Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Козлова Ирина Анатольевна

Приобщать детей  к народным традициям и обычаям русского народа. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи,  «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_portfolio.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой» Подготовила и провела воспитатель

Козлова Ирина Анатольевна

Тема:

«Знакомство с русской избой»

Интегрируемые

образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид:

Интегрированное занятие в разновозрастной группе.

Специфические виды

детской деятельности, в

которую вовлечены

воспитанники:

Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, здоровье сберегающая, безопасность, физическая культура социализация, труд.

Цель:

Приобщать детей  к народным традициям и обычаям русского народа.

Задачи:

- Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи,  «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; предметами русского быта (печь, прялка, люлька). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.

- Развивать кругозор детей, художественно-творческие способности детей.

 - Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;

Методические приемы и

формы организации

деятельности:

Введение  образа  Хозяюшки, возможность подействовать с предметами русского быт:  чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой, сюрпризный момент с сундуком,  возможность примерить народный костюм, создание игровых ситуаций 

(принятие определенных социальных ролей), изготовление баранок из теста, использование интонационной выразительности в речи воспитателя, оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия.

Оборудование и

материалы:

Деревянные ложки, сито, чугунок, кринка, горшок, ухват. Прялка, стол, сундучок, скамейка, баранки, тесто на тарелочках, закрытое салфетками, гречка, мука, поднос, совок, магнитофон.

Предварительная работа:

Приготовление атрибутов, костюмов к занятию. чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Последующая работа:

Включение  в занятия больше фольклорного материала, с родителями провести викторину с целью выявления знания основ русской культуры, выпустить папку-раскладушку в соответствии с тематикой занятий. Продолжать  знакомить детей с жизнью и бытом русского народа, их традициями.

Ход образовательной деятельности:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

Хозяюшка: Проходите, гости дорогие. Проходите ко мне в русскую избу.          Гость на порог — хозяину радость. (Низкий поклон)

Дети: Здравствуйте, Хозяюшка!

Хозяюшка: Правильно, меня зовут Хозяюшка.  Я Хозяюшка этой русской избы.

- Посмотрите, как красиво я оделась. Нравится вам? На мне красивая рубаха, с красивыми узорами, и кичка на голове, и сарафан.

- А вы бы хотели так красиво нарядиться?

- Скажите, а где в русской избе раньше могли храниться наряды, рубахи косоворотки, сарафаны?

Дети: ….

Хозяюшка: Может быть вам подскажет что-то? (Руками разводит по избе.) Может в шкафчике. Где?

Дети: В сундуке.

Хозяюшка:  В сундуке? Ну давайте проверим. Пойдёмте откроем. Посмотрим, есть ли там какая одежда?

Дети: Да!

Хозяюшка: Ну тогда открывайте и одевайте. Мальчики рубашки-косоворотки, а девочки сарафанчики.

Включает русскую народную мелодию

- Всем хватит. Давайте я вам помогу. (Дети одеваются под русскую народную мелодию)

Хозяюшка: Проходите. Присаживайтесь кто на скамейку, кто на сундучок. Место всем хватит. Присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Расскажу вам то, что сама знаю. Скажите, ребята, а куда вы пришли?

Дети:   В избу

Хозяюшка: В русскую избу, да. В стародавние времена, да и в наше время тоже, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы там жить.

 Чтобы не быть голодными.

Хозяюшка: Правильно. Чтобы было где сварить, покушать.  А ещё для чего?

Дети: - Чтобы защититься от диких зверей.

           - Чтобы было где спать.

  - Чтобы не было холодно когда спишь

Хозяюшка: Правильно, замечательно. Всё вы правильно говорите. В старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- А из чего люди раньше могли построить себе дом?

Дети:  Из дерева.

Хозяюшка:  Вокруг было много лесов, много деревьев. Вот русский народ и строил дома из дерева.  Как вы считаете из какого дерева можно строить дом?

Дети: (Из дуба, осины, липы, рябины.)

Хозяюшка:  Я вам немножечко помогу. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (Лиственница)

Дети:  Сосна, Лиственница.

Хозяюшка:  Конечно, молодец, правильно, лиственница.  

 -  А почему же из лиственницы строили дома?

Дети: …..

Хозяюшка: Потому что лиственница очень крепкое  дерево, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Такой дом был очень крепкий. Вы совершенно правильно сказали, что дома строили и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Ведь это дерево очень прочное.

 - Скажите, а в таком доме зимой уютно, тепло?

Дети: Да, только деревья нужно запасать для огня.

Хозяюшка:  Да, дрова нужно было заготавливать. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нём хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга, печка топится. Ой как хорошо, тепло в таком доме.

- Ребята, посмотрите вокруг (встаёт разводит руками показывает на избу)  как выдумаете, что же в русской избе было самым главным?

Дети: Печка.

Хозяюшка:  Правильно, как вы сразу догадались?

Дети: Потому что в ней огонь.

 - Потому что в ней варят.

Хозяюшка:  Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит, зимой горит,

          Рот открывает, что дают – глотает» (Печь)

Дети: ….

Хозяюшка: Печь - это сердце дома. Для чего нужна печка?

Дети:  Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки     старики, сушили одежду и даже мылись, сушили грибы, мелкую рыбёшку.

Хозяйка: Совершенно верно. Молодцы.  Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Что могла хозяйка приготовить в печке?

Дети:  В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйка: Молодцы, вот сколько всего можно приготовить в печке.

           - В избе было одно местечко между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут». Закуток, кут что это?

Дети: ….

Хозяйка: Куток  - это угол.

- Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Дети: …. (Встают показывают)

Хозяйка: Бабий кут отделяли от остальной избы цветной занавеской.

         - Хозяйничала  женщина-хозяйка: варила еду, стряпала, пряла, шила. пекла хлеб, пироги. В старину говорили «Не красна изба углами, а красна пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь баранки к чаю?

Дети: Да!

На столах для каждого ребёнка разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста накрытые салфеткой

Хозяйка: А как мы будим стряпать баранки.

Дети: Нужно взять небольшой кусочек теста, раскатать колбаску, свернуть ее в колечко, а края слепить.

Хозяюшка: Правильно. Молодцы. Принимаемся за работу.

Дети садятся за столы и лепят баранки под народную музыку

Хозяюшка: Пока стряпаем баранки давайте потешку расскажем.

Ай качи, качи, качи,

Глянь баранки, калачи,

С пылу, жару из печи,

Все румяны, горячи,

Прилетели тут грачи,

Похватали калачи,

Готовые калачики дети укладывают на противень, Хозяйка ставит их в печь

Хозяюшка: Пока наши калачи пекутся, я вам загадки загадаю.  Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…».

Дети: Самовар.

Хозяйка: Где же это самовар? Покажите.

                                                Дети показывают

Правильно. Вот он какой красивый стоит на ножках в середине стола. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья. Кипятили чай, заваривали чай с разными вкусными травками. Пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Хозяйка:  Следующая загадка.

 - Стригли, щипали, а после чесали,
            Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)  

  - Ну-ка поищите, что это такое? Это прялка. Что это?

                                   Дети повторяют

Хозяйка:   Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали различные вещи. Что вязали из шерстеных ниток?

Дети: Варежки, носки, шарфики, кофты.

Хозяйка: Молодцы, всё вы правильно говорите. Следующая загадка:

   Всех кормлю с охотою,

   А сама безротая». 

Дети: Ложка.

Хозяйка: Правильно. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей  ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. Сколько много ложек у меня на печке стоит. Какие они все красивые, расписные. Возьмите по две ложки, попробуйте как они стучат. Были такие люди ложкари, которые играли на ложках. Давайте и мы с вами на ложках поиграем, да попляшем.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках

Хозяйка: Молодцы, мы весело поплясали. Давайте ложки все в коробочку положим.  

- Присаживайтесь ко мне. Загадаю вам следующую загадку.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает»?

Дети: Это чугунок.

Хозяйка:  Покажите, где находится этот предмет? Вот он. Подержите его в руках – тяжёлый он или лёгкий?

Дети: Тяжёлый.

Хозяйка:  По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Давайте мы гречку насыпим в чугунок.

                                      Дети насыпают гречку в чугунок

Хозяйка:  Ещё тяжелее стал да. Вот такую кашу заварила- бы Хозяйка. Иди Владик поставь его в печку.

Владик ставит чугунок в печку

Он незаменим был в хозяйстве. А как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Что же нам поможет?

Дети: Ухват.

Хозяйка:  Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугуны со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок

Хозяйка:  А сейчас я посмотрю сможите вы отгадать следующую загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

Дети: Ухват.

Хозяйка:  А почему вы так назвали?

Дети: Потому что он хватает из печки чугунки.

Хозяйка:  Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Да, да соперник. Который огня не боится и воды не страшится. угадайте, что это?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал».

Дети: Горшок

Хозяйка:  Посмотрите вокруг может быть найдёте этот предмет.

Дети: Горшок.

Хозяйка:  Конечно, горшок. Принесите, пожалуйста, горшок. Горшок был самым нужным для Хозяюшки, а почему как вы думаете?

Дети: В горшке варили кашу.

Хозяйка:  В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. А из чего были сделаны горшки?

Дети: Из глины. Он легкий

Хозяйка:  Да, он лёгкий, легче чем чугунок. Сейчас я вам на стол поставлю два горшка. А вы посмотрите и скажите - похожи ли эти два горшка?

Дети: Нет. Один высокий, другой низкий.

Хозяйка: Горшки были мужские и женские. Какой из этих горшков  женский, а какой мужской, как вы думаете?

Дети: …

Хозяйка: Вот этот горшок женский, по форме - вытянутый вверх, изящный. В нем хранили молоко, сметану, квас.  В таких горшках не кисло молоко долгое время, даже если его не ставили в холодильник. Да и холодильников  то раньше не было. Посмотрите  этот  женский горшок звонкий, а по другому его называли кринка. Как такой горшок называли?

Дети: Кринка.

Хозяйка: Мужской по стуку глухой, по форме  толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

    - В горшках хранили и крупу, и муку, и сахар. В таких горшках  не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Горшки были лёгкие и хозяйка их могла нечаянно уронить, тогда горшок мог разбиться или в нём появлялась трещинка. Тогда его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп, муки. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал». Такой горшок не выбрасывали, считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы, и относились к такому горшку более трепетно.

Хозяйка:  - Ну а эту загадку вы точно не отгадаете.

«Новая посудина, а вся в дырках». (Сито)        

Хозяйка:  Ну-ка посмотрите глазками, где же эта посуда находится. Принесите пожалуйста.

Дети приносят сито

           -Что это? Кто-нибудь знает?

Дети:  Сито.

Хозяйка:  Вот это сито. А зачем оно хозяйке нужно?

Дети: Муку сеять.

Хозяйка: Ну-ка, держи сито. Мы сейчас будем муку сеять. Где же у нас мука? Вот она в туясочке. Посмотрите, есть что-нибудь в туясочке? Есть. Дениска будет насыпать муку, а Полина просеивать.

Дети просеивают муку

Хозяйка: Посмотрите как хорошо получается. Мука становится пушистая, воздушная.

    - Это что за решето – всё кругом белым бело.

    В нём муку сеют и пшеницу веют.

     - Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. 

Хозяйка: Давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?

Хозяйка достает из печи настоящие баранки

Вот они - с пылу, с жару из печи,

Все румяны, горячи.

         - Молодцы! Какие румяные, красивые баранки получились. Вот вам и угощение к чаю. В группу придёте, чай с баранками попьёте.

Хозяйка: Дети, скажите, что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы хотели бы ещё узнать?

- Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Приходите ещё. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой".

Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой"....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе «Русская березка»

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»

Цель: Уточнение и расширение знаний  детей о традициях русского народа и предметов утвари русской избы....

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.Занятие направлено на формирование представлений детей о героическом прошлом русского народа,  о русских богатырях- защитниках земли русской.Расширя...

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Русская изба»

Интегрированное занятиепо нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группеТема: «Русская изба»...

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской»

Познакомить детей с историческим прошлым России; Формировать представление  о   былинных  богатырях – защитниках земли русской (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Д...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы

Цель: Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Воспитание чувства любви к русской культуре.Задачи: Обучающая задача:Познакомить детей с русскими...