НОД "Зимовье диких животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ермолина Ирина Сергеевна

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цельпознакомить детей с жизнью диких животных Омской области в лесу зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx21.4 КБ
Файл tehnologiya_portfolio.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Красногорский детский сад»

Ермолина Ирина Сергеевна

Тема: «Зимовье диких животных».

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цельпознакомить детей с жизнью диких животных Омской области в лесу зимой.

Задачи:

1.Формировать и обогащать представления детей о жизни диких  животных зимой.

Расширять представления детей об особенностях приспособления некоторых животных к окружающей среде.

2.Развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления.

3.Воспитывать интерес к изучению природы родного края,  бережное отношение к его обитателям.

Предварительная работа:

- рассматривание картин с изображением диких животных, их следов, жилища;

- чтение произведений о животных;

- беседы о зиме;

Материал: картинки, на которых изображены дикие животные.

Ход занятия.

Воспитатель.

Повела зима над нами

Снеговыми рукавами.

И рассыпала снежинки

На поля и на леса.

И поэтому нам очень,

Очень нравится зима!

-Да, дети, мы очень любим зиму. Правда? А почему мы ее любим?

Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в зимний лес, но чтобы нам не заблудиться, мы пойдем по следам диких зверей на снегу. (Звучит музыка, дети шагают за воспитателем).

( подходят к лесу)

Здравствуй, лес! Дремучий лес!

Полон сказок и чудес.

Ты о чём шуршишь листвою,

Ночью тёмной, грозовою.

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре!

Мотивация.

Из –за пенька появляется внучок-Краевичок  и здоровается с ребятами.

-Здравствуйте, ребята,  я внучок -Краевичок! Как хорошо , что я вас встретил. Мой дедушка Краевичок оставил задания, но один я не справлюсь. Кто мне поможет?

Организационный момент.

Внучок- Краевичок: «Дети, а вы умеете отгадывать загадки?»

-Да, умеем.

Внучок- Краевичок: «Послушайте мои загадки.»

Внучок- Краевичок достаёт из – под пенёчка конверт с загадками. (загадки о диких животных)

Дети отгадывают загадки Краевичка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом! (фото белки).

Д: - Это белка!

В: - Правильно, это белочка! А как вы думаете, почему зимой у нее цвет шубки меняется?

Д:- Чтобы ее не заметили хищники.

В: - Зимний мех у белки высокий, мягкий и пушистый.

В: - Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила теплое дупло. Прячет пищу в дуплах, норах или вырывает ямы самостоятельно. зимой белка не спит, приготовив запасы еще осенью. во время морозов она сидит в своем дупле, находясь в полудреме. Если же мороз небольшой, белка проявляет активность: может разворовывать тайники мышей, кедровок, находя добычу даже под полуметровым слоем снега.  А вы знаете, что ещё?

Д: - Она приготовила примасы: орехи, грибы, ягоды. А в каких сказках встречается белка? («Сказка о царе Салтане»).

В:  - Дети, а кто знает стих про белку?

Сушит белочка на ветке

Гриб себе и гриб соседке.

А соседка ищет шишки

Для себя и для сынишки.

А подружке даст орех-

Хватит лакомства на всех!

 

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора! (фото зайца).

В: - Правильно заяц! Летом он серый, а к зиме постепенно белеет. Сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Ребята, как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

Д: - Чтобы его лиса на снегу не заметила, он ведь белый, как снег стал! А что вы можете сказать о хвосте зайца? (Хвост у зайца короткий, мягкий, пушистый).

В: - Верно, молодцы! Днем заяц сидит в снежной яме, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.  А что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (Заяц в сказках трусливый). В каких сказках мы с вами встречали зайца? («Колобок», «Заюшкина избушка», «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Теремок»).

В:  - Дети, а кто знает стих про зайца?

Зайка по лесу ходил,

Шубку белую сменил

На красивый серый мех,

Чтобы прятаться от всех.

Под деревьями, кустами,

Меж огромными камнями,

Чтоб и в поле, и в лесу

Обхитрить сумел лису.

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает, мышек хватает?(фото лисы)

Д: - Лиса! 

В: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса зимой, как в валенках! Лиса ведет активный ночной образ жизни, однако нередко выходит на охоту и в дневное время. В каких сказках встречается лиса? («Теремок»,  «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Колобок», «Лисичка со скалочкой»).

В:  - Дети, а кто знает стих про лису?

Рыжий мех и хвост пушистый,

Осторожный шаг  в лесу.

Прячет хитрая лисица

До поры свою красу.

Выследит в кустах свою добычу

И спешит к соей норе.

Хоть красива, все же хищник-

Надо помнить детворе.

- Отгадайте еще одну загадку?

На овчарку он похож:

Что не зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (фото волка)

Д: - Это волк! 

В: - Молодцы! Волк хоть и не меняет свою шубку, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится длиннее и гуще. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрывая хвостом нос и лапы.

Д: - Мы знаем еще волки накрываются хвостом, как одеялом.

В: - Волки умные и понимают , что там, где человек, всегда можно поживиться. И хотя они наносят вред с/х, но, с другой стороны, также регулируют баланс экосистемы, контролируя численность животных и выступая санитарами леса. В каких сказках встречается волк? («Волк и семеро козлят», «Иван Царевич и Серый волк», «Теремок», «Красная шапочка», «Три поросенка»)

В:  - Дети, а кто знает стих про волка?

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком,

Уши серые торчком.

В: - А как вы думаете, ребята, а почему лисе и волку не надо менять цвет шубки на зиму?

Д: - Лиса и волк – хищники, им некого бояться!

-Дети, а теперь давайте сделаем круг на  зимней полянке.

Физкультминутка.

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

(Дети шагают по кругу, кружатся вокруг себя и приседают).

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Лишь медведь в берлоге спит.

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири.

Как красивы они!

В лесу красота и покой.

А нам пора уже домой.

Внучок- Краевичок: «А вот у меня еще конверт с заданием».

(читает письмо)

«Ой, ребятки, а следующее задание посложнее. Дедушка  перепутал следы животных .Чтобы его выполнить  мы с вами разделимся на две группы при помощи считалок.1-я группа соединит следы с дикими животными; 2-я группа подберет кто, что ест;   (Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание)

Я нес вам в подарок мозаику , но упал и все детали перемешались. Помогите мне собрать. Я знаю только то, что здесь изображения двух животных и не помню даже каких.

«Ребята, вы молодцы! Отлично справились. А вот и последнее задание.

 «Закончи предложение»

— Заяц летом серый, а зимой.

— Медведь летом гуляет, а зимой.

— Белка живет в дупле, а лиса в.

— Заяц добрый, а волк.

— У белки хвост длинный, а у зайца.

— Лиса пушистая, а ежик.»

В: Молодцы. А теперь подумайте и скажите, хорошо ли живётся животным в лесу зимой.(Ответы детей.)

В:Зимой в лесу животным холодно и голодно. В нашей стране есть такая профессия – лесник. Он помогает животным выживать зимой. Для зайцев, например, он заготавливают осиновые ветки, для лосей – кормушки с сеном и солью, для белочек приносят семечки, орешки. (Изображение).

Внучок- Краевичок «Ребята, большое вам спасибо! Без вашей помощи я бы не справился! Ну, а теперь мне пора, скоро и дедушка должен  вернуться. До свидания, друзья! До новых встреч!»

В: Ребята, и мы с вами уже очень долго в лесу,нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем:

«Сказка двери закрывай!

В детский сад нас отпускай!»

Рефлексия.

В: Скажите, где мы сегодня побывали? Помогли ли мы внучку- Краевичку?

Кого мы там встретили? Как их назвать одним словом? Почему их так называют?  Кто такой лесник? Как люди помогают животным зимой?

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Красногорский детский сад» Технология «Портфолио» (дошкольника и педагога)

Слайд 2

Портфолио дошкольника -это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Слайд 3

Цель портфолио : с обрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей .

Слайд 4

Задачи портфолио : 1. Определить форму и содержание портфолио 2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка. 3. Развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию. 4. Формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный») . 5. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель». Родители должны принимать самое непосредственное участие в оформлении портфолио. Нами были разработаны следующие способы сотрудничества: анкета для родителей «Какой мой ребенок», сочинения на темы: «О моем малыше», «Таланты моего малыша», «Тайны моего ребенка», «корзинка пожеланий», проведение семинара-практикума, на котором совместно мы определяем структуру портфолио, систематичность наполняемости, форму наполнения и т.д.

Слайд 5

Функции портфолио : - диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени, наличие интересов и склонностей; - целеполагающая - поддерживает воспитательно-образовательные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего); - мотивационная - поощряет ребенка к достижению результатов; - содержательная - раскрывает весь спектр деятельности воспитанника и его семьи; - развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году; - рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Слайд 6

Виды портфолио : Электронный портфолио - это ещё новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой PowerPoint , и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер. Портфолио – раскраска - ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией. Портфолио традиционное, в виде папки - печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Слайд 7

С труктура портфолио Раздел 1. «Давайте познакомимся» Фото. Фамилия, имя ребенка. Номер группы. Рубрика: «Я люблю...», «Мне нравится...», «Обожаю, когда...».

Слайд 8

Раздел 2. «Я расту!» Антропометрические данные (в художественно-графическом решении): «Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т. д.

Слайд 9

Раздел 3. «Портрет моего ребенка» Сочинение родителей о своем малыше.

Слайд 10

Раздел 4. «Я мечтаю...» Высказывания самого ребенка: «Я мечтаю о ...», «Я бы хотел быть...», «Кем и каким я буду, когда вырасту...», «О чем я люблю думать...», «Я жду, когда...», «Каким я вижу себя...», «Каким я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела ».

Слайд 11

Раздел 5. «Вот что я могу!» Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки...).

Слайд 12

Раздел 6. «Мои достижения» Грамоты, дипломы .

Слайд 13

Раздел 7. «Посоветуйте мне...» Лист рекомендаций заполняется воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребенком. Раздел 8. «Спрашивайте, родители!» Вопросы родителей специалистам ДОУ.

Слайд 14

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Слайд 15

Портфолио педагогического работника По мнению Т.Г. Новиковой, основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении.

Слайд 16

Рекомендации педагогам по работе с портфолио В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Портфолио должен отражать субъективную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя знания и умения, различные освоенные способы деятельности. Каждый отдельный материал должен датироваться. В портфолио должны быть включены материалы за определённый промежуток (например, при аттестации – за время, прошедшее с момента прошлой аттестации). Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельством профессионализма педагога.

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».

Дидактическая игра «Дикие  животные  «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети  учатся различать голоса и  внешний вид диких животных. Учатся соо...