
глубокого содержания”
И.В.Гете

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Повестка:

  1. Рефлексия  «Экологическое лукошко» - ст. воспитатель Данилова Т.И.;
  2. Доклад с презентацией «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС» - ст. воспитатель Данилова Т.И.;
  3. Аукцион проектов и лэпбуков, совместных с детьми и родителями по экологическому воспитанию – педагоги;
  4. Деловая игра - круговорот «Экологическая грамотность»  - ст. воспитатель Данилова Т.И.;
  5. Результаты смотра – конкурса центров природы и  экспериментирования (экология) – заведующий МБДОУ Кутькина И.Л.;
  6. Итог «Поляна маков» -  ст. воспитатель Данилова Т.И.;
  7. Решение педсовета.

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

  1. А сейчас я предлагаю провести рефлексию «Экологическое лукошко». 
    На красном яблоке напишите ответ на вопрос:
    - Что вам удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников?
    На зеленом яблоке постарайтесь кратко записать, какие минусы в вашей работе по экологическому воспитанию вы можете отметить?
    Теперь соберём в экологическое лукошко спелые яблоки (красные) и неспелые яблоки (зелёные) и проанализируем на совещание при ст. воспитатели, что нам удалось, а над чем еще предстоит работать.
  2. Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. 

Проблемы сегодняшнего времени:

  • Сложная экологическая обстановка в мире;
  • ее тяжелые последствия;
  • экология родного края;
  • засоренность среды обитания;
  • чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;
  •  теряют плодородие почвы;
  • обедняются флора и фауна.

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.

К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. 

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. 

Задачи:

 1. Развивать у воспитанников представления и элементарные понятия о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

 2. Формировать эмоционально – ценностное  отношение к природе;

3. Обобщать опыт практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром. 

Экологическое образование дошкольников в рамках ФГОС – это как создать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

  • экспериментирование;
  • наблюдение;
  • труд;
  • игру;
  • музыкальную;
  • изобразительную;
  • физическую деятельность.

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес. 

 Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространен не научный подход к объяснению природных явлений.    Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой. 

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом.

 Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе. 

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования. 

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

  • Прогностичность формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
  • Регионализм Формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером.
  • Преемственность Упорядоченность, реализация принципа системности, отработка системы усложнения знаний по нарастающей в зависимости от возраста ребенка.
  • Интеграция необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка. 

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания.

Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.

Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

 Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и воспитанников, объединенных достижением общей цели. 

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
  • наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

 Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве? 

  • Сюжетно ролевые и д/игры.
  • Просмотр фильмов о природе.
  • Целевые прогулки в природу.
  •  Наблюдение в природе
  •  Создание книг – самоделок.
  • Чтение детской художественной литература
  •  Труд в мине – центре природы
  •  Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
  • Беседы с детьми на экологические темы
  • Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария.
  •  Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
  • Изобразительная деятельность по экологической тематике.
  •  Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
  •  Экологические досуги, праздники.
  • Макет совместная деятельность воспитателя и воспитанников.
  • Акции

 Нетрадиционные виды совместной деятельности.

  • ypoки дoбpoты;
  • ypoки мышления;
  • экoлoгичeскиe кружки;
  • экoлoгическиe конкурсы;
  •  экoлогичeскиe аукционы,
  •  викторины, марафоны;
  •  экoлoгичeскиe сказки;
  •  клуб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;
  • лабopaтopия юнoгo экoлoгa;
  • сoстaвлeниe экологических карт;
  • экoлoгичeскиe выставки и экспoзиции;
  • экoлoгичeские мyзeи;
  • дни экoлoгичeскoгo творчества;
  • экoлoгические пpaздники и фecтивaли;
  • лэтбуки;
  • интеллектуальные игры;
  •  КВНы;
  • квест-игры и пр.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. 

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности. 

  1. Аукцион проектов и лэпбуков по экологическому воспитанию.

Я продаю, вы покупаете, 
Что купили,  применяете. 
Покупайте, не стесняйтесь,
А купив – не удивляйтесь.

Представление лэпбуков:

  1. Куманеева Т.И. – «Времена года»;
  2. Михеева Г.В. – «В гостях у осени»;
  3. Ткаченко С.И. – «В мире животных»;
  4. Баженова И.А. – «Деревья нашего края»;
  5. Суслова Н.А. – «Зима в лесу»;
  6. Трубина Т.Н. – «Мир природы»;
  7. Румынина М.В. «Красная книга»

Проекты:

  1. Израйлова О.П. – «Люблю березку русскую»;
  2. Анциферова А.С. «Осень золотая»;
  3. Готина Н.М. – «Березка»;
  4. Морозова Т.В. – «Вместе делаем мир лучше».

4.Деловая игра «Круговорот - Экологическая грамотность»  

1 часть. Разминка

  1. Проблемы экологии в мире, стране, городе.
    Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем городе.
  2. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
    Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
  3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
    Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
  4. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.
    Организованные:
    - экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.)
    – занятия (познавательные, комбинированные, комплексные), 
    – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
    Совместная деятельность:
    – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
    – целевые прогулки на природе, походы,
    – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),

– рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы,  о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные),
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

2 часть. Решение педагогических ситуаций

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча,  пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?

4. Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду,  заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения  и уход за растениями сада и огорода? Что это дает? Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

  1. часть. Экспресс-вопросы:
  1. Зачем белке длинный и пушистый хвост?
  2. Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
  3. Почему в зимний период на окнах появляются узоры?
  4. Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?
  1. Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?
  2. Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?
  3. Почему опадают листья?
  4. Дым столбом,  какую погоду предвещает?
  1. Лягушки расквакались,  к чему?
  2.  Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
  3.  Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)
  4.  Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)
  1.  Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)
  2. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)
  3.  У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)
  4.  Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

4. Практическая работа

 “Жалобная книга природы”.
Записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных. Что необходимо делать, чтобы этого не было.

  1. Результаты смотра – конкурса центров природы и  экспериментирования (экология);

Номинация «Эко – Знайка»

1 место – группа «Смешарики» - Румынина М.В., Трубина Т.Н.

2 место – группа «Капитошки» - Куманеева Т.И., Израйлова О.П.

3 место – группа – «Пчелки» - Суслова Н.А., Данилова Т.И.

Номинация «Эко – Старт»

1 место – группа «Сказка» - Анциферова А.С., Мягких Е.А.

1 место – группа «Солнышко» - Морозова Т.В., Романова Т.Е.

2 место – группа «Ромашки» - Готина Н.М., Ткаченко С.И.

  1. место – группа «Звездочка» - Михеева Г.В., Баженова И.А.

6.И подводя итоги нашего педсовета, проведём рефлексию «Поляна маков»
Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если по пункту, зачитанному мной,  достигнут положительный результат, кладут фишку зеленого цвета – если нет.
• Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
• Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
• Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.
• Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
• Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
• На вашем участке имеются кормушки.
• Вы с детьми летом собирали корм для птиц.
• На вашем участке есть скворечник.
• Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
• В группе есть библиотечка книг о природе.
• Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
• В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.
          Посмотрите, на нашу красно - зелёную планету: я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, красные фишки смотрятся, как яркие цветы на зелёных столах.
Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах.  Это положительные результаты в вашей работе.

7.Решение педагогического совета: 
1. Уделять должное внимание экологическому воспитанию дошкольников, развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений. 
Срок исполнения: постоянно.
Ответственные: воспитатели, специалисты.
2. Продолжать регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.
Срок исполнения: постоянно.
Ответственные: воспитатели.
4. Создать на территории детского сада «Экологическую тропу» в рамках проекта «Лучшая экологическая тропинка».
Срок исполнения: сроки реализации проекта с 12.05. по 28.08.2015 г.
Ответственные: старший воспитатель МягкихЕ.А., воспитатели.
5. Подготовить отчёт для родителей по экологическому воспитанию дошкольников в папках-передвижках.
Срок исполнения: до 01.12.2016.
Ответственные: воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педсовета "Педагогическая гостиная"

Здесь представлен конспект проведения педагогического совета в детском саду в нетрадиционной форме. Из опыта работы скажу: нетрадиционные педсоветы всегда проходят интереснее и с большей пользой....

«Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста» образовательная технология: «Педагогическая мастерская - метод проектов»

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 г...

Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015

Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система  физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

Мастер-класс «Пословица — всем делам помощница». Педсовет в форме педагогической мастерской

В процессе обсуждения и проведения игры участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, его разнов...

педагогическая мастерская - инновационные педагогические технологии

Технология Клубный часТехнология "Квест игра"...